Послов послали
Но это не означает, что они не будут участвовать в выборах
Вчера Законодательное собрание большинством голосов отклонило законопроект о дополнении в Кодекс о выборах: «Допускаются перерывы в постоянном проживании на территории Кыргызской Республики государственных служащих, исполняющих свои служебные обязанности в интересах государства по заданию высших должностных лиц и государственных органов, без учета срока их пребывания за пределами республики». И тем самым как бы согласились с трактовкой председателя ЦИК Сулаймана Иманбаева: дескать, не допускаются...
И даже если согласиться с Акылбеком Жапаровым (“Мы приняли именно такую редакцию Кодекса о выборах. И неправильно опять вносить в него дополнения”), Махмутом Кучуковым (“Нарушена процедура внесения этого законопроекта”), но почему же было не дать толкование и раз и навсегда защитить права граждан, относящихся к дипломатическому корпусу? Или же согласиться с Ишенбаем Кадырбековым: “А вообще–то что тут толковать? Верховный суд признал в свое время, что Усен Сыдыков (бывший зампред исполнительного секретариата СНГ. — Г.К.) может баллотироваться в парламент”.
Ну да, тогда признали, а сейчас права избираться лишают. Подумать только, исполнительной ветви власти вторит законодательная. Чего тут больше, нежелания войти в конфликт с седьмым этажом или возможности отсечь сильных конкурентов?
В предыдущей публикации (“Черная метка послов”, “МСН” за 19 ноября) мы упоминали, что в вопросе — быть или не быть дипломатам депутатами палата разделилась на два лагеря. Одни узрели нарушение процедуры внесения законопроекта, а другие — лишение конституционных прав граждан, что может лечь позорным пятном на нашу страну. А получился весьма плачевный результат.
Сразу после заседания ЗС мы обратились за комментарием к Медету Шеримкулову, бывшему послу в Турции, который наряду с бывшим послом в Малайзии М.Абыловым и У.Сыдыковым направили письмо на имя спикера ЗС.
— Затронуты не наши личные интересы, а права всех дипломатических работников. Ни в одной статье Конституции нет положения, ограничивающего права целой категории профессиональных работников. Значит, власти нашего государства намеренно накладывают запрет на определенную профессиональную деятельность. Тогда как ни в одной стране мира нет такой нормы — лишить дипломата права избирать и быть избранным. Кыргызские власти и парламент опять впереди планеты всей.
Отныне дипломаты, которые представляют интересы страны за рубежом, могут считать себя второсортными на мировой арене. Ибо их права, неприкосновенность, дипломатический иммунитет урезаны внутри государства.
— А как, вы считаете, должно отреагировать на такой шаг председателя ЦИК и парламентариев Министерство иностранных дел?
— МИД просто обязан выразить протест по высказыванию Иманбаева в печати (“Слово Кыргызстана” за 5 ноября. — Г.К.) и решению парламента в контексте международного права и состояния дипслужбы.
А еще М.Шеримкулов добавил, что вся эта возня началась после того, как он публично заявил о своем желании баллотироваться в парламент, а затем и в президенты. Получается, что лишь за одно такое намерение, насколько амбициозное, настолько и правовое, в нашей стране бьют по рукам.
— Вчерашнее рассмотрение нашего обращения в парламент оставляет странное впечатление. Депутаты — ни “за”, ни “против”. Ничего из рассматриваемого вопроса для них не было интересно. Что ж, мы параллельно обратились и к президенту. Ждем, чтобы он открыто высказал свое мнение. Ибо в верительной грамоте, им подписанной, сказано, что данный гражданин выражает его, президента, позицию... Интересно, как он будет защищать наши права? Или же надо в верительной грамоте указывать: это частное лицо, представляющее частные интересы, а не его, президента, позицию. И нечего с ним считаться.
— И что вы теперь думаете предпринять?
— Поскольку парламентом никакого решения не принято, то, выходит, и вообще никакого решения относительно нас нет, а есть только личное мнение Сулаймана Иманбаева. И в таком случае мы имеем полное конституционное право участвовать в выборах и будем в них участвовать в качестве кандидатов в депутаты. А решат этот вопрос сами избиратели, если даже какие–то лица станут этому препятствовать. А еще обратимся в Конституционный суд, хотя пойдем на выборы, не дожидаясь его решения.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8619/