Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 октября 2007 | ОБЩЕСТВО |
Местное самоуправление ли местечковые управленцы? Выбор не за горамиВ указе президента Курманбека Бакиева об объявлении референдума говорится о необходимости завершения проведения конституционной реформы и совершенствования конституционного устройства и управления. Это - в общем. Ну а если чуть поконкретнее, то стоит порассуждать о поправках, предложенных к седьмой статье Конституции, в которых прямо говорится о повышении ответственности органов государственной власти и местного самоуправления перед народом, а также о разграничении функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Предложенные главой государства конституционные нюансы достаточно принципиальны. Ведь мало для кого является секретом, что на сегодняшний день органы местного самоуправления республики представляют из себя достаточно сложный, плохо контролируемый и соответственно малоуправляемый механизм. Нет, у самих органов местного самоуправления как раз все хорошо. Даже слишком хорошо, чтобы многие из тамошних представителей стремились к какому-либо реформированию. Судите сами: по данным Министерства финансов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы органов местного самоуправления Кыргызстана выросли на 50 %, что в денежном эквиваленте составляет более полумиллиарда сомов. Ничего удивительного, впрочем, здесь нет - по данным председателя правления Ассоциации неправительственных и некоммерческих организаций Кыргызстана Токтайым Уметалиевой, около 70 % депутатов, избранных в органы местного самоуправления Кыргызстана в ходе недавних выборов, являются бизнесменами. То есть людьми, не понаслышке знакомыми с оборотом и методами накопления капитала. Казалось бы, ничего плохого - люди подобрались способные, добывать деньги умеют. Значит, наверное, и тратят их с максимальной пользой для общества. Может быть, может быть. Категорически ничего обратного утверждать не буду. Однако несколько настораживает другое: как показала практика, ну не любит эта категория управленцев отчитываться перед народом и государством о своих финансовых (да и прочих) делах. Точно так же, как в нелегкий период становления самих себя в качестве преуспевающих бизнесменов. Только вот частное предприятие и выборный орган местной власти, это, как говорится, две большие разницы, и вот про это-то у многих господ из органов местного самоуправления как раз почему-то малость позабылось. Да и свободный доступ к информации здесь также носит принципиальный характер. Что показательно, на одном из журналистских семинаров, посвященных недостаточной информированности населения о деятельности местных самоуправленцев, выяснилось, что последние вообще не в курсе принятого в декабре прошлого года Закона "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" в целом, и статьи 20-й - "Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению распространения информации" в частности. Журналистам тогда так и намекнули: мы, мол, сами знаем, чем нам, дескать, заниматься, и не стоит путаться под ногами, задавать всякие вопросы и вообще отвлекать от работы. И вот по поводу этой самой работы хотелось бы сказать особо. Эффективность местной власти оценивается по ее способности организовать комфортность проживания населения. Все предыдущие попытки провести половинчатые реформы местного самоуправления, к сожалению, не учитывали неизбежного конфликта социальных интересов, не были подкреплены финансами, не обусловлены традициями. В результате получалось много шума, суеты и демагогии, а лампочки в подъезде, ремонт труб и благоустройство дворов граждане страны по-прежнему требовали от президента. Так что напрашивается простейший вывод: если же мы действительно хотим построить гражданское общество и современное процветающее государство, нам всем придется начать с серьезного реформирования местной власти. И при этом обязательно учитывать, что вряд ли возможно построить эффективное местное самоуправление, если доходы этого самого местного самоуправления обезличены со стороны граждан. Ну невозможно строить местное самоуправление, если жилищно-коммунальный комплекс фактически неподотчетен никому, а в чем-то даже и монополизирован самими представителями местной управленческой вертикали. Невозможно строить местное самоуправление, если на выборы местной власти ходит менее 20 процентов граждан, которые сами толком не знают, кого же они выбирают в местные советы. Ну и, наконец, для того чтобы местное самоуправление стало реально эффективным, нужно сделать его необходимым - необходимым не отдельно взятым депутатам и членам их семей, а каждому гражданину страны. И вот тут мы приходим к другой части предложенных изменений в седьмую статью Конституции - уже упомянутой необходимости разделения функций и полномочий государственной власти и местного самоуправления. Изменить отношение местной власти к проблемам жителей - значит изменить систему финансирования муниципалитета, сделать ее максимально прозрачной и подконтрольной избирателям. Для этого мало объявить избирателю, что местная власть сама по себе существует для того, чтобы сделать его жизнь комфортнее и благополучнее. Этого явно недостаточно. Для того чтобы предложенная президентом Бакиевым система реформирования заработала на самом деле, необходимо сознательное решение каждого гражданина, четко осознающего, кому и зачем он передает свои деньги. А пока же ничего подобного нет и в помине. Центральные органы власти вроде как живут своей жизнью, местные органы - своей, а население по большому счету привыкло обходиться без тех и без других. Что из этого вышло - каждый видит практически ежедневно, и теперь главное - перебороть в себе устоявшийся скепсис и осознать, что предложенные президентом поправки в Конституцию призваны реально сломить создавшиеся стереотипы и, четко разграничив полномочия (а заодно и степень ответственности), заставить местное самоуправление заняться своими прямыми обязанностями. Понятно, что дело это непростое и одним указом президента ситуацию на местах в одночасье не выправишь. Хотя бы потому, что многие кыргызстанцы, не приученные к ответственности властей, до сих пор не предпринимали попыток узнать о том, насколько эффективно тратятся их деньги. Жители городов и сел еще долго могут пребывать в уверенности, что информацию скрывают и им ничего не расскажут. Увы, но это неизбежное наследие тоталитарной системы и неразберихи переходного периода, и теперь, чтобы вызвать искренний интерес, не говоря уже о доверии, представителям местной власти необходимо идти навстречу своим избирателям. Ну и еще один немаловажный штрих - предложенные Курманбеком Бакиевым конституционные изменения дают всем нам шанс воспитать не только новое отношение к местной власти, но и сделать серьезный шаг к построению реального (а не декларируемого некоторыми политическими партиями) гражданского общества. Если придет заинтересованность в действиях местной власти, если возникнет желание контролировать и требовать с местной власти, если каждый из нас будет знать, что ее действия подконтрольны народу, значит, есть надежда на появление искреннего интереса к большой политике. И в конечном итоге на участие ныне пассивного большинства наших сограждан во всех конструктивных политических процессах обновленного Кыргызстана. А это, согласитесь, и есть один из основных признаков подлинной, а не митинговой демократии. Джолдош МАМБЕТОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20345/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007