Распечатать: Кризис–менеджер для юга РаспечататьОставить комментарий: Кризис–менеджер для юга Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кризис–менеджер для юга Посмотреть комментарии

24 сентября 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Кризис–менеджер для юга

Этого пассажира стюардессы местной авиалинии Бишкек - Ош узнают безошибочно. Еще бы, никто не проводит в воздухе столько времени, сколько вице-премьер-министр, генеральный директор Госдирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад Жанторо Сатыбалдиев. За последние четыре месяца он налетал столько часов, сколько иные министры за год.

    Как вице-премьер этот человек нужен в Бишкеке, где техническое правительство ежедневно решает проблемы, связанные с восстановлением нормальной жизни на юге республики. Но его присутствие необходимо в эпицентре беды как руководителя госдирекции, координирующей и контролирующей финансовые потоки и ход строительства. Бывает, что он за день оборачивается туда и обратно, - настолько плотный график. Вот и в минувшую пятницу прилетел в Бишкек буквально на полдня, но мы успели его перехватить и взять интервью за час до вылета.

    - Сегодня встречался с японским послом в Кыргызстане Сином Маруо и представителем УВКБ ООН Хансом Фридрихом Шоддером, - первым начал разговор Жанторо Сатыбалдиев. - Мы подписали соглашение о реализации проекта по возвращению и помощи вынужденным переселенцам, финансирование которого взяло на себя правительство Японии. Наши друзья выделяют грант в размере 7 миллионов долларов. Благодаря этой помощи сможем всех нуждающихся обеспечить временным (переходным) жильем.

    - Какими средствами реально располагает дирекция?

    - На нашем счете 100 миллионов сомов, которые поступили из резервного фонда временного правительства. Первый транш пришел в начале августа. За это время госдирекция успела подготовить проектно-сметную документацию. Конечно, изучение, обследование объектов, анализ объема предстоящего строительства жилья затянулись. Нужно было бы все эти вопросы решать скорее, оперативнее. Но напряженная политическая ситуация в стране и регионе отвлекала внимание, силы, и новая власть не могла полностью сосредоточиться на решении экономических проблем.

    - Ссуды, которые выплачивают людям, это средства из вашего фонда?

    - Да.

    - А гранты?

    - Грантовые деньги идут в основном на восстановление. За счет помощи доноров и гуманитарных организаций будем возводить так называемое переходное жилье площадью 28 и 38 квадратных метров на месте тех домов, что сгорели или были разрушены практически до основания. Если в семье более семи человек, то она может рассчитывать на получение тридцати восьми квадратов. Конечно, мало, конечно, тесно. Но пока только так.

    Чтобы успеть заселить всех нуждающихся в дома до наступления холодов, нужно строить быстро, с небольшими затратами. Зато в следующем году эта работа будет продолжена - достроим недостающие до 100 квадратов метры. Главное, что источники финансирования определены.

    - Как идет строительство многоквартирых домов?

    - Мы сейчас возводим в Оше 75-квартирный дом и в Джалал-Абаде 40-квартирный. Очень надеюсь, что до конца года в южной столице десятки семей обретут крышу над головой. Это одно-, двух- и трехкомнатные квартиры.

    - Сколько всего семей нуждаются в жилье?

    - Очень много. В Оше в очереди на получение квартир стоят 18 тысяч. Скажу честно, всех обеспечить мы не в силах. Поэтому, если вы помните, на инвестиционном форуме в Бишкеке я говорил о необходимости развития ипотечного кредитования. Сейчас мы этот вопрос прорабатываем со Всемирным банком, другими донорами. Значение и роль микрокредитования велики, но оно нас все равно не спасет.

    - Многие международные доноры заявляют, что хотели бы сами распоряжаться средствами своих налогоплательщиков и оказывать адресную помощь. Скорее всего причина такого решения кроется в недоверии к нашим вороватым чиновникам.

    - От себя скажу, что мы приветствуем такой подход партнеров. Основными донорами в восстановлении жилья являются Управление Верховного комиссара по проблемам беженцев и Красный Крест. Мы с ними работаем по каждому из 1881 частному дому. А многоэтажки строим за счет государства.

    - Какое участие в созидании нового Оша принимает местное самоуправление?

    - Городские власти не стоят в стороне. МСУ выделяет деньги, материалы, мобилизует население. В восстановлении городов участвуют международные доноры, государство, местные органы и сами пострадавшие. Мы с самого начала разработали такой механизм, и он сейчас себя оправдывает. Для людей, переживших страшные потери, сильный психологический стресс, участие в восстановительных работах не только способ выживания, но и лекарство, снижающее боль и горе утрат.

    - Кто координирует работу этого, как вы выразились, механизма?

    - Со стороны государства - наша дирекция, со стороны доноров - УВКБ ООН.

    - В последнее время заметно похолодало. Люди зябнут в благоустроенных домах и квартирах, а каково тем, кто ютится в палатках?

    - Мы понимаем, что каждый пройденный день против нас. Это осознают все: население, наши оппоненты, которые тайно надеются, что мы провалим работу. Чтобы в преддверии выборов пообещать людям: мол, вот если мы придем к власти, то за короткий срок построим очень хорошие дома. Поэтому нам приходится работать сразу на нескольких фронтах - не только решать насущные проблемы строительства, но и разъяснять населению, что мы делаем.

    Горе у людей. Слышать плач каждый день - даже человеку со стальными нервами станет не по себе. В то же время есть немало политиков, использующих межэтнические проблемы в своих корыстных целях. Они агитируют пострадавших не брать ссуды. Внушают: "Государство должно бесплатно построить вам жилье". Но если раньше власть не могла этого сделать, то сегодня это тем более невозможно. Хотя правительство ищет разные пути и способы, чтобы быстрее вернуть нормальную жизнь в этот некогда благодатный регион.

    - А кому достались подряды на возведение жилья?

    - Местным строителям. Надзор за тем, чтобы здешние компании были заняты в восстановлении Оша и Джалал-Абада, осуществляют госдирекция совместно с Госстроем, МСУ и международными организациями. Контролирующих структур предостаточно: есть наблюдательный совет с участием представителей доноров, общественности, правительства. Создан общественный совет, где заседают местные аксакалы. За нашими действиями внимательно следят несколько неправительственных организаций. Но нас такой тотальный контроль не смущает. Госдирекция открыта и не скрывает информации, откуда, сколько денег поступает, на что они идут.

    - Из-за восстановительных работ выросли цены на строительные материалы?

    - Да. Особенно подорожали металл и пилолес. Что касается местных материалов - цемента, гравия, щебня и кирпичей, то у нас есть договор с производителями об их покупке по оптовым ценам. Для продавцов такой вариант тоже выгоден. Цены на стекло выросли, а вот вместо экологически вредного шифера на кровлю пойдет металлочерепица. Цемент в необходимых объемах нам поставляют Кызылкийский и Араванский цементные заводы.

    - По вашим подсчетам, сколько всего денег понадобится?

    - Для строительства домов площадью 100 квадратных метров, в которых нуждается около 2 тысяч семей, планируем израсходовать 30-32 миллиона долларов. Очень надеюсь, что львиная доля этой суммы будет сформирована за счет гуманитарной помощи доноров - свыше 90 процентов.

    - А из каких источников собираетесь восстанавливать инфраструктуру?

    - Страна получит льготный кредит по линии Всемирного банка и Азиатского банка развития. Сейчас ведем c ними переговоры. В Оше и Джалал-Абаде не решены проблемы, связанные с обеспечением населения чистой водой, санитарного состояния улиц, работы канализационной системы и другие. Вот эти вопросы являются первостепенными и требуют финансирования.

    - Психологическая обстановка на юге была очень тяжелая, изменилось ли настроение людей с появлением новостроек, раздачи ссуд?

    - Да, немного стало легче, хотя до полного выздоровления далеко. Слишком глубоки и свежи раны. Сегодня никто никому не доверяет. Люди не верят власти, новому режиму, политикам, партиям и их лидерам. И их чувства вполне обоснованны. Но самое ужасное, что они перестали доверять друг другу. Атмосфера тотального недоверия ни к чему хорошему не может привести. Это путь в никуда, но как с него свернуть и найти правильный?

    - Вы не были в стране полтора года, можете сказать, насколько апрельские события отбросили страну назад?

    - Мне даже страшно подумать, как много мы потеряли в борьбе, и как сильно отстали от стран, которые в отличие от нас занимались созиданием, а не разрушением.

    - А к госдирекции население тоже испытывает недоверие?

    - Да, люди сомневаются, что обещанное будет выполнено. Опасаются, как бы выделенные средства чиновники не разворовали. Уже сейчас многие задают вопрос: "Куда подевались 1,1 миллиарда долларов?". Они не понимают, что это были только заявления о предоставлении помощи.

    - Вы известный политик, в прошлом министр транспорта, потом мэр Оша, депутат Жогорку Кенеша, губернатор. Логичнее было бы накануне выборов видеть вас в рядах какой-нибудь партии, нежели на хозяйственной работе. Или вас не звали?

    - Меня приглашали многие партии, в некоторых даже предлагали возглавить список. Но, увидев свой город, какие там разрушения, я принял решение оставить на потом свои политические амбиции.

    - Статус вице-премьера помогает быстрее решать задачи?

    - Конечно. Могу вызвать на ковер любого министра. Когда мне предложили этот участок, я вообще считал, что его должен возглавить председатель правительства. Уж больно объем работ большой.

    - Слышала, вас "сдернули" с теплого места. Как так получилось?

    - Последние полтора года жил на Кавказе, работал в международной организации ТРАСЕКА генеральным секретарем. Занимался вопросами транспорта. И до настоящего времени я числюсь там. Звонок Розы Исаковны застал меня, когда я приехал домой, встревоженный новостями из Кыргызстана. Она буквально настояла на том, чтобы я возглавил работу по восстановлению Оша и Джалал-Абада. Пришлось взять отпуск.

    - Все дело в доверии? Вы - та компромиссная фигура, которая устраивает и власть, и доноров, и население?

    - Видимо, на сегодня это так.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33444/


Распечатать: Кризис–менеджер для юга РаспечататьОставить комментарий: Кризис–менеджер для юга Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кризис–менеджер для юга Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007