Адахан Мадумаров: Всем кандидатам нужно сесть за стол переговоров
Когда наконец была восстановлена справедливость в отношении Адахана Мадумарова и он получил мандат депутата Жогорку Кенеша, ему сказали: «Хорошо, что вы снова в парламенте. Без вас заседания, как еда без соли». Известный политик уже заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента Кыргызстана.
— Адахан Кимсанбаевич, что более всего беспокоит вас в нынешней ситуации?
— Самое тревожное — нестабильность. Не среди народа, а нестабильность самой системы государственной власти. Двоевластие, троевластие на местах, насильственный захват органов государственного управления. Нерешительность, отсутствие должного уровня действенности новой власти. Чем нерешительнее власть, тем смелее ведут себя различные группировки, которые захватывают и меняют руководителей государственных структур.
— А ситуация с самозахватом земли? Граждан больше всего тревожит именно это.
— Мне кажется, есть определенные группы, которые под видом того, что народ требует землю, занимаются реваншизмом, стараются вернуть утраченные позиции. Те люди, которые там собираются, сами рассказывают, что организаторов они не знают, те не из местных. Приезжают на “джипах” и “Мерседесах” без номеров и призывают к захвату земель. СНБ и МВД в данное время должны были работать так же усердно, как работали против инакомыслящих в акаевские времена.
— Давно появилась информация о том, что в Бишкек вернулся зять экс–президента Адиль Тойгонбаев и что это его боевики являются подстрекателями самозахвата.
— Да, мы тоже об этом слышали. Неуверенность власти как раз и ведет к тому, что становятся возможными такие действия.
— Но есть уже постановление правительства о переводе части пахотных земель в Чуйской области в территорию самозастройки.
— В данном случае администрация и. о. президента допустила огромную ошибку. Какая–то группа спровоцировала, и правительство по неопытности пошло на поводу.
— Вы серьезно думаете, что по неопытности?
— Да, ведь раньше у нас была совершенно иная система. И ситуация, и мировоззрение народа изменились.
— По–моему, ситуация не новая, разве что более масштабная. Самозахваты не раз происходили и при Акаеве. Захватчиков было тогда в сотни раз меньше, но власть пасовала перед ними…
— Я считаю, что виза, которую наложил на требование самозахватчиков руководитель администрации и. о. президента, тоже сыграла свою роль. Если уж создана государственная комиссия по разрешению данной проблемы, такого быть не должно.
— Но комиссия была создана 11 апреля, а визу У. Сыдыков наложил еще 3 апреля.
— Тем хуже. Частная собственность неприкосновенна, это святая святых. Откуда бы люди ни приехали, как бы сильно ни хотели построить дома за счет других людей, государство ни в коем случае не должно этого допускать, идти на поводу.
— Они даже не столько хотят отобрать чужие сотки, сколько претендуют на пахотную землю.
— Наше общество находится в процессе развития, становления демократии, и то, что люди ведут себя таким образом, меня крайне разочаровало.
— Теперь акция переросла рамки самозахвата, превратилась в акцию устрашения населения. Жителей столицы и окрестных сел запугивают, угрожают отобрать у русскоязычных граждан их дома и квартиры. И они, не надеясь на защиту государства, в спешном порядке покидают Кыргызстан… Результатом паники будет отток русскоязычного населения…
— Не дай Бог! Я преклоняюсь перед кыргызским народом за его толерантность, терпимость, гостеприимство, но есть и такие нелюди, которые, решая свои узкокорыстные вопросы, ставят в очень неудобное положение свой народ. Если они считают себя частью народа, они должны немедленно прекратить такие действия, какие бы деньги за них ни получали.
— Это благие пожелания: должны осознать, должны прекратить… А что должна делать власть?
— Я несколько раз говорил в лицо нынешним руководителям, что они бессильны, что у них не хватает решительности, опыта государственного управления, что абсолютно неправильная кадровая политика. В новом руководстве все прежние люди, кроме и. о. вице–премьера Данияра Усенова.
— Мы будем говорить о персоналиях?
— Пожалуйста, я готов.
— Вот две фигуры, которые находятся в непосредственной близости к и. о. президента — руководитель администрации Усен Сыдыков и госсекретарь Дастан Сарыгулов. Они вызывают активное неприятие в тех слоях населения, которые поддерживают контакты с редакцией…
— Я говорил им — не надо быть кандалами, нельзя каждый раз подчеркивать свою значимость, свою лепту. Если люди сегодня действительно хотят помочь Бакиеву, они не должны обижаться, что остались без должностей, и не должны диктовать ему, получив высокие назначения. Ошибка самого Бакиева заключается в том, что он не может принять решительные меры. Невозможно быть для всех хорошим. Братство, знакомство, кумовство — пусть все это будет вне стен “Белого дома”, за достарханом.
— А что происходит с Акылбеком Жапаровым? Общество в шоке от его поведения. Он говорит, что в Кочкорке никто не стрелял, якобы это взрывались китайские петарды. Нам что, ждать, когда “китайские петарды” ранят или убьют человек десять, — тогда власть примет меры?
— Действиями и. о. министра финансов обязаны заниматься правоохранительные органы. После этого новая власть должна сделать соответствующие выводы: если информация подтвердится, нужно прощаться с такими людьми.
— Мы не видим, что предпринимается по этому поводу…
— Сейчас создана комиссия во главе с и. о. секретаря Совета безопасности генералом Ниязовым.
— А что делается для стабилизации экономики?
— И. о. вице–премьера по экономическим вопросам и инвестициям Д. Усенов заявил, что к концу года доходную часть бюджета можно поднять в два раза. Нужно дать ему полномочия, пусть все увидят, что в наших силах вывести страну из кризиса.
— Уже ходят разговоры о том, что финансовые потоки, которые следовало перенаправить из кармана Семьи в бюджет страны, аккумулируются для обеспечения Бакиеву победы на президентских выборах. Как вы думаете, действительно есть почва для таких слухов или это попытка дискредитировать Бакиева?
— Каждый такой слух следует проверять — не журналистам, конечно, а компетентным органам. Если эта информация подтвердится, тогда горе. Народ совершил перемены для того, чтобы на нашей земле восстановилась справедливость. Если новая власть не будет руководствоваться этими соображениями, то ее ждет судьба, аналогичная акаевской.
— Все эти годы нам катастрофически не хватало во власти честных людей. Скоро выборы президента. От чего будет зависеть победа любого из кандидатов?
— Ситуация меняется с каждым часом. Дальнейший раздрай, политические баталии наша страна уже не выдержит. Мировое сообщество сейчас очень внимательно наблюдает за Кыргызстаном — насколько мы цивилизованны, политически грамотны. Я призываю всех, кто спит и видит себя в кресле президента, если они действительно хотят служить своему народу, прийти к общему мнению. Каждый должен положить на стол свою программу — экономическую, политическую, социальную. И договориться о том, кто действительно должен выдвигать свою кандидатуру.
— Всем договориться — это, по–моему, из области фантастики…
— Страна, начиная с 24 марта, на грани катастрофы. Если все эти умы объединятся, будут единой командой, мы сможем выстоять. Бакиев — нравится он кому–то или не нравится — де–факто является руководителем государства. С ним ведут переговоры Россия, Узбекистан, Казахстан. Давайте дадим ему возможность стабилизировать обстановку. Если он не сделает соответствующих выводов, не примет мер и будет заигрывать с политическими группировками, тогда он сам решит свою судьбу.
— Вы сторонник силовых методов — хотя бы в ситуациях с самозахватом?
— Нет, я сторонник переговоров. Людей надо убеждать.
— Бакиев пытался, но ему не давали говорить.
— Нужны такие личности, которых будут слушать. Почему, когда мы выступали на площади, людей мог убедить Данияр Усенов, а Мирослав Ниязов — выступая по телевидению.
— Выступать, говорить… Уже 52 тысячи человек собрались в Бишкеке. Скоро сюда сбежится все население страны, лишенное работы, не имеющее возможности прокормить семьи в своих регионах. Нужно предпринимать конкретные законные меры.
— Я говорю, что нужно разработать программу, вернуть доверие народа к власти. Но на сегодняшний день власть ничего для этого не сделала.
Народ должен знать, что мы получим через месяц, два, какой страной мы станем к концу года. Окружать столицу саманными мазанками нельзя. Есть очень хороший проект — ипотека. Надо собирать народ, объяснять: дорогие, можно на одном гектаре поселить пять или восемь человек, а можно — несколько сотен в квартирах с газом, водопроводом, канализацией. Но пообещав что–то, надо выполнять. Есть предложение пустить 500 миллионов сомов на решение проблем молодежи. При этом жесточайше сокращать госаппарат. И в то же время нельзя идти на поводу у людей, которые кричат. Обещать то, чего не можешь выполнить, нельзя даже под угрозой проиграть выборы. Нужны действия, а на действия сегодня во власти нужны решительные и профессиональные люди.
— Вообще–то эту задачу должны выполнять органы правопорядка…
— Есть и другая причина — морально–психологическое состояние правоохранительных органов. Секретарь Совбеза провел встречу с личным составом МВД, дал понять, что власть есть, им не надо себя осуждать, не надо бояться. Потому что служили они не Семье, а государству. Государство сейчас в тяжелом положении. Вы замечаете — на улицах уже появились гаишники, патрульно–постовые службы. Атрибуты государственной власти постепенно возвращаются. И захватчики это тоже поймут. Их натиск уже ослаб. Вместо того, чтобы по телевизору крутить боевики, нужно каждый день заниматься разъяснением, называть конкретные решения, конкретные сроки. Пропагандистская машина не работает.
— Почему не работает? “Пирамида” и КООРТ уже вернулись к прежним стандартам, вовсю пропагандируют Акаева.
— Информационная политика новой власти отсутствует.
— То есть важнейшим идеологическим инструментом власть сегодня не владеет?
— Для чего работает телевидение, радио, правительственные газеты? Мы только форму изменили, а суть осталась прежней. Прежние лица говорят знакомыми голосами — кто им поверит? Даже я, каждый день общаясь с новой властью, им не верю. Просыпаясь утром, смотришь программу “Замана” и не веришь, что в стране произошли перемены. До сих пор не решены вопросы по телеканалу КООРТ, по “Вечернему Бишкеку”, по оставшимся объектам, которые до сих пор определенным образом воздействуют на сознание читателей и телезрителей. Я не выступаю за жесткий контроль в информационном пространстве, я этого не хочу. Но вспомним, что любая революция чего–то стоит только тогда, когда она умеет защищаться. А защищаться с оружием в руках нельзя. Защищаться надо способом убеждения. Народ должен поверить, что нас ждут перемены к лучшему. Особо хочу подчеркнуть — старое мышление, старые стереотипы должны были отправиться в утиль 24 марта. Но, к сожалению, чиновники до сих пор живут этими стандартами. Есть во власти люди, которые способны принимать нестандартные решения? Нету. Потому что они очень неудобны как прежней власти, так и нынешней.
— Сегодня Курманбек Бакиев теряет шансы или набирает?
— К сожалению, теряет. Но радоваться, стоя в стороне, что если его шансы падают, значит, твои растут, — это подло.
— Посмотрите телевизор: там сидит мужественный Феликс Кулов и решительными заявлениями резко поднимает свой рейтинг. При этом, заметим, пальцем о палец не ударяет для стабилизации обстановки в стране. Просто говорит. То есть сейчас самое время всем конкурентам Бакиева набирать себе очки. Хотя у и. о. президента было еще очень мало времени, чтобы справиться со всеми проблемами — а каждый день у нас что–нибудь где–нибудь “горит”, — акаевские последыши стараются раскачать лодку, выбить почву из–под ног у и. о. президента и временного правительства.
— Поэтому я предложил в пятницу заслушать Бакиева — его основные тезисы: что будет с земельной реформой, какая намечена внешняя политика, как он собирается стабилизировать внутриполитическую обстановку. Он должен дать конкретный ответ, как будет расставлять кадры. И самое главное — насколько граждане страны будут социально защищены, каким станет инвестиционный климат. Это основные вопросы до президентских выборов. А потом дать ему возможность идти на президентские выборы с развернутой программой. Мы не хотим получать кота в мешке. До выборов все кандидаты хорошие, а потом мгновенно меняются.
— Вы на пресс–конференции сказали, что идете на президентские выборы с программой. А вечером того же дня Данияр Усенов сложил с себя полномочия начальника вашего выборного штаба и стал и. о. вице–премьера. Я полагаю, вы не возражали?
— Когда Данияр Токтогулович принял это предложение, я почувствовал себя счастливым. Человек нашел свое место. Там он может принести гораздо больше пользы стране, нежели лично Мадумарову.
— Что скажете по Конституционному совещанию?
— Есть два варианта, и оба для Кыргызстана неприемлемы. Если проводить конституционную реформу, тогда выборы президента надо проводить 30 октября. Так долго республика не может жить в подвешенном состоянии, в неопределенности. В то же время было бы хорошо, если бы новый президент пришел уже с конкретными полномочиями, с конкретной Конституцией. Но, к сожалению, для этого нет времени, потому что уже назначен срок выборов — 10 июля. Если они состоятся в этот срок, кто может дать гарантию, что потом новый президент не будет против Конституционного совещания? Гарантию того, что он согласится (и насколько) с предложениями по ограничению его полномочий… Не начнется ли очередное перетягивание каната президента с парламентом, парламента с правительством, правительства с президентом?
— Какой же выход?
— Нужно проводить выборы 10 июля, но перед ними каждый кандидат должен дать обещание перед народом согласиться с новой редакцией Конституции. Помните, Акаев обижался: “Вы что, хотите превратить меня в английскую королеву?”. Дай Бог, чтобы у тебя был авторитет, как у английской королевы. Почему борются за полномочия? Потому что они дают выгоду.
— Мы опубликовали обращение лидеров нескольких партий, которые предлагают создать рабочую группу, которая выработает для Конституционного совещания концептуальные принципы нового Основного закона. И всем кандидатам рекомендуется расписаться в том, что претензий с его стороны после выборов не будет. Нравится вам такое предложение?
— Великолепно! Полностью поддерживаю. Все претенденты должны подписать джентльменское соглашение о том, что не будут против таких норм, как определение формы государственного устройства, роли и полномочий президента, парламента и правительства, взаимоотношений между тремя ветвями власти. Тогда в случае победы любого из них никто не будет выходить за рамки этой редакции.
— Многие говорят, что сегодня нужна парламентская республика. Как считаете вы?
— Нужна парламентско–президентская форма правления. Парламент нужно выбирать стопроцентно по партийным спискам. Та партия, которая выиграет, назначает спикера. Таким образом мы можем напрочь изжить проблему трайбализма, освободиться от соображений типа “парень из нашего села (с нашей улицы, из нашего рода)”. И тогда спикером может стать даже лидер оппозиционной партии, а президенту придется смириться с этим фактом.
— Это позволит достичь баланса?
— Безусловно! Президент не сможет диктовать, регулировать работу парламента. Выигравшая партия будет формировать правительство. Я не идеализирую, но это было бы самым приемлемым решением для нашего государства. И тогда президент реально станет гарантом Конституции, потому что он будет строить мост между парламентом, правительством и судебной властью. Издержки вначале будут — до тех пор, пока сильные интеллектуальные группы не сформируются в мощную политическую партию.
— Из наиболее крупных фигур, претендующих на президентство, сегодня можно назвать Бакиева, Кулова, Атамбаева и Мадумарова. Есть ли у вас возможность выслушать и услышать друг друга?
— Я предлагаю всем, кто будет баллотироваться в президенты, сесть за стол переговоров и договориться. Потому что страна второй революции не выдержит. Кем тогда ты будешь руководить, чем управлять? Что нам мешает объединиться и идти в одном направлении?
— Менталитет, наверное…
— Каждый из нас в отдельности говорит: я вытащу народ из этой трясины. А если “я” превратим в “мы”, то вытащить можно в четыре раза быстрее. Или обязательно надо стать президентом, чтобы вытаскивать? А без президентства можно это делать? Если ты действительно болеешь душой за народ, ты должен сказать да. Амбиции не позволяют? Мы должны сформировать новое поколение государственников, для которых личное отойдет на второй план. Когда это закрепится на генном уровне, Кыргызстан навсегда избавится от революций и сможет занять достойное место в мире.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9985/