Апрельский буревестник, или брожение в умах
О приближающемся одиннадцатом апреля сегодня не говорит только ленивый. В этот день Феликс Кулов пообещал, что произойдет “мирная передача власти конституционным путем”.
Правда, как такое возможно, не утопив при этом Кыргызстан в междоусобицах и гражданских столкновениях, загадка.
Сами же организаторы трогательной церемонии посвящения желающих в президенты уверены: провокации, если и случатся таковые, дело рук властей. А они же белые и пушистые, как кролики с букетом клевера, выступят лишь в роли жертв.
Но, как говорится, кто кашу заварил, тому и расхлебывать. Радикалы не желают прислушиваться к голосу разума, обуздать амбиции. За стол переговоров они отказываются садиться категорически. Впрочем, согласны, но лишь при условии, если от власти будет пять человек, а от них — десять. При этом умильная раздача барышей должна быть открытой, а не кулуарной. Чтобы народ чего плохого про оппозиционеров не подумал. Правда, о чем на самом деле размышляет этот самый народ, от имени которого так любят выступать наши ораторы, спросить почему–то забыли.
Сейчас усердно подсчитывают, сколько чиновников отказались от своих портфелей и кто уже в ряды оппозиции вступил. А кто выжидает, периодически угрожая рассказать всю правду. Искренность отставных “белых воротничков” уже не шокирует, только напрашивается вопрос: почему, когда вы восседали в высоком кресле, не потрудились обнародовать столь низкие, лживые и недальновидные поступки нынешних властей, не пытались что–то изменить, пусть даже под угрозой потери теплого места? А одумались лишь спустя некоторое время, да и то когда с поста попросили. При этом не переставая воровато оглядываться, но уже на других патронов.
С того момента, как Феликс Кулов создал и возглавил Объединенный фронт “За достойное будущее Кыргызстана!”, прошло без малого полтора месяца. Призывы “Все на досрочные выборы!” становятся все громче. Ситуация накаляется с каждым днем. Помнится, еще будучи премьером, Феликс Шаршенбаевич просил оппозиционеров не раскачивать лодку. Мол, своими бесконечными митингами они мешают работать. Призывал к диалогу. Утверждал, что политика должна вершиться в кабинетах, а не на площадях. А ноябрьскую Конституцию, которую еще не так давно называл нелепым документом, теперь именует Конституцией компромисса.
Не успев примерить на себя мантию оппонента политики “БД”, “железный Феликс” заговорил абсолютно по-другому. Теперь он будет верховодить на митинге. Встанет на те же подмостки, которые некогда занимали его противники, возьмет мегафон и, направляя его в сторону седьмого этажа, прокричит: “Бакиев, кет!”. Действительно, как сказал Кубатбек Байболов, и нет никаких оснований с ним не соглашаться, политика дама ветреная.
Но вернемся, однако, к требованиям оппозиции. Конституционная реформа больше уже не является основным приоритетом. На ней, равно как и на переговорах, настаивают лишь здравомыслящие политики, тоже, кстати, не поклонники политики президента и его окружения, но, по–крайней мере, действительно болеющие за страну. Они не хотят таджикского сценария. Не желают видеть, как и без того нищий и голодный народ будет истязать себя в бесконечных акциях протеста и неповиновения.
Что нужно простому человеку? Стабильность и порядок. Увы, в нашей мятежной стране не найдешь ни того, ни другого. В Кыргызстане бал правит не закон, а черное честолюбие отдельных политиков. При этом все они очень красиво рассуждают о судьбе народа, рыдают в камеры, а с языка так и норовит слететь фраза: “Выбери меня”. Главное — первому добежать до президентского кресла. Если не получится занять вожделенный пост, можно примерить ореол мученика и правдолюбца. Некоторые наши политики весьма неплохо себя чувствуют в амплуа как гонителей, так и гонимых.
С приходом в оппозицию Феликса Кулова политологи прогнозировали небывалый рост стана оппонентов власти. Но ожидания не оправдались.
Произошел раскол. А тут еще и назначение Алмазбека Атамбаева на пост премьера вообще смешало оппозиционерам все карты. Недавно западные аналитики назвали требования оппозиции неконструктивными и бессистемными. Президент заявил, что готов исполнить все желания оппонентов, за исключением досрочных перевыборов. На это он не пойдет. Однако наши радикалы тут же “отбили мяч”, поставив ультиматум: “Только выборы”. А это значит, реформы уже не нужны. Цель — власть. Говорят, плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Худ тот генерал, кто не рвется в президенты. Пожалуйста, права претендовать на самый высокий государственный пост в стране никто не отбирает. Но зачем спекулировать народной волей, позиционировать себя как общенационального лидера, при этом не желая слушать мнение этого народа?
Не лучше ли дождаться 2010 года, выставить свою кандидатуру и в честной борьбе победить, доказать, что ты и есть тот единственный и неповторимый, который выведет страну из кризиса и построит в Кыргызстане рай на земле?
Хорошо, допустим, некоторые политики уверены в том, что Бакиев не является легитимным президентом. Но позвольте, кого же мы тогда избрали 10 июля 2005 года? Президента или где? Да, можно утверждать, что голосовали за тандем. Возможно, так оно и есть. Но опять же… в избирательном бюллетене не было строки “Бакиев — Кулов”.
Даже если представить, что “фронтовики” добились своего. Бакиев, провожаемый радостным улюлюканьем, ушел в отставку, пора выбирать президента. Надежду заполучить кресло лелеют почти все лидеры оппозиции.
Естественно, начнется борьба не на жизнь, а на смерть, но уже внутри лагеря.
Далее. Если речь после выборов пойдет о конституционной реформе, как того желают наши радикалы и иже с ними, кто будет принимать новый Основной закон? Наш парламент? Депутаты, которые, не моргнув глазом, приняли две абсолютно противоположные Конституции в обход всех правил и норм лишь потому, что испугались роспуска? Тем самым превратив главный документ страны в унизительный предмет политического торга?
Невозможно. Тогда надо и парламент переизбирать, да по партийным спискам. А это не так просто сделать, надо сначала закон о выборах переписать и после принять. Словом, куда ни кинь — везде клин. Политологи разводят руками. Умеренные политики, не желающие бросаться на амбразуры, пытаются наладить мосты между седьмым этажом и враждебно настроенными членами ОФ. Пока безрезультатно. А страна меж тем катится в пропасть. Экономика на нуле, внутренней политики, кроме площадных выступлений, нет, внешняя превратилась в протянутую за грантами и кредитами длань, словом, как говорится, мы опять накануне грандиозного шухера. А толку–то?
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18018/