«Чистая и пушистая»
или о том, кто где должен сидеть
Мы проживаем отрезок времени, характерный острой бескомпромиссной политической борьбой, отмеченный беспредельным накалом страстей, взаимных обвинений и компроматов. Сегодня вы познакомитесь не с компроматом, а с материалом, характеризующим профессиональную деятельность и раскрывающим моральный облик одного из кандидатов в депутаты в Жогорку Кенеш — Садыбакасовой Ш. С., которая в ходе избирательной кампании презентовала себя избирателям, как говорится, эдаким чистым и пушистым ангелочком. Начнем с того, что семья Садыбакасовой Ш. С., решив поправить свои не такие уж плохие жилищные условия, внесла долевые взносы на строительство особняков в жилмассиве “Сейтек”: Садыбакасова Ш. С. — 310 тыс. 503 сома, сын — Абиров Н. — 1 млн. 22 тыс. сомов? Мама — Жообаззарова М. — 203 тыс. 320 сомов. Притом, что жильем они все давно обеспечены. Сама Садыбакасова Ш. С., имея большой дом в жилом массиве “Кок–Жар”, а также двухэтажный особняк по ул. Матросова, недавно приобрела две дорогостоящие элитные квартиры в микрорайоне “Асанбай”, дом 78/2, обе площадью 200 кв. м.
Даже если учитывать приличную зарплату на посту председателя правления банка и депутатское вознаграждение, возникает вопрос — откуда все–таки такие деньги? Проблема денег существует у подавляющего числа людей, только не у Шарипы Садыбакасовны. Секрет прост — уметь надо! В настоящее время семья Садыбакасовой Ш. С., не считая подставных лиц, владеет 16 процентами акций АКБ “Кыргызстан”. Глава семьи — 7 млн. сомов, сын — Абиров Н. — 6 млн. сомов, дочь — Абирова Н. — 1 млн. 400 тысяч сомов, муж — Абиров С. — 4 млн. 300 тысяч сомов. Итого 18 млн. 700 тысяч сомов, или по сегодняшнему курсу 467,5 тысячи долларов США. И это без учета недвижимости в виде жилья, предприятий торговли, пансионата и т. д., принадлежащей клану Садыбакасовых. Как говорится, не хило.
Но не благородное это дело считать деньги в чужом кармане. Если деньги нажиты праведным трудом. А поскольку они нажиты другим путем, можно и не стесняться их считать. Например, все знают, что однокомнатная квартира площадью примерно 25 кв. м стоит от 15 и более тысяч долларов. Но Садыбакасова, пользуясь своим служебным положением, без зазрения совести прихватизирует в одном из филиалов своего банка в микрорайоне “Восток” г. Бишкек прекрасное помещение площадью несколько сотен кв. метров всего за 12 тысяч долларов. Чувствуете аппетит? Кто выиграл? Нетрудно догадаться. Кто проиграл? Проиграли акционеры банка. Уметь надо! Такое “умение” просматривается во многих делах этого чистого и пушистого ангелочка. Любимое выражение Шарипы эже: “Если ты такой умный, то почему такой бедный?”. Чувствуете связь?
Например, Аламединский рынок как залоговый объект банка продавался под руководством Садыбакасовой несколько раз. В результате долг Кирпотребсоюза перед банком в сумме 13 млн. 100 тысяч сомов вместе с процентами был погашен. А разница от продажи в сумме 450 тысяч долларов не оприходована на баланс банка и от этой суммы дохода не уплачен налог в государственный бюджет. Догадайтесь, кто выиграл, а кто проиграл. Но с уверенностью можно сказать, что недополучили пенсионеры, учителя и врачи.
Многим известны операции Садыбакасовой с кредитами, акциями. Наиболее излюбленный прием — погашение посредством действий с залоговым имуществом, в ущерб банку, долгов по кредитам “своих” людей и родственников. Так, один из родственников, некто Эсенгулов, за крупный кредит передал банку залог, в том числе и особняк в Долонском переулке. Комиссия банка оценила особняк в 40 тыс. долларов. Но когда пришло время рассчитываться за кредит, у Эсенгулова не оказалось необходимой суммы. Как тут не порадеть родственничку. Шарипа Садыбакасовна дает команду: особняк переоценить. “Независимый” оценщик устанавливает новую цену особняка — 100 тысяч долларов. Чувствуете изюминку? 60 тысяч долларов долга родственника закрыть за счет акционеров. То–то! Уметь надо! Кто выиграл, а кто проиграл, вы уже догадались.
Отгадайте другую загадку. Для организации инкассаторской службы банк приобрел в счет залога два бронированных автомобиля (залогодатели Абдрахманов Б., Рысалиев Т.). Автомобили одного производителя, одного года выпуска, одного цвета, равноценного технического состояния и т. д. Но один был приобретен за 450 тысяч сомов, а другой — за 900 тысяч. Автомобили, которые банк взял в погашение долга указанных ссудозаемщиков, в связи с конструктивными недоработками были в свое время забракованы российской инкассацией и сняты с промышленного производства. Догадываетесь, кому порадела добрая эже? Даю подсказку — проиграли те же акционеры банка.
В газете “Слово Кыргызстана” не так давно было объявлено о банкротстве СП “Восток”, которое ранее взяло у АКБ “Кыргызстан” кредит около 2 млн. долларов. До настоящего времени СП “Восток” и его структурные подразделения долг банку не возвратили. После банкротства имущество СП не было реализовано, как это предписывает закон. А на базе заложенного за кредит нефтеперегонного завода было создано новое предприятие. Руководителем которого назначен муж г–жи Садыбакасовой. С какой целью? Догадаться нетрудно. История продолжается, и в ней должны разобраться компетентные органы.
В 1991—1994 годах всему коллективу АКБ “Кыргызстан” были оформлены валютные акции из заработанной всем коллективом банка прибыли. Они были распределены между сотрудниками банка. Садыбакасова получила 150 тысяч долларов, заместители — по 71 тысяче. Деньги не были зачислены на счета работников банка. В последующем многие (90 %) работники, в основном кадровые сотрудники банка, были уволены по разным причинам без выплаты причитающейся доли. В том числе, например, проработавшая в банковской системе более 50 лет Букова А. П., которая умерла в 2003 году в глубокой нищете, не получив от банка ни тыйына даже на похороны. И это на фоне щедрот, направленных на Асанбаевский округ. А ведь Букова, учитывая ее огромный стаж работы, должна была владеть суммой порядка 10 тысяч долларов. Сегодня некоторые работники имеют на руках сертификаты, юридически свидетельствующие о владении суммами, указанными в них. Но в рузультате очередного незаконного перераспределения владельцы валютных акций остались наедине только с бланком сертификата и не более.
В итоге Садыбакасова Ш. С. незаконно присвоила огромное количество акций, которое дает ей возможность управлять денежными потоками банка, мало внимания обращая на остальных акционеров. Например, только налог на доход Садыбакасовой от валютных акций в 2003 году составил 300 тысяч сомов. Которые она лично так и не внесла в бюджет нашего государства. Решила она эту проблему за счет акционеров, в том числе за счет работников банка. Кто выиграл? Уметь надо!
В течение 5 лет после выборов 2000 года Садыбакасова поражает всех своей благотворительностью в Асанбаевском округе, на что она истратила сотни тысяч сомов. Всем понятно, что эта благотворительность не от душевной чистоты и доброты и не от любви к бабушкам и дедушкам. Благотворительность направлена на достижение определенной цели — вновь получить депутатский мандат, а с ним и депутатскую неприкосновенность. Тем более что деньги–то не из собственного кармана — деньги, отнятые у акционеров, у пенсионеров, учителей и врачей. И сегодня эти деньги неиссякаемым потоком идут на подкуп избирателей. А дедушки и бабушки с умилением (спасибо, великодушная Эже!) принимают деньги, украденные у них же. Но это не их вина.
АКБ “Кыргызстан” является родственно–земляческим банком. Это подтверждается анализом кадрового состава коллектива. Так, однажды, на новогоднем вечере, начальник отдела кадров банка, небезызвестная избирателям Асанбаевского округа Умуралиева Калича с гордостью озвучила новое толкование аббревиатуры АКБ (Акционерный Коммерческий Банк) — Атбашинский крутой. Как говорится, руководителю кадровой службы видней. Но, как известно, слово крутой не относится к юридическому термину и ассоциируется со словом братки. Тогда по логике следует читать: Атбашинский криминальный банк. Хотя такого же мнения придерживается и немалая часть клиентов банка. Следуеет отметить, что к такому определению рядовые работники банка и руководители среднего звена отношения не имеют.
Поскольку авторитет руководителя банка держится не на взаимном уважении или признании коллективом ее деловых и моральных качеств, а на естественном страхе людей потерять рабочее место, не гнушается железная леди присвоением средств работников банка. В период выборов 2000 года, пользуясь этим, она ежемесячно забирала у работников 50 процентов начисленных премиальных и направляла их на подкуп избирателей. Отработанная схема исправно работает и в 2005 году. Не смущается наш ангелочек и тогда, когда ее лизоблюды организуют за счет “добровольных” взносов работников банка подарки в день рождения стоимостью до 200 тысяч сомов. Уметь надо!
Бывает, и у Садыбакасовой просыпается совесть. Ведь и в банке немало работников, чья зарплата не позволяет сводить концы с концами.
И она возвращает “добровольно” переданные суммы. Был однажды такой редкостный факт. Сегодня, опять–таки боясь потерять рабочее место, десятки работников головного банка и 29 филиалов со всей республики, более 2 месяцев, забросив все банковские дела (при этом зарплата, командировочные исправно выплачиваются), колесят по просторам Асанбаевского округа, работая на достижение заветной цели своего руководителя.
Озабоченность руководителя банка АКБ “Кыргызстан” только своими корыстными интересами привела к финансовой и экономической нестабильности банка. Сегодня у банка серьезные проблемы. Прибыльность банка на сегодняшний день является негарантированной и особо подвержена кредитному риску.
Это отмечено в материалах последних проверок Национального банка. Проблему создают ранее выданные кредиты (СП “Восток”, ОсОО “Норд–групп”, ГП ”Буудай”, АОЗТ “ЖБИ–20”, ОсОО “СТК”, ОсОО “Балыкчынская торговая база”, АО “Курментыцемент” и др.), нередко выданные с грубейшими нарушениями условий кредитного договора, например ОсОО “Аль–Бари”. Всего сумма сомнительно выданных кредитов составляет более 100 млн. сомов. Это, конечно, подробности, которые могут и не интересовать нашего читателя. Но акционеров и вкладчиков такие подробности должны интересовать. Должны же акционеры интересоваться хотя бы тем — почему они вот уже в течение 15 лет существования банка либо не получали дивиденды, либо получали, но мизерные. Почему растаскиваются и разбазариваются их капиталы и все в пользу г–жи Садыбакасовой? Почему руководство банка практикует проведение собраний акционеров без участия множества акционеров, собирая у последних путем давления доверенности на одно лицо. Зачастую собрания проводятся в отдаленных районах. С той же целью — отстранить от участия в собрании большую часть акционеров. А ведь, согласно Закону “Об акционерных обществах”, никто, даже суд, не может лишить акционера права голоса на собрании акционеров. Думай, вкладчик, думай, акционер. Скоро очередное годовое собрание акционеров АКБ “Кыргызстан”.
Нормативное требование Национального банка о значительном увеличении уставного капитала банка Садыбакасова выполнила незаконным образом — выдала кредиты нескольким структурам, например, ОАО “Страховая компания “Экшел” в сумме 750 тыс. сомов, ОсОО “Норд–групп” в сумме 2486 тыс. сомов. Затем эти деньги вновь были переведены на счета банка. В результате уставный капитал, как гарант финансовой стабильности банка, не увеличился ни на тыйын. Ведь если капитал сформирован за счет самого банка через выдачу кредитов, то такой капитал является фиктивным. Вопрос: известно ли это Национальному банку? Или, если деятельность Национального банка и лично председателя НБ КР подотчетна депутатам, в том числе и Садыбакасовой, можно и не обращать внимания на грубейшие нарушения банковского законодательства? Главное вовремя отрапортовали. Уметь надо!
В 1997 году безвозвратные кредиты банка в сумме 126 млн. 560 тысяч сомов Садыбакасова сумела переоформить в государственные ценные бумаги. То есть невозвратные долги банка как результат серьезных ошибок в руководстве банком переложены на плечи налогоплательщиков. В том числе на нас с вами. Уметь надо!
Как видишь, читатель, это не черный пиар, высосанный из пальца. Это малая часть правдивых фактов из жизни железной леди, кандидата в депутаты Садыбакасовой Ш. С. Факты, которыми давно обязаны заинтересоваться компетентные органы. Должен ли человек с таким шлейфом, мягко говоря, неблаговидных поступков и дел сидеть в парламенте страны? Ну никак не вяжутся дела Шарипы эже с лозугом сегодняшнего дня — чистые помыслы, чистые руки, чистые дела и т. д. Поскольку на дворе время рыночных отношений, когда все продается и все покупается, и, учитывая железную хватку железной леди (прости, читатель, за тавтологию), начинаешь сомневаться в чистоте факта присвоения Садыбакасовой Ш. С. медали “Даўк”, а руководимому ей банку звания “Банк N№ 1”.
Слово за избирателями и правоохранительными органами.
Асан Кангельдиев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9634/