Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
27 мая 2011 | АВТОДРОМ |
Ген чайникаПрактически каждый человек, который хотя бы раз садился за руль в большом городе, знает о существовании чайников. А шутейное правило "трех д" - дай дорогу дураку - даже на автомобильных курсах преподают на полном серьезе. Самое интересное, что это вовсе не байка - ученые доказали, что существуют люди, от природы неприспособленные к вождению. Водить бы рад Не все люди одинаково пригодны к разным видам деятельности. Есть закономерность нормального распределения, по которой "несмышленышей" приблизительно 10 процентов. Это вовсе не значит, что они бесталанны, просто природа так распорядилась - не дано... Это утверждение справедливо и для водителей. Этот факт экспериментально доказали российские специалисты. В Воронежской государственной медицинской академии для исследований были отобраны три референтные группы. В первой, самой многочисленной, - 118 человек, которые в последний год были участниками ДТП. Причем 44 процента из них являлись водителями-профессионалами. Во вторую группу вошли 45 учеников автошкол. А в третью, контрольную, набрали 46 водителей, которые за последние несколько лет не попадали в аварии. Во время эксперимента все проходили различные психофизиологические тесты с применением специального оборудования, способного замерить скорость реакции на происходящие события, особенности переключения внимания, пространственную ориентацию, стрессоустойчивость и многие другие параметры (всего 78 показателей). Одним из основных и наиболее информативных оказался тест по сложной зрительно-моторной реакции. Человеку на экране небольшого прибора, который тот держал в руках, показывали два сигнала - красный и зеленый. На сигналы нужно было реагировать, нажимая определенные кнопки (или педали) в зависимости от увиденного цвета. Тест, по сути, очень походил на реальную дорожную ситуацию: человек подъезжает к светофору, на котором горит красный, или на трассе приближается к резко затормозившему автомобилю с горящими стоп-сигналами. Когда времени на раздумье практически нет, все зависит от индивидуальных качеств водителя: успеет он нажать на педаль тормоза и не перепутает ли ее с газом. Эксперимент длился несколько месяцев, и каждый участник проходил тестирование как минимум три раза. Результаты таковы: у 64 процентов водителей - участников ДТП выявился низкий уровень сенсорно-моторной реакции. В безаварийной группе таковых было почти в два раза меньше - 39 процентов, а в среде учащихся автошкол - 51 процент. Причем специалистов удивило, что у "аварийных" водителей средняя скорость реакции на цвета была даже выше, чем у представителей контрольной группы, правда, они без конца делали ошибки. Учеников же отличало противоположное качество - они очень долго обдумывали свои действия и слишком поздно реагировали на сигнал. Окончив эксперимент, психофизиологи обработали данные и пришли к выводу: если у 38 процентов (преимущественно ученики автошколы) качество сенсорно-моторной реакции в итоге скорректировалось, то у 13 процентов водителей (в основном из группы "аварийщиков") показатель коррекции не поддавался. Именно этот процент людей, провоцирующих аварийные ситуации, представляет группу риска. Может, этим 13 процентам стоит дать шанс исправиться, сходить к психологу или пройти дополнительное обучение у инструкторов? Но исследователи дали однозначный ответ: "Этих людей вообще нельзя допускать к вождению". Диагноз: "пассажир" Экзамен на права в нашей стране можно сдавать до бесконечности. Негласный рекорд составляет 18 попыток. Мастер-инструктор одной из бишкекских автошкол Андрей Архипов может рассказать не один десяток историй о неспособных к вождению учениках. И все они как нельзя лучше подтверждают экспериментальные наблюдения психофизиологов. По его словам, некоторые из учеников приходят в автошколу и долго не могут сделать элементарные вещи даже на площадке. Словно впадают в какой-то ступор. Некоторые, понимая, что им не дается вождение, бросают занятия и больше в школу не приходят. Кто-то буквально "выстреливает" к концу обучения - начинает правильно выполнять упражнения на площадке и выезжать в город. Но попадаются и те, кто так и не научился водить. Причем их нельзя распознать ни по полу, ни по цвету волос, по каким-либо другим параметрам. - Однако случается и такое, что человек каким-то невероятным усилием воли настраивается и сдает экзамен, - говорит Андрей Архипов. - Таких видно сразу: курсант пытается делать все механически, стремясь заученными движениями заменить шоферское чутье. То есть он садится, делает вид, что настраивает под себя зеркала, даже плавно трогается, но как только машина поехала, впадает в ступор и в результате отправляется на пересдачу. Можно, конечно, списать все эти симптомы на экзаменационный синдром новичка, но, поверьте, действительно есть люди, диагноз которых - "пассажир". Таких немного - на группу из 15-20 человек максимум двое. Мы не имеем права их отчислить, и большинство из них права все же получают. Что происходит дальше, прекрасно знают сотрудники группы разбора ДТП... Действительно, выезжающие на аварии дежурные инспектора УБДД ГУВД Бишкека давно обратили внимание на то, что некоторые из них, что называется, происходят на ровном месте - машина исправна, условия видимости прекрасные, дорога сухая. И в такие ДТП, как правило, попадают те, кому, по выражению гаишников, надо бы ходить пешком. Кстати, эти водители в большинстве своем очень хорошо знают Правила дорожного движения. Однако когда попадают в простенькую дорожную ситуацию - обгон, перестроение, пробка, - не могут верно рассчитать скорость, оценить дистанцию. Инструктор Архипов постоянно общается со своим бывшим учеником, который после получения прав за четыре года семь раз попадал в аварии. Слышал он еще и о четырех - пяти подобных индивидах, учениках своих коллег. Эти люди просто не могут поверить, что им не дано водить машину безаварийно. Пытаются набраться опыта, записываются на курсы экстремального вождения, но... Можно ли снизить риск, вычислив чайников еще на стадии экзамена? У ученых есть соответствующая метода - психофизиологическое тестирование. Понятно, что всех и сразу отсеивать нельзя. Ведь 40 процентов все же корректируют свою реакцию за время обучения. Но ведь можно тестировать претендентов при поступлении в автошколу, в середине учебы и при выпуске. На первых двух этапах людям можно давать определенные рекомендации. Но при выпуске нужно не допускать курсантов, не прошедших психофизиологический тест, к вождению. Так же, как сегодня не дают права дальтоникам или людям, состоящим на учете в наркодиспансере. Жестоко? Возможно. Впрочем, сегодня никто не даст гарантий, что этот тест нельзя будет пройти за деньги, как проходят некоторые психиатра и нарколога. И все же, если хотя бы часть генетических чайников не сядет за руль, может, игра стоит свеч? Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35221/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007