Распечатать: Что мы сеем и что пожнем? РаспечататьОставить комментарий: Что мы сеем и что пожнем? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Что мы сеем и что пожнем? Посмотреть комментарии

9 января 2007

ПИСЬМО В НОМЕР

Что мы сеем и что пожнем?

    В полусотне высших учебных заведений страны наступила зимняя экзаменационная сессия. Нынче она началась несколько раньше — в последнюю неделю декабря, а не в январе, как обычно: постановление правительства, собравшее “в кучу” все праздники и вычеркнувшее из рабочей сетки первую неделю нового года, заставило администрации вузов пересмотреть графики. Но особого беспокойства приближение сроков у студентов не вызвало. Большинство их другим озабочено —
    не о полученных знаниях отчитаться, а сдать зачеты и экзамены. Какая разница? Разница есть.

    …Хочешь получить высшее образование — плати. С этой формулой нынче, кажется, свыклись все — и выпускники школ, и родители, и общество. Что поделаешь — рынок!
    Но если бы рынок, который справедливо все рассудит, правильно все оценит! А то ведь настоящий базар: главная забота — побольше содрать. Вузы, вроде бы призванные давать прежде всего знания, все более склоняются к иному приоритету — высасывать деньги из тех, кто надумал стать студентом. Фактически уже с момента, когда старшеклассник заявляет о таком своем намерении, он будет интересен перво-наперво своей платежеспособностью.
    Скажете, преувеличиваем? Тогда объясните нам, что такое, например, двойной контракт, практикуемый уже несколько лет в одном из наших престижных университетов. Там это выглядит так. Допустим, абитуриент на вступительных экзаменах не сумел набрать нужное количество баллов. Думаете, все, скажут: подготовься получше и приходи в следующем году? Нет, ему посоветуют, причем настойчиво, согласиться на так называемый “двойной контракт”, то есть двойную плату за первый год обучения. И тогда он студент. Ну чем не рэкет? Ах, в кассу? А может, и в бюджет с “прибыли” отчисляют? Тогда это что, государственный рэкет?
    Или другой пример. Каждый вуз предлагает выпускникам школ подготовительные курсы, заверяя при этом родителей, что их ребенок, пройдя там предварительное обучение, без проблем выдержит приемные испытания. Заманчиво, не правда ли? И родители платят: не враги же они, в самом деле, своему дитя. Настанет решающий час, репетитор подскажет (опять же не за спасибо) своему подопечному, какой вопрос ему достанется. Абитуриент заранее выучит его и, конечно, получит хороший балл. Чем не коррупция?
    Еще пример. В университетах функционируют многочисленные курсы разных профилей “для неуспевающих студентов”, которые они, неуспевающие, вроде бы обязаны посещать. Но будешь ты ходить или нет — это не колышет администрацию. Главное, чтобы ты внес плату. Квитанция, показанная преподавателю на экзамене, заметно улучшит отметку. Чем не вымогательство?
    Вкус к деньгам изменил даже отношение вузовских работников к тем, кто блеснул школьными познаниями и принят на бюджетные места. На них смотрят как на халявщиков. Уже в начале учебного года, чуть ли не с первого сентября, фамилии таких студентов помечаются в журнале галочкой, что служит своего рода сигналом к более жесткому отношению к ним. Вот тут–то преподаватели и демонстрируют свою “принципиальность”, требовательность, “гоняют”, спрашивают более дотошно, строже оценивают, а в итоге чаще вынуждают “разводить”. Порой “прессуют” так, что студент–бюджетник оставляет учебу. Ну и ладно: касса–то от этого не беднеет, а свято место пусто не будет.
    С некоторых пор появился даже термин, абсурдный по своей сути, — “академическая нечестность”. Вдумайтесь только — академическая нечестность! До сих пор слово “академическая” мы воспринимали как признак особых заслуг, показатель высочайшего профессионализма: академический театр, академический оркестр… А тут на тебе — академическая нечестность. Впрочем, по, так сказать, уровню изобретательности сие явление действительно заслуживает эпитетов превосходных степеней. Нужна фантазия, чтобы представить весь размах беспредела в вузах. Не только деньги в конвертах, в зачетках, но и парфюмерные наборы, ювелирные украшения, всяческая “гуманитарная” помощь. И даже… интимные услуги! По поводу последнего скажем: мы опросили в одном из наших вузов сто девушек, так вот, пятьдесят две из них заявили, что готовы пойти на это ради хорошей оценки в зачетке. Есть, так сказать, спрос — есть и предложение. Словом, приехали!
    Кто виноват и что делать? Эти вопросы задаются не первый год. Предпринимаются попытки исправить ситуацию, но существенных сдвигов пока нет: студенты дают — преподаватели берут. Первопричина живучести такой беспардонной схемы кроется, наверное, в нелегком материальном положении работников образования. Но где, скажите, та грань потребностей, за которой начинается ощущение благополучия и после которой можно сказать себе “хватит”, а дальше работать и жить, уже “не беря”? Привычка-то останется.
    Проблема нехватки денег всегда “напрягает” и студента. Чтобы учиться, надо платить. Чтобы платить, надо работать. Чтобы работать, надо пропускать занятия. Чтобы пропускать занятия, надо платить. Цепочка, таким образом, замкнулась, образовался порочный круг.
    Сегодня работодатели — доморощенные и закордонные — диктуют свои условия. И если хочешь “остаться на плаву”, соглашаешься на все. Заключение контрактов, договоров, страховка, трудовая книжка — это из учебников по трудовому праву, не более. Во многих вузах старшекурсники вообще не ходят на занятия, появляются в родной “альма–матер” только во время экзаменационных сессий. Причина? Работают. Добро бы по будущей специальности — таких везунчиков единицы. А в основном кто кем — сидят на рынках реализаторами, грузчиками подрабатывают… Руководство вузов смотрит — вынуждено смотреть — на это сквозь пальцы, иначе студент не сможет платить.
    Такое вот кино. Выходит, в вузе молодежь нынче не столько приобретением знаний озабочена, сколько покупкой в рассрочку “корочки”. И тратит на это немалые деньги. Как–то мы подсчитали, во что обходится нашим студентам учеба в университете, и получилось, что напрямую купить диплом — и такое у нас возможно — выйдет намного дешевле. И в том и в другом случае результат один: лечат людей “недомедики”, политику вершат “недополитики”, учат детей “недопедагоги”, в судах орудуют “недоюристы”. Кадры прежней, “бесплатной” формации уходят, им на смену приходят “платные”. Как говорится, почувствуйте разницу!
    Интересно, через какое время наша страна будет иметь президента, премьер–министра, министров, которые привыкли “платить”, “давать”, “разводить” еще со студенческих лет? Может, тогда и начнется настоящая, а не на словах, борьба с коррупцией? Кадры–то обученные, знающие “предмет” досконально!
    Анастасия СУТУЛОВА.
    Надежда ПОПОВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16802/


Распечатать: Что мы сеем и что пожнем? РаспечататьОставить комментарий: Что мы сеем и что пожнем? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Что мы сеем и что пожнем? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007