Не наломать бы дров
Время сегодня подобно сжатой пружине. Спрессовано до предела. Свергнутый режим не только оставил множество экономических, политических, социальных проблем. Поспешно и позорно бежав из страны, А.Акаев вверг ее в пучину правового хаоса и социальной анархии.
В силу этого вполне понятна и объяснима ссылка корреспондента “Слова Кыргызстана”, предваряющая его беседу с госсекретарем республики Дастаном Сарыгуловым, на то, что беседа шла в ускоренном темпе и интервью получилось несколько скомканным.
Возможно, по этой причине данное интервью вызвало у меня больше вопросов, нежели я получил ответов. Правда, большей частью эти вопросы не принципиальны. Но вот один момент вызывает у меня серьезные сомнения и возражения. Я имею в виду ту часть беседы, где речь идет о замене существующей ныне четырехзвенной системы управления двухзвенной: президент — укрупненное административно–территориальное деление.
Действительно, ни для кого не секрет, что кыргызстанский аппарат управления забюрократизирован сверх меры. Для многих здравомыслящих граждан совершенно очевидно, что для такой маленькой страны, как Кыргызстан, непозволительная роскошь иметь семь областей, около полусотни районов, более 400 айыл окмоту, разветвленную сеть министерств и госведомств с многочисленной армадой госчиновников. Беда даже не столько в том, что все это тяжким грузом висит на тощем государственном бюджете, сколько в том бюрократическом хаосе, том беспределе, который не позволяет экономике нормально развиваться. В коридорах исполнительной власти, как в центре, так и на местах, заволокичивается и душится в зародыше всякая здоровая инициатива, спускаются под откос предприимчивость и производственная деятельность населения, пышным цветом распускается коррупция.
Являюсь убежденным сторонником мнения, что всякое лишнее звено в управлении — не просто лишнее. Оно вредное. Вопрос лишь в том, как определить, какие звенья лишние.
Не предлагает ли уважаемый Д.Сарыгулов узаконить то, что мы имели практически едва ли не все годы независимости Кыргызстана? Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, А.Акаев по сути превратил правительство в послушный придаток администрации президента. Ни премьер–министр, ни губернаторы на местах не имели, по большому счету, ни власти, ни авторитета, что наглядно продемонстрировали мартовские события как на юге, так и в других регионах страны.
Предлагаемая двухзвенная система управления в условиях современного Кыргызстана вряд ли окажется более прогрессивной и эффективной, чем, скажем, существующая сегодня в России, где президент В.Путин занимается своими делами, а премьер–министр М.Фрадков и возглавляемое им правительство — своими.
При двухзвенной системе нам придется опять уповать лишь на мудрого и доброго президента со стойким иммунитетом против семейственности, клановости, регионализма, зависимости от властной жены, свободного от пороков пьянства, алчности и стяжательства.
Сегодня обществу становятся все более известными факты, как Семья разворовывала страну, направляя значительные денежные потоки в собственный карман. По свидетельству одного из знающих предмет разговора таможенников, в последние годы до 80 процентов таможенных сборов шло в карман Семье и лишь 20 процентов — в казну государства. Если бы эту пирамиду удалось перевернуть, перераспределить соотношение этих потоков, то можно было бы заметно повысить размеры пенсий старикам и зарплат низкооплачиваемым бюджетникам.
Словом, сокращать число областей и районов нужно, рационализировать систему министерств и госведомств — тоже. Минимизировать численность бюрократического аппарата — просто необходимо. Вводить же двузвенную систему управления — преждевременно. Не наломать бы тут в спешке дров.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9881/