Распечатать: Горе от ума РаспечататьОставить комментарий: Горе от ума Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Горе от ума Посмотреть комментарии

17 мая 2005

ОБЩЕСТВО

Горе от ума

    И. о. министра образования на заметку
    Уважаемый господин Досбол Нур уулу! Я бесконечно рад, что именно вы будете теперь приводить в порядок наше образование. Тем более вам крупно повезло со специалистами. Про всех говорить не буду — не знаком, но вот троих хорошо знаю. Это, можно сказать, “зубры” отечественного управленческого “ноу–хау”, мастера своего дела А. Иванников, К. Усупова и Э. Казаринова, которые всегда придут вам на помощь. Точно так же они помогали вашему предшественнику и его предшественнику, и предшественникам тех предшественников. Сколько им приходилось трудиться, чтобы шеф был доволен...
    Работа у помощников ох какая нелегкая. Это ж нужно все школы по всей республике пересчитать, всех учителей, которых меньше не становится, тоже взять на учет. Ведь этим учителям хоть совсем зарплату не плати, они все равно в школу норовят каждое утро прибежать, не понимая, что их специальным специалистам считать приходится. И детей школьников тоже считать надо. Они тоже все норовят обучаться. В стране еще не до конца разобрались с двумя языками, так им третий, иностранный, подавай. Не хотят понять, что тачку и без образования тягать можно. Ну да ладно, на то они и специалисты, чтобы со всеми трудностями помогать справляться.
    Особенно им тяжело приходится, когда учителя роптать начинают: мол, учебники плохие, да и тех не хватает. Ведь на такой ропот сразу авторы сбегаются, в очередь со своими книжонками становятся. Тоже не понимают, что хорошего автора, как истинного джентльмена, — “по часам и ботинкам”, по знатности и манерам уже заранее видно. Хорошо еще, если автор понятливый попадется — с “черного хода и по–пластунски”, а не с парадного и в полный рост. Сейчас ведь не то что раньше, — все больше вот такие наглые встречаются. Двадцать лет отработают в школе, двадцать тренингов и двадцать семинаров посетят, двадцать умных книжек прочитают и уже “нате вам, пожалуйста”, сами в авторы напрашиваются. Да еще требуют уважения к себе. Понаслушаются про демократию и права человека, начитаются законов и указов и начинают требовать их исполнения. Чуть что, в прокуратуру, в суд бегут, Омбудсмену жалуются. Не понимают, что для прочтения Закона “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (от 5 июля 1995 г.) или Указа президента Кыргызской Республики “О мерах по дальнейшему совершенствованию работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с заявлениями и жалобами граждан” (от 17 января 2001 г.) вашим специалистам–помощникам тоже время требуется, которого у них ох как не хватает! Недавно такие вот добегались до представления “Об устранении нарушений закона”, внесенного в Министерство образования Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики (от 5 ноября 2004 года).
    А еще эти авторы учебников моду взяли — с такими же коллегами посоревноваться хотят, конкурсы им подавай. А как подать, если у ваших, г–н и. о. министра, специалистов за десять лет свободного месяца не нашлось из–за перегрузок, чтобы Положение “О порядке подготовки к изданию учебников и учебно–методической литературы для общеобразовательных школ Кыргызской Республики” соответственно требованиям и запросам сегодняшнего дня подготовить. Это–то на скорую руку кое–как в 2001 году состряпали. Но чтобы качественное Положение получилось, еще и думать надо. А ведь некогда. Хватило лишь несколько минут, чтобы в пункт 2.2. одно слово о конкурсах вставить да с терминами “учебник”, “учебное пособие”, “учебно–методическое пособие” чуть–чуть намудрить, дабы только им, специалистам, понятно было. А как иначе авторов учебников “по ранжиру” можно будет выстраивать? Не понимают наивные, что у ваших специалистов много другой важной работы. Вот, например, вы от них справочку потребуете — “каков процент обеспеченности школ учебниками?”. Неопытный помощник сразу бы растерялся, а ваши, опытные, быстро ответят: “Обеспеченность учебниками школ с русским языком обучения составляет 87,9 %, с узбекским — 75,2 %, с кыргызским — 83,0 %”. И ведь догадаются не упомянуть, каких годов издания эти учебники, — ваше здоровье берегут. Уже успели постичь на подсознательном уровне и собственной “чиновничьей шкуре” азы психологических наук. Да и кто, кроме них самих, эти проценты потом уточнять будет. Поэтому вы не переживайте.
    Даже если вам господин Бакиев вместе с господином Бекназаровым приснятся с суровыми вопросами: “Эффективно ли вкладываются и используются выделяемые на образование из бюджета и по грантам средства? Проводятся ли среди издательств тендеры на издание учебников? Не разворовываются и не теряются ли оные? Заключаются ли с авторами равноправные договоры? Получают ли авторы свои гонорары? Довольны ли их размерами?”, то вы можете досыпать спокойно. Ваши специалисты быстро подготовят нужные ответы и правильные справки. И как подготовят! Зачитаешься! Например, К. Усупова констатирует: “В целях повышения качества образования содержание 78 из 124 наименований учебников (в основном гуманитарного цикла), используемых в образовательном процессе, сегодня кардинально обновлены или заново созданы в соответствии с международными и национальными стандартами. Такая замена — результат Национального конкурса на создание учебников и учебных программ нового поколения, проведенного в 1999 — 2000 гг. В настоящее время министерством ведется активная работа по доведению обеспеченности учебниками по основным предметам учебного плана до 95 — 100 % для всех школ республики на любом языке обучения”. Просто умилительно. Нафталиновый книжный рай нашим школам уже обеспечен. Ведь никому не придет в голову сравнивать с действительностью. Да и кто сравнит? Ведь лишь ваши специалисты владеют достоверной информацией. И никто, кроме измотанных ожиданиями и интригами авторов учебников, не спросит: “А что сталось с очередным, объявленным 13 апреля 2004 года, конкурсом, который должен был закончиться через три месяца? И для чего мудрые чиновники уже более года держат представленные на конкурс рукописи в пыльном плену своих кабинетов? И куда подевались средства, выделенные на проведение этого конкурса?”.
    Спросить некому — революционные преобразования на дворе, да и первых сентябрей впереди еще много будет, одним больше, одним меньше... Это ведь только для отдельного первоклассника Первое сентября бывает один раз. Но вы, господин министр, не переживайте. Вам тоже спрашивать не надо, потому что помощники и так знают нужные ответы. И в понятия “международный” и “национальный” образовательные стандарты они тоже вкладывают свой особый смысл. И без всяких конкурсов сами могут определить такое соответствие учебников не только по истории и литературе, но и по английскому языку. Они у вас “специалисты на все руки — методисты”.
    И если вам нечаянно попадется на глаза статейка “С чего начинаются знания? С ошибок в твоем букваре… (газета “Аналитика” N№ 12 от 17.11.04 г.), то вы ее не читайте. Также рекомендую вам не читать и статью “Министру на орехи” (“МСН” от 19.11.04 г.), чтобы себя не волновать и помощников не тревожить. Им ведь тоже иногда от критики отдыхать нужно.
    А вообще они у вас заботливые. Если надо, то любому автору учебника даже соавторов подыщут, совсем за бесплатно, по–свойски, чтобы тому, бедолаге, объявления по городу не надо было расклеивать. Ведь в компании все ж веселее работать. В январе 2004 года, правда, попался один строптивый автор, выскочка — от именитого соавтора отказался. Так они шестнадцать месяцев про его книжку небылицы рассказывали, чтобы другим неповадно было. Макет учебника вернули лишь тогда, когда вашему главному помощнику, зам. министра А. Иванникову, 13 апреля 2005 года было заявлено о его неправильном поведении. Теперь наконец–то автор может у себя дома любоваться красочным результатом своего труда и не мешать никому из управленцев работать.
    Между тем Кыргызская академия образования еще 25 марта 2004 года рекомендовала эту рукопись к изданию. Но ваши специалисты гораздо мудрее и опытнее. Их трудозатраты куда важнее интеллектуальных трудов разных авторов. Ведь если представить наоборот, то вашим помощникам и уважать себя не за что станет. А пока все нормально — себя они пока очень сильно уважают. Воровать у детей (речь только про книжки, подумать о чем другом — ни–ни!) — это, пожалуй, единственный их недостаток. Но вы их не ругайте. Это все от комплексов, развившихся за десятилетия “серых” чиновничьих будней. Вам нужно позаботиться о них. Например, в штат, наряду с юристами, которые эффективно их всех “охраняют” многие годы, можно было бы пригласить психоаналитиков, которые бы помогали им преодолевать комплексы. Только сразу скажите тем психоаналитикам, что таких моральных пороков, как зависть, лесть, чванство и лицемерие, у ваших верных помощников нет. Берегите их. Такие ценные работники и вашему преемнику пригодятся.
    Виктор Заплатин.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10189/


Распечатать: Горе от ума РаспечататьОставить комментарий: Горе от ума Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Горе от ума Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007