Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 мая 2015 | АВТОДРОМ |
Попытка номер дваВ Кыргызстане в очередной раз хотят внедрить обязательное гражданское автострахование. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение парламента. Чиновники в правительстве уверяют, что если ввести ОСАГО, то это позволит упростить процедуру возмещения ущерба, соответственно, получение компенсации. По их словам, в среднем ежегодный тариф по ОСАГО якобы составит 2 тысячи сомов. Заниматься этим будут частные страховые компании. Среди сторонников введения обязательного гражданского автострахования и экс-глава ДПС МВД Талантбек Исаев. Генерал пояснил, что в России и Казахстане уже давно действует такая практика. — Инициатива поднималась, когда я еще работал в ДПС, — сообщил он журналистам. — Идея принадлежала Финнадзору, но из-за недоработки дело было приостановлено. На сегодня у нас есть два таких закона, как страхование водителей и грузоперевозчиков, но они не работают, хотя приняты были, если не ошибаюсь, еще в 2008 году. И если примут ОСАГО, то это заставит заработать и эти две нормы. И сама по себе данная система будет очень удобна и для сотрудников ДПС, и для водителей. К примеру, оформление ДТП занимает много времени, а при гражданском автостраховании можно разрешить дело и без гаишников. Помимо этого, Исаев пояснил, что по развитию в сфере внедрения новых систем Кыргызстан во многом отстает от соседних стран. — Однако единственное, в чем мы опередили эти страны, так это во введении терминалов по оплате штрафов за нарушения ПДД, — добавил генерал. — В России только собираются заняться этим. И когда к нам приезжали туристы из Казахстана, они были приятно удивлены, что их водительские удостоверения никто не отбирает — заплатить штраф они могут посредством кредитных карточек. Сообщение о вынесении законопроекта об ОСАГО на рассмотрение Жогорку Кенеша вызвало в обществе такой же всплеск страстей, как и в первый раз, когда презентацию выношенного сильными мира сего страхового дитятки проводил в парламенте тогдашний глава Госфиннадзора Юруслан Тойчубеков: — Целью введения данного законопроекта являются защита прав и законных интересов пострадавших на возмещение причиненного вреда при эксплуатации транспортных средств и имущественных интересов владельцев авто, связанных с обязанностью по возмещению причиненного вреда третьему лицу в результате дорожно-транспортного происшествия, — тогда заявлял он. — Владелец авто, согласно данному законопроекту, обязан застраховать свою гражданскую ответственность по каждой единице эксплуатируемого автотранспортного средства посредством взноса страховой премии и заключения со страховщиком договора страхования. Введение страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств значительно упростит процедуру возмещения ущерба пострадавшим и будет способствовать снижению огромных ежегодно повторяющихся потерь от ДТП. Также этот закон поможет развитию страхового рынка страны. Оппоненты ему тогда отвечали, что, да, поможет… Набить мошну отдельной группке людей, принудительно раскулачивая и без того едва сводящий концы с концами средний класс. Однозначно, доводы сторонников введения ОСАГО на фоне вполне логичных выпадов его противников кажутся малоубедительными. А задуматься есть над чем, поскольку авторы лоббируемой страховщиками идеи настойчиво подталкивают Кыргызстан наступить на те же грабли, о которые уже набили шишки на лбу Казахстан и Россия. Оппоненты нововведения откровенно заявляют: зачем лицемерить? Страховщики ведь сами инициировали и пролоббировали данный законопроект. Для них это дополнительные услуги и клиенты, новые доходы. Солидарны с ними и отдельные юристы с правозащитниками. По их словам, законопроект о кыргызском ОСАГО является антиконституционным. Он нарушает права человека, презумпцию невиновности. Парадоксально, но его логика и основа исходят именно из презумпции виновности. Получается, что любой нарушивший ПДД водитель, либо ударивший другую машину, либо сбивший пешехода должен заплатить за ущерб впрок. Это равнозначно тому, что автолюбитель должен отсидеть три-пять лет в тюрьме на случай, если кого-то на трассе собьет или стукнет. Немаловажен и опыт России, Казахстана, где действующий закон об ОСАГО подвергается постоянным нападкам в судах. Россияне и казахстанцы жалуются, что страховые компании под благовидными предлогами или вообще отказывают в выплатах, или платят ничтожные суммы ущерба. Примечательно, что законопроект об ОСАГО, перед тем как был принят в Госдуме РФ, буксовал так же, как и у нас, при обсуждении не один год! Россияне тогда критиковали его не хуже, чем мы сегодня свой. Делали все, чтобы он не был принят, но… Запах больших денег от “осаговской лавочки” отдельные высокопоставленные чиновники и банкиры почувствовали еще после первой революции. Но команде экс-президента Бакиева не удалось тогда их поиметь. Впоследствии эстафету принял экс-премьер Омурбек Бабанов, настойчиво продвигавший эту идею. Правительство даже успело отменить доверенности, с которыми ОСАГО не заработало бы. Отменен был и техосмотр, но только для того, чтобы исполнительные дирекции подконтрольных тем же “мутящим ОСАГО” страховщикам и чиновникам станций технического обслуживания смогли получить лицензии на проведение ТО. Вот только ввести вновь обязательный техосмотр и ОСАГО Бабанов не успел. Солидарны с экс-премьером и нынешние отдельные члены правительства, парламентарии. Они наверняка приложат все усилия, чтобы убедить Жогорку Кенеш, что ОСАГО для страны — это благо. Но все не так гладко, как им хотелось бы, и возможны даже акции протеста — с нововведением платить обывателю за свои тачки придется в разы больше. И дело даже не в неприятии народом любого посягательства на его дырявый карман. Кыргызстанцы уже давно научились разбираться, что полезно стране, а что — горстке власть имущих, и куда поплывут в обязательном порядке собранные денежки — в госказну или в особняки, “Лексусы” владельцев страховых компаний да депутатов с чиновниками. Что касается сторонников ОСАГО, то кто им мешает страховаться сегодня? Пожалуйста! Ущерб за ваши страхи, если они сбудутся, возместят. И вообще такая вещь полезна на сугубо добровольных и личных пожеланиях — конкретная сумма и ситуация. А если будет закон, страховщики значительно повысят цены и выбора уже не будет. И вообще зачем всех стричь под одну гребенку? Оттого, что нас заставят в обязательном порядке больше платить, ДТП меньше не станет. Чтобы реально уменьшить количество аварий, в первую очередь нужно реформировать милицию, построить новые дороги и оснастить их современными средствами навигации, ужесточить ответственность за нарушение ПДД и т. д. Однозначно, предлагаемая мера — фикция, очередная схема массового выкачивания денег. Да и от перемены мест слагаемых сумма не меняется: если вчера в стране была куча ушлых личностей с липовыми техосмотрами, то завтра появится такая же куча с липовыми страховками. Это уже наглядно продемонстрировал Казахстан, где широко распространена массовая покупка фальшивых страховок для очковтирательства дорожным полицейским. С учетом вступления Кыргыстана в ЕАЭС данный законопроект наверняка будет принят уже в самое ближайшее время. Впрочем, среди наших парламентариев есть и те, кто по-настоящему заботится о народе. Они считают, что систему все-таки нужно вводить постепенно, а на первых порах — и вовсе в добровольном порядке. Но убедить в этом находящихся в большинстве и откровенно лоббирующих интересы магнатов-страховщиков коллег им вряд ли удастся. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/44097/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007