Чего хочет левая нога министра юстиции?
Наша “небесная” канцелярия один за другим с маниакальным упорством продуцирует документы, прямо нарушающие права и свободы граждан. Один из самых заметных в последние дни — приказ министра юстиции № 167 “О мерах по совершенствованию и упорядочению государственной регистрации (перерегистрации) отдельных видов юридических лиц и средств массовой информации Министерством юстиции Кыргызской Республики”.
Это самое “совершенствование и упорядочение” наша газета уже давно ощущает на собственной шкуре. Больше полугода мы не можем зарегистрировать в Минюсте ни одну новую газету. Только мы? Похоже, что да.
На официальный запрос редакции зам. министра юстиции Н. Алымбаев дал исчерпывающий ответ: “…В 2003 году органами юстиции Кыргызской Республики зарегистрировано 103 газет, журналов и приложений к ним, из них Министерством юстиции зарегистрировано 85, его территориальными органами — 18 газет, журналов и приложений к ним”. То есть всем регистрироваться можно, и только “Нашей столице”, “Столичным новостям”, “Муравью” — “не можно”.
Но названный приказ появился только в ноябре. А первое заявление на регистрацию нового издания мы написали 30 июня прошлого года. В то время уже действовал секретный циркуляр Министерства юстиции № 91–а от 10 апреля 2003 года, подписанный тем же самым заместителем министра Н. Алымбаевым.
Напомним содержание документа, который был разослан всем территориальным органам, в части, касающейся СМИ. “…При рассмотрении документов, представленных на регистрацию средств массовой информации, просим уделить особое внимание на учредителей; цели и задачи; источники финансирования средств массовой информации. В случае выявления вышеуказанных фактов до принятия решений о регистрации (перерегистрации) просим Вас оперативно информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики… для получения дальнейших указаний”.
Мы абсолютно уверены, что рекомендации по СМИ были изобретены исключительно ради того, чтобы не допустить появления в информационном пространстве изданий, родственных “Моей столице”. Что касается “дальнейших указаний”, очевидно, что они были даны и до сих пор неукоснительно выполняются. У нас скопилась уже целая пачка приказов Минюста с отказами в регистрации. Мы не в первый раз создаем газету, все требования отлично знаем и выполняем, так что серьезных причин для отказа нет и быть не может. Есть вымышленные поводы, мелочные придирки.
17 декабря мы получили четвертый по счету, последний по времени “приказ об отказе”. Подпись внушительная: “Первый Вице–премьер–министр, Министр юстиции Курманбек Осмонов”. Совершенно непонятно, причем здесь первый вице–премьер. Это вообще не его епархия, к регистрационным вопросам имеет отношение министр юстиции, но никак не первый вице–премьер. Или же все громкие титулы перечислены с целью устрашения. Мол, и правительство тоже против вас, имейте в виду. Мы не испугались, просто удивились тому, что из пушки палят по воробьям. Непрофессионально это как–то.
Не любит нашу газету Курманбек Эргешович. И правильно делает — не за что ему нас любить. Не льстим, пишем о его действиях, ничего не приукрашивая. Но это не дает министру юстиции (и уж, конечно, первому вице–премьеру) права сводить личные счеты. Не на чай к нему просимся, а хотим на абсолютно законных основаниях зарегистрировать новые издания.
Господин Осмонов любит распространяться о том, что возглавляемое им министерство по отношению к СМИ строго следует букве закона. Однако Закон “О средствах массовой информации” отводит на регистрацию срок в один месяц и не позволяет по полгода мурыжить юридические лица, намеренные заниматься издательской деятельностью. А вот приказ министра Осмонова № 167 как раз это и предусматривает, поскольку относит вынесение решения о регистрации (перерегистрации) всех структур, деятельность которых связана с учреждением средств массовой информации, к функциям самого министра юстиции — с учетом решения коллегии Минюста. Причем среди этих структур религиозные организации, общественные объединения, фонды, политические партии и “отдельные виды юридических лиц”. (Очевидно, именно к этим “отдельным видам” мы и относимся.) То есть простая формальность превращается в сложный процесс, зависящий не от закона, а от благорасположения господина министра. От того, чего его левая нога захочет. Таким образом, в руках Курманбека Осмонова сосредоточивается в период подготовки к парламентским и президентским выборам большая власть.
Несколько недель назад мы получили информацию о том, что в администрации президента по инициативе господина Джанузакова было проведено секретное заседание. На нем якобы обсуждался вопрос о прекращении регистрации и перерегистрации СМИ и о закрытии до июня 2004 года некоторых независимых газет. На одном из “круглых столов” Болот Джанузаков ответил на вопрос автора этих строк, что никакого заседания он не проводил. Может быть, он и не проводил. Но названная тенденция абсолютно откровенно просматривается в приказе Минюста № 167. Поверить в то, что Курманбек Эргешович лично сам, “без ансамбля”, придумал такой приказ, невозможно. За этим видна направляющая рука “Белого дома”, которому независимая пресса нужна, как дырка в голове. Особенно в столь серьезный политический момент. Ясно, что все акции против СМИ, политических партий и общественных движений давно и тщательно продуманы и осуществляются в полном соответствии с выработанными планами.
Самое время авторитетным международным организациям сказать свое веское слово по поводу происходящих в Кыргызстане атак на гражданские и политические права и свободы. Если этого сегодня не сделать, это будет воспринято проводниками акаевского режима как поощрение действий, нарушающих Конституцию и законы. Констатировать эти нарушения и укоризненно качать головой после выборов будет поздно. После драки кулаками не машут.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5860/