И не друг, и не враг, а так…
Вопрос, что появилось раньше — яйцо или курица, из области схоластической перешел в политическую и звучит так: кто первым подал повод к противостоянию — власть или оппозиция?
«Белый дом” и правительство, естественно, утверждают, что они белые и пушистые, хотят только мира и стабильности, а баламутят народ оппозиционеры, рвущиеся к власти. Совершенно очевидно, что в их понимании мир и стабильность означают бессрочное пребывание Кыргызстана под пятой акаевского режима. Таким образом, все, что делает нынешняя власть, надо рассматривать с точки зрения обеспечения этой стабильности для нее самой и ее же мирного и безопасного существования.
В панике перед экспортом революций руководители страны лишились не только здравого рассудка, но и инстинкта самосохранения. Власть минирует законодательное поле, надеясь, что взорвутся только оппоненты. И нет умного человека, который бы подсказал “минерам”, чем это чревато для них самих. А может быть, и есть, да его не слушают.
Отказав в регистрации четверке экс–послов ЦИК, что называется, развязала мешок с пикетами и шествиями, абсолютно мирными, как известно. То есть это власть, и только она сама, спровоцировала акции протеста. Не говоря уже о том, что, лишив граждан страны их конституционного права быть избранными, показала свою дурость на весь просвещенный мир. И теперь судит Розу Отунбаеву, Ишенкуль Болджурову, Топчубека Тургуналиева.
Появление в Интернете и перепечатка в независимых СМИ стенограммы заседания, которое провел с губернаторами и силовиками руководитель штаба по выборам Николай Танаев, вызвали настоящий шок, почти паралич. Потребовалось несколько дней, чтобы восстановить дыхание и опубликовать заявление о том, что никакого заседания правительства перед Новым годом не было. Однако никто не отрицает, что в регионах Танаев проводил совещания с местными органами власти по поводу подготовки к предстоящим выборам. Значит, в областях эти совещания проходили, а в Бишкеке нет? Нелепость. Суть, стало быть, только в названии — “заседание правительства под руководством премьер–министра” или “заседание по подготовке к выборам под руководством начальника штаба”. Первого, может быть, и не было, а второе–то было. Сам Николай Танаев в сюжете телеканала “Пирамида” сказал, что встречался с представителями правоохранительных органов, которым дал распоряжение обеспечить общественный порядок. (Не на улице, надо полагать, встречался.) И это слышали тысячи телезрителей. Нам, в сущности, глубоко безразлично, что там проводил Н.Танаев. Ругался он при этом матом или нет. Утверждал, что ЦИК не зарегистрирует послов или не утверждал. Давал с согласия президента указания нейтрализовать оппозиционных депутатов (вплоть до ЛО — ликвидации объекта) или не давал. Главное — что последовало за всем этим.
Послов не зарегистрировали. Оппозиционным депутатам и людям “со стороны” чинили всякие препятствия при регистрации. К Адахану Мадумарову привязались из–за того, что в анкете он написал только год и месяц рождения матери, а нужно было еще указать день. Депутат ЗС двух созывов, он при регистрации в прошлые разы не писал день рождения матери — потому что в паспорте ее указаны только год и месяц (как, кстати, и у многих граждан бывшего СССР старшего поколения). Дважды это не было препятствием, на третий раз окружком проявил невиданную бдительность, требуя данные, которых не сохранила история.
Исмаилу Исакову и Азимбеку Бекназарову в одной из типографий сначала отказались печатать их агитационные материалы, так как было получено распоряжение заказы от оппозиционных кандидатов не принимать. Один из сотрудников типографии возмутился, взял всю ответственность на себя. Материалы отпечатали.
Водителей нескольких депутатов, как мы уже сообщали, задерживали сотрудники ГАИ, одного люди, представившиеся работниками правоохранительных органов, похитили, избили, пытались подкинуть наркотик.
Информагентство “Кыргызинфо”, которое контролирует, как выяснили владельцы сайта www.gazeta.kg, зять президента КР Адиль Тойгонбаев, систематически распространяет через Интернет грубые фальшивки против оппозиционных кандидатов и независимых СМИ, в том числе и от их имени. Этот метод давным–давно взят на вооружение акаевским окружением. В провластных газетах публикуются сочиненные в “Белом доме” материалы с целью дискредитации политиков, объявленных персонами “нон грата”.
Руководитель департамента по антимонопольной политике Олег Журавлев седьмой месяц преследует газету “МСН”, угрожает уголовной ответственностью, если мы не повысим цену. (Несколько судебных исков нашей газете уже предъявлено — Издательским домом “Вечерний Бишкек” и бывшим редактором О.Безбородовой.)
Спонтанно, сами по себе такие массированные атаки по всему фронту не начинаются, только по команде. Первый зам.руководителя президентской администрации Болот Жанузаков утверждает, что письма на имя Н.Танаева с подробным планом действий против оппозиции и независимых СМИ и журналистов он никогда не писал. Но иски на газеты, перепечатавшие эту информацию из Интернета, подавать не хочет. Вот это правильно: зачем создавать себе лишние проблемы? Жизнь–то может измениться в одночасье.
Вспомним еще раз о плане, который был разработан в администрации президента в 2002 году. Его отыскали и озвучили депутаты ЗС, меры по нейтрализации которых предусматривал этот документ.
Вспомним аксыйские события, которые тоже были спланированы заранее. Свидетели утверждали, что за несколько дней до расстрела начальник райотдела милиции срочно решил отправить свою семью из Аксы. Больницам было дано распоряжение выписать “легких” больных, освободить койки и подготовить отделения хирургии и реанимации к приему пациентов. Служба “скорой помощи” получила распоряжение подготовить автотранспорт и организовать круглосуточное дежурство.
Пикетчиков, которые шли на суд против Азимбека Бекназарова, в чистом поле встретил вооруженный отряд милиции и по команде начал пальбу по безоружным людям, аккуратно снимая процесс убийства на камеру.
Вспомним постановление правительства N 20 от 14 января 2002 года, которое нарушало политические и экономические права и свободы, гарантированные гражданам КР Конституцией. Скандал получился на весь мир, постановление вынужденно отменили через четыре месяца.
Вспомним проект постановления правительства, утверждавшего инструкцию по использованию милицией оружия против граждан, если пикеты и митинги создают угрозу общественному порядку. Документ был запущен в работу после аксыйской трагедии, свои подписи под ним поставили почти все министры. И только шум, поднятый правозащитниками и журналистами, заставил спрятать постановление под сукно.
Что еще надо доказывать? Что Танаев — не Танаев, Жанузаков — не Жанузаков, “хозяин — не хозяин”, а руки и помыслы у всех чистые? Ужас власти перед возможной революцией, пусть даже самой бархатной из всех возможных, — питательная среда для подобных планов противодействия. Никому не охота в один непрекрасный день превратиться в отставной козы барабанщика. Ужас — это стимул для борьбы, но не гарантия успеха. Агонизирующему режиму, потерявшему опору внутри страны, для борьбы с собственным народом нужна поддержка извне. Кто подаст руку помощи?
Президенту Кыргызстана удалось основательно испортить отношения со многими международными организациями и президентами стран СНГ. Он выступил против ОБСЕ, подписав заявление 12 лидеров стран Содружества. Назвал Джорджа Сороса, подарившего Кыргызстану миллионы долларов, экспортером революций. Без пяти минут премьер–министра Украины Юлию Тимошенко обозвал воровкой, которую разыскивает Интерпол. Обвинил президента Украины Виктора Ющенко в присвоении 600 миллионов долларов.
Кстати, на своей инаугурации Ющенко отметил, что Кыргызстан не прислал свою делегацию. Ислам Каримов направил посланцев в Киев, хотя после второго тура, не дожидаясь официальных результатов, вслед за Владимиром Путиным вместе с Назарбаевым и Акаевым поздравил с победой Виктора Януковича. И от Казахстана делегация в Киеве 23 января была. Мудрые правители умеют исправлять свои оплошности. Зато в Кыргызстане внезапно вспомнили, что Украина должна нам 28 миллионов долларов и обязана их вернуть. Очень бы эти миллионы пригодились Семье в период выборов.
“Бунтовщик” Михаил Саакашвили тоже не симпатичен президенту КР, потому что разнес по СНГ вирус революции. Хорошо бы, конечно, получить поддержку сверхдержав — США, России или Китая, спрятаться под чьим–нибудь могучим крылом. Но отношения с США запутаны настолько, что рассчитывать на их помощь президент Кыргызстана вряд ли может. Американская военная база несколько лет охраняет Кыргызстан от международного терроризма, и Аскар Акаев от этой защиты отказываться не намерен. В то же самое время в провластных СМИ уже давно идет откровенная кампания против Америки, ее демократических институтов. Только что в газете “Кыргыз Туусу” опубликована статья о некоем фонде, который на территории Кыргызстана проводил летние лагеря, в которых обучал нашу молодежь методам борьбы с властью. Хотя Фонд “Сорос — Кыргызстан” грешен лишь тем, что организовал школу молодых лидеров — при полном одобрении “Белого дома”.
Китай, получив от Кыргызстана в подарок кусок границы, вмешиваться в наши внутренние дела вряд ли станет. Какая великому соседу, в сущности, разница, кто здесь президент — Акаев или Макаев. Ни один ссориться с гигантом не решится. А гиганта, скорее всего, наша маленькая, но гордая страна интересует сейчас более всего в одном плане: в чьей сфере влияния она окажется — США или России — и кто станет распоряжаться 40 процентами водных ресурсов Центральной Азии.
Для России важен не только этот фактор, но и возможность удержать Кыргызстан под своим протекторатом. Для патерналиста Владимира Путина наша страна — не место приятного пенсионного отдыха (в перспективе), а кусочек бывшей империи, который еще можно приживить к России и восстановить общее кровообращение. Как поступит Кремль — позволит Аскару Акаеву любым способом удержать власть в руках его семьи или сделает ставку на другого политика?
Политически амбивалентный президент КР, перманентно уверяющий в дружбе все сверхдержавы, все больше клонится к России и старается убедить свой народ в наличии взаимности с ее стороны. Визит за визитом в Москву и Питер по поводу и без повода как бы служат свидетельством поддержки Кремлем политики нынешнего руководства КР. Но презентацию последней книги Аскар Акаев провел в Москве только на академическом, а не на правительственном уровне. Даже мэр Лужков не уделил мероприятию хотя бы минимум внимания. Фейерверк в Санкт–Петербурге по поводу 60–летия, как сообщили некоторые СМИ, был устроен губернатором Валентиной Матвиенко по поручению самого Владимира Путина. Но тут же по другим телеканалам сообщили, что фейерверк был заказан и оплачен самим Аскаром Акаевым. Есть информация, что деньги дали наши бизнесмены.
Последняя поездка в столицу РФ на открытие библиотеки МГУ убеждает в том, что Аскар Акаев еще лелеет надежду на взаимность. Однако диктор программы “Время” 25 января даже не назвала имя президента Кыргызстана среди присутствовавших на встрече со студентами. Владимир Путин и Михаил Садовничий шли рядом, а Аскар Акаев торопливо шел за ними следом, но за столом мы его не увидели. И вообще в сюжете его больше не показали, словно президент дружественной страны — всего лишь скромное инкогнито.
Инициативу по празднованию пятилетия ШОС президент России принял. И это, кажется, единственный положительный итог последнего визита Акаева в Москву. Если не считать таковыми снимки в газете “Слово Кыргызстана” — рукопожатие двух глав государств и осмотр библиотеки. Правда, на фотографиях Владимир Путин в разных галстуках. Согласно протоколу переоделся или снимок, сделанный в лучшие времена, в редакции достали из архива?
Так чем Москва, если она этого хочет, должна поддержать кыргызского президента? Считать военную базу в Канте главным залогом преданности “младшего брата”, верного в этом смысле и американской стороне. Продолжать верить в искренность обещаний придать русскому языку статус государственного. Не обращать внимания на двуличие нашей государственной внешней политики. Закрыть глаза на безобразия по отношению к дипломатам. Не видеть того, как нахраписто, с нарушением законов действует семейная партия “Алга, Кыргызстан!”, проталкивая в парламент Бермет Акаеву и Айдара Акаева. (Первая уже пообещала ввести двойное гражданство, предпочтительно кыргызско–российское. Папа вовсю пиарит дочь именно в контексте ее огромной любви к России и всему русскому — языку, образованию. Последнего президент вывез последний раз с собой в Москву — как невест вывозили на первый бал.) Не замечать, что большой родне президента и его супруги, а также богатым людям из близкого окружения создаются все условия для победы на парламентских выборах и формирования конституционного большинства. То есть дать добро на продолжение беспредела, творимого в Кыргызстане акаевским кланом. Допустим, Кремль на это пойдет. Что он получит от Кыргызстана взамен? Двуличную государственную политику. Просьбы о финансовой помощи. Обещания придать русскому языку статус государственного. Парламентскую республику в своем подбрюшье, народ которой все больше нищает и валом валит на заработки в Россию.
Ей это надо? Допустим, “желтая революция” в Кыргызстане Москве не нужна. Мы тоже без нее с удовольствием обойдемся, если власть сама не спровоцирует. Но это уже из области мечты. Акаев ни за какие коврижки не хочет упускать монарший скипетр из рук. Уйти ему все равно придется — это не вопрос. Вопрос, как уйти — сохранив остатки достоинства или с позором.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9253/