Распечатать: Дизайнеры в фокусе РаспечататьОставить комментарий: Дизайнеры в фокусе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дизайнеры в фокусе Посмотреть комментарии

11 апреля 2006

ОБЩЕСТВО

Дизайнеры в фокусе

    Какие существуют проблемы в сфере дизайнерских услуг (развитие рынка, спрос, тенденции, факторы, влияющие на конкурентоспособность)?
    В каких знаниях нуждаются молодые дизайнеры? Какова их подготовка в наших университетах? Общественный фонд инновационных технологий “Terra public” исследовал данные вопросы качественным методом — путем создания фокус–групп (групповое интервью как вид социального исследования).

    Фокус–группа архитекторов
    — Так что для вас значит архитектура? — спросила молодежь модератор Зауре Сыдыкова.
    — Творчество! — почти в один голос заявили архитекторы, — а потом хороший бизнес. То есть искусство надо создавать, а после брать деньги.
    — Моя работа для меня прежде всего — бизнес, — слегка оспорил мнение коллег Рустам Хамданбаев (один из ярких его проектов — рок–клуб “Промзона”). — Но от этого я получаю творческое удовлетворение.
    Дизайн все–таки, как определило большинство, есть свобода и творчество. Однако, как признались сами же творческие личности, выполняя заказ, приходится подстраиваться под клиента, который иной раз не обладает эстетическим восприятием. А это уже не свобода.
    Несмотря на это, Виталий Компанцев все же отметил, что принцип его работы — это мысли, идеи для клиентов...
    Интересно то, что услугами дизайнеров пользуются десять процентов богатых и девяносто — бедных. Они, кстати, подразделяются на группы. Первые — чиновники, предприниматели и бизнесмены (могут позволить себе все), вторые — случайные клиенты.
    Что нынче модно в архитектурном дизайне?
    Интерьер (предлагают практически все архитекторские фирмы), реконструкция и проектирование. Статичный спрос в мебельном дизайне, в ландшафтном — спад по сезону (занимаются, к слову, одна–две профессиональные фирмы). Новинки дизайнеры отслеживают по журналам.
    — На рынке постоянно появляются новые строительные материалы, уследить трудно. И мы не знаем всех азов проектирования, поэтому бегаем к маститым архитекторам, — признался Рустам. — Кстати, дизайн интерьера у нас зародился недавно, и мы — первое поколение, которое занимается этим.
    — Работать без лицензии с серьезными проектами тоже нельзя. Одно из главных условий в ее получении — три года работы после получения диплома, — добавил Виталий. — Если раньше было массовое строительство, типовые объекты, то сейчас идет индивидуальное.
    — Есть у нас две–три фирмы, строящие нормальные многоэтажные дома. У них есть постоянные клиенты, и получается, что конкуренции нет, — сетует Адиль Маленкулов.
    — Бывает, конечно, что заказчик объявляет тендер на строительство, но это бывает редко, единичный случай, — говорит Александр Кульков.
    О знаниях
    — Важно и хорошее базовое образование, — подчеркивает Александр.
    — Которое у нас слабое, — подхватывает Адиль. — Помню, что учились только рисовать. Технических навыков никаких.
    — Я, например, пришел к работодателю, будучи студентом третьего курса. Главное ведь стремление, ну и, конечно, талант, время, чтобы постичь все азы профессии, — заявляет Рустам. — А так спрос на дизайнеров растет.
    — Кто хочет найти работу, тот найдет. Все зависит от самих выпускников, востребованность есть. Во многих фирмах, между прочим, работают дизайнеры — архитекторы по образованию. Да и на работу в начале карьеры мы идем за знаниями и трудимся практически бесплатно. И это нормально — проходить таким образом через трудности, — считает Ольга Макеева.
    Архитектура, как отметили дизайнеры, это наука, отражатель времени, по которой можно отследить историю развития страны.
    — И отстаем мы в стилевых тенденциях, — заметила Ольга.
    Как повышаем квалификацию?
    — Маститые архитекторы делятся своими планами, показывают свои работы. Ведем обсуждение через интернет–форумы, — рассказывает Виталий.
    — Конечно, было бы интересно общаться на международном уровне, — высказывается Ольга.
    — А вообще хочется объединиться, — говорит Рустам.
    Вот здесь и возникает необходимость в молодежной дизайн–студии, где проводились бы необходимые семинары, обсуждения и так далее.
    — Нам не хватает стимула. Создавались бы концептуальные конкурсы, где можно проявить себя, — мечтает Виталий.
    — Или мастер–класс преподал бы нам представитель (дизайнер) мировой компании. Необходимы выставки, конференции и возможность применить полученные знания на практике, — говорит Оля. — Творчество безгранично.
    Фокус–группа графических дизайнеров
    В этой сфере, в отличие от архитектурной, все складывается намного проще. К примеру, если у тебя есть хоть малость желания, умения рисовать и компьютер дома, то ты уже можешь быть дизайнером — придумывать визуальную рекламу (упаковка, этикетка и т.д.). Причем ограничений в возрасте нет. Основные же заказчики этой группы — партии, кандидаты в депутаты и т.п.
     А вообще, как показал опрос молодежи, учебные заведения еще не переквалифицировались на более современные специальности, обучают больше художников, скульпторов, архитекторов.
     И одна из главных проблем — у заказчиков силен синдром вторичности. Все, что ни делается у нас, то плохо, а лучшие — американцы, россияне...
     — Чего мы хотим? — вопрошают дизайнеры. — Признания.
    Фокус–группа преподавателей
     Подошло время отчитаться и педагогам — Игорю Тонкому (КГУСТА) и Белеку Сарымсакову (КРСУ). В первую очередь наставники выявили наиболее востребованные дизайнерские услуги на нашем рынке. Это веб–дизайн, дизайн реконструкции интерьера жилых и нежилых помещений. Дизайн архитектуры, по их словам, не совсем развивается, но потенциал все же есть.
    Что предлагает система обучения?
    — Есть предметный дизайн, архитектурный, декоративно–прикладной, градостроительство, — вспоминает Тонкой. И тут же похвалился первым выпуском (в этом году) уже трудоустроенных специалистов по художественному проектированию костюмов (дизайн одежды).
    — Соотношение теории и практики — пятьдесят на пятьдесят. Материальная база оставляет желать лучшего. Программ не хватает, раньше компьютер на факультет был, сейчас на каждого нужен один. Главное, чтобы было желание — литературу найдешь. Но в два с половиной раза повышается набор на кафедру, а отсев небольшой, — продолжает Тонкой.
    — У нас десять–пятнадцать процентов отсеивается, из оставшихся половина устраивается, другая нет, — докладывает Сарымсаков.
    — Идет смена профессий, что поделать? Но универсальный стык творчества и техники — не негативная тенденция, специалист–архитектор может быть востребован везде, он поднимает свои интересы за счет базового образования. Пример — Вознесенский, Макаревич, Ирина Архипова и другие. Мы даем профессиональный, воспитательный кругозор. Да и работодателя тоже воспитывать нужно. Клиент в ущерб себе за копейку может заказать архитектурное решение… Какие курсы повышения квалификации? Мы же и повышаем. А срок обучения нужно сократить. Что касается поддержки молодых, то надо организовать архитектурный конкурс на подготовку проектов...
    В итоге рекомендации, как организовать процесс переподготовки кадров, ресурсные центры, мастер–классы, дизайн–студии, будут направлены в Фонд “Евразия”. Участники исследования получат краткие отчеты.
    Юлия Сушкова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13569/


Распечатать: Дизайнеры в фокусе РаспечататьОставить комментарий: Дизайнеры в фокусе Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дизайнеры в фокусе Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007