Распечатать: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя РаспечататьОставить комментарий: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя Посмотреть комментарии

25 марта 2005

ЭКОНОМИКА

III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя

    Публикуем третью, заключительную, статью нашего обозревателя, посвященную анализу хода реформ в республике за 14 лет независимости (первые две были опубликованы в «МСН» за 15 и 16 марта).
    Дилетантизм в управлении — категория экономическая
    Так, господа, искусно
    Жизнь изменилась наша,
    Что в животе пусто,
    А в голове каша.
    Сергей Пивоваров.

    Ситуация в стране развивается таким образом, что вынуждает признать: Кыргызстан продвигается не к рынку и демократии, как не устают убеждать в том нас и мировое сообщество президент Акаев и премьер–министр, а неизвестно куда. Причин думать так предостаточно.
    Возьмем главное — состояние экономики. Все радужные итоги ее развития в 2004 году, так настойчиво афишируемые главами государства и правительства, не более чем привычные пропагандистские клише, используемые лишь для того, чтобы приукрасить истинное положение дел в возглавляемом ими государстве и в очередной раз ввести в заблуждение собственных граждан, кредиторов и потенциальных инвесторов.
    В действительности же экономика республики не реформируется, а все более разваливается. Последовавший за распадом СССР разрыв хозяйственных связей привел к резкому обвалу промышленного производства. То, что удавалось еще выпускать в первые годы независимости, происходило не благодаря запущенным в действие рыночным механизмам, а за счет сохранившейся инерции прежней системы. С угасанием силы инерции шло угасание промышленных предприятий.
    Дальнейший ход времени и событий показал, что президент страны и правительство как не владели ситуацией в экономике управляемого ими государства, так и не владеют. Убедительных примеров тому приводилось, думаю, достаточно. Однако приведу еще один.
    В свое время была принята Программа развития промышленности Кыргызстана на 2002–2004 годы. Надо думать, о ее существовании успели позабыть не только многие рядовые кыргызстанцы, но и кое–кто из работников аппарата правительства, а также Министерства экономического развития, промышленности и торговли. Не берусь судить, сколько рабочего времени (надо полагать, не очень дешевого для налогоплательщиков) было ухлопано на разработку этой программы, сколько специалистов высокой квалификации трудились над ее составлением. Это покрыто мраком неизвестности. Но вот о качестве программы, глубине проработок отдельных ее положений судить мы можем.
    Отвлечемся от явного перебоя дежурных идеологических заклинаний типа: “Государственная промышленная политика на данном этапе должна сопровождаться всемерным развитием инженерного дела и инноваций, активным вовлечением в производство результатов научно–технического прогресса и передовых технологий”. За этим ворохом словесного мусора не стоит ровным счетом ничего живого, если не считать стремления разработчиков запудрить мозги потребителям этой халтурно составленной программы.
     Обратимся лучше к реальным аспектам проекта. Возьмем, к примеру, планы развития топливно–энергетического комплекса. В частности, предусматривалось в III квартале 2002 года завершить возведение Шамалды–Сайской ГЭС и начать строительство следующего этапа Камбаратинской ГЭС–2 с предполагаемым вводом в 2005 году, продолжить модернизацию Уч–Курганской и Ат–Башинской ГЭС, восстановить двадцать малых ГЭС Аламединского каскада и начать строительство двадцати семи новых малых ГЭС.
    А что же в результате? Спустя год, подводя предварительные итоги 2003–го и определяя перспективы на 2004–й, правительство вновь заводит старые песни о главном: закончить работы на Таш–Кумырской и Шамалды–Сайской ГЭС, продолжить модернизацию Уч–Курганской, Ат–Башинской, Аламединского каскада малых ГЭС.
    Насколько позволяют судить данные Нацстаткомитета, работы на Шамалды–Сайской и Таш–Кумырской ГЭС ведутся и сегодня, темпы возведения Камбаратинской ГЭС–2 таковы, что ввод ее едва ли будет обеспечен в 2010 году, модернизация, восстановление старых и строительство новых малых ГЭС так и не вышло из разряда благих намерений.
    В соответствии с программой мощный прорыв намечался в угольной промышленности. Недостаточность ресурсов природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также дефицит электроэнергии, указывалось в документе, требует резкого увеличения добычи угля в ближайшие годы и доведения ее в 2005 году до 1,035 млн. тонн. В связи с этим планируется за счет технического перевооружения и реконструкции разреза “Кара–Кече” с привлечением иностранных инвестиций довести добычу открытым способом до 500 тыс. тонн угля в 2004 и 550 тыс. тонн в 2005 году. От себя заметим, что в 2004 году общая добыча угля как открытым, так и закрытым способом едва превысила 456 тыс. тонн.
    Не менее грандиозные перспективы намечались в нефтегазовой отрасли. Тут и восстановление, и капитальный ремонт скважин на старых месторождениях, и бурение новых, и развитие вакуумно–депрессивных методов добычи нефти, и интенсивное поисковое бурение в перспективных залежах. За счет всего этого ожидалось довести в 2004 году добычу нефти до 145 тыс. тонн, природного газа — 50 млн. кубометров. Правда, через год план добычи нефти на 2004 год был снижен до 90 тыс. тонн. Фактически же в прошлом году нефти было добыто 73,8 тыс. тонн, газа — 28,6 млн. кубометров.
    Глядя на эту цифирь, не знаешь, что и думать. То ли полнейшая каша и сумбур в головах тех, кто составляет такого уровня планы и определяет перспективы развития, то ли такая некомпетентность и развинченность на всех уровнях управления, такие там подобраны кадры, что завалят любые планы?
    Не менее квелые, совершенно нежизненные и изначально утопические планы были составлены в сфере развития горнодобывающей, металлургической, перерабатывающей, легкой и местной промышленности, машиностроении.
    Например, в IV квартале прошлого года планировалось ввести в строй действующих золоторудное месторождение Талды–Булак Левобережный, а в первом полугодии нынешнего — Джеруй. Вот и премьер–министр Н.Танаев принародно заявлял, что, если не отыщется на эти объекты инвестор, республика собственными силами развернет на них работы. Я, признаюсь, далек от этих сфер деятельности, но здравый смысл подсказывает мне, что нет у государства финансовых и технических возможностей, кадрового потенциала, чтобы вести в одно и то же время строительство крупных и восстановление малых ГЭС, освоение золотых и нефтегазовых месторождений, техническое перевооружение промышленных и перерабатывающих предприятий, шахт, угольных разрезов. Тем более что на многих из них основные производственные фонды изношены порой на 70–85 процентов.
    Дилетантизм, некомпетентность, поверхностность в планировании и управлении оборачиваются серьезными провалами и экономическими издержками.
    К ярчайшему примеру дилетантизма и некомпетентности в управлении как экономической категории следует отнести назначение в свое время Кубанычбека Жумалиева премьер–министром Кыргызстана. Не считаю зазорным вспомнить, что в апреле 1998 года одно зарубежное информагентство попросило меня сделать анализ и прогноз деятельности нового правительства. В той семилетней давности статье я высказал мнение, что, пожалуй, главное достоинство нового премьер–министра заключается в том, что он всегда проявлял лояльность к президенту. Аскар Акаев выдвинул на ключевой пост своего верного и преданного ученика, с которым бок о бок трудился во Фрунзенском политехническом институте и в республиканской Академии наук, будучи ее президентом. Жумалиев также доказал свои послушание и преданность Акаеву на посту руководителя администрации главы государства. Однако, писал я в статье, многие кыргызстанцы считают замену Джумагулова Жумалиевым далеко не равноценной. Это очень скоро негативно скажется на экономике Кыргызстана и благополучии его населения. Главный довод пессимистов сводился к тому, что Жумалиев абсолютно не знает ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни самой республики и к тому же не обладает достаточным опытом в сфере управления.
    Уже одна из первых пресс–конференций нового премьер–министра, писал я далее, показала, что эти опасения во многом обоснованны. На вопрос о программе вывода страны из кризиса Жумалиев ответил, что она предусматривает развитие трех приоритетных направлений: электроники, электротехники и энергетики. Но разве новоиспеченный премьер–министр не знает, что развитие энергетического комплекса в Кыргызстане полностью зависит от иностранных инвестиций? А их нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Что же касается электроники и электротехники, неужели Жумалиев всерьез намерен потеснить на этом рынке Японию, Южную Корею, других восточноазиатских тигров?
    Напомню, премьер–министром К.Жумалиев был утвержден 25 марта 1998 года, а 23 декабря того же года все возглавляемое им правительство было отправлено в отставку. В те драматические дни на заседании Совета безопасности А.Акаев заявил, что отныне всю ответственность за происходящие в республике процессы он берет лично на себя. Чем же и как ответил президент за дальнейшие процессы? Весьма своеобразно. Через некоторое время Жумалиев выплыл в ранге вице–премьер–министра, а позже стал первым вице–премьером. В этой должности он благополучно пребывает и поныне.
    Еще задолго до нас замечено, что когда идет борьба за власть, на ключевые посты ставят не профессионалов, а лично преданных людей. Что с того, что они не способны должным образом исполнять служебные обязанности. Не потому ли не идут у нас реформы, что проводить их зачастую поручается людям, плохо разбирающимся как в доверенном им деле, так и в современной экономике и технологии управления?
    Короткая пока биография так называемых демократических и рыночных реформ служит яркой иллюстрацией к словам Ленина о том, что ни одно глубокое и могучее движение в истории не обходится “…без грязной пены — без присасывающихся к неопытным новаторам авантюристов и жуликов, хвастунов и горлопанов, без нелепой суматохи, бестолочи, зряшной суетливости, без попыток отдельных “вождей” браться за 20 дел и ни одного не доводить до конца”.
    Что ни говорите, а вождь мирового пролетариата был мудрым провидцем.
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9763/


Распечатать: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя РаспечататьОставить комментарий: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: III. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007