Работа на публику,
или почему до жилищного строительства руки не доходят
Как известно, 2005 год официально объявлен Годом кыргызской дипломатии. Эта инициатива президента, который «выразил мнение», выступая на торжественном собрании, посвященном 60–летию со дня образования МИД КР, стала «приятной неожиданностью» для внешнеполитического ведомства страны.
И пошло–поехало. Статья в правительственном рупоре — “СК” министра иностранных дел Аскара Айтматова (“...Нам предстоит непочатый край работы во имя высших интересов нашей страны, нашего народа”). Интервью с ним же (“...Нам важно формировать общественную базу под наши внешнеполитические начинания”). И все это, безусловно, для того, чтобы “страна, ее экономика, а главное, люди ощущали достигнутые нами результаты в своей повседневной жизни”.
Что ж, Год гор и Год государственности успешно провели (с пышными мероприятиями), Год борьбы с коррупцией — тоже на исходе (президент страны упразднил Национальный совет по добросовестному управлению, возглавляемый премьером Н.Танаевым, который отвечал “за повышение результативности проводимой антикоррупционной политики”. Теперь будет только Консультативный совет, возглавляемый самим А.Акаевым).
В общем, наш лидер больше “работает на публику”, то есть на международную общественность — саммиты, форумы, съезды соотечественников. Но когда речь заходит о самом насущном, той же борьбе с коррупцией, пустившей глубокие метастазы (пациент скорее мертв, чем жив), то тут результатов никаких нет. И быть не может. Не та система. Не результативная изначально. Если браться за коррупцию, то начинать надо со своего (президентского) окружения. И со своих (президентских) родственников. Но тут, извините, кишка тонка.
Что же касается интересов народа, то кто помнит о Программе жилищного строительства на 2000–2010 годы с ее двадцатью миллионами квадратных метров жилья? За три года под эту программу не вложено ни тыйына государственных средств. Нынешней весной вроде спохватились. В “Белом доме” вынашивалась идея объявить 2005 год Годом жилищного строительства. Но в отличие от предыдущих “меток”, когда можно было обойтись пустыми декларациями, требовались конкретные показатели — физические объемы, сроки, финансы. Эту жилищную программу в строительном ведомстве корректировали, поправляли, подгоняли и даже выступили с инициативой оставлять в областях пять процентов из госбюджета на строительство жилья. И губернаторы согласились. И даже предполагалось заложить эти проценты в бюджет будущего года. И если бы премьер–министр настаивал на том, чтобы эту строку внести в главную финансовую книгу страны, то, кто знает, возможно, парламент бы и поддержал начинание. Ну не пять процентов, а 2–3, но пошла бы подвижка.
Между тем только в столице около 30 тысяч семей нуждающихся по категории льготников. То есть тех, кто никогда не сможет приобрести жилье. Правда, в последнее время появились статьи об ипотеке. Но опять же какой коммерческий банк решится на риск — выдавать льготную (а не под 40–50 процентов годовых) ссуду лет эдак на двадцать? Нет таких. Значит, и здесь нужна государственная поддержка, нужны банки, работающие именно на ипотеку.
Да что там говорить, если даже на строительство жилья пострадавшим от стихийных бедствий у государства денег недостает. Из 4,5 тысячи вышедших из строя домостроений в год восстанавливается от силы 200–300. Потому и происходят акции протеста, подобные токмакским, когда несчастным ссуды пообещали, но не дали.
...Словом, начало жилищного строительства перенесено на неопределенное время. Это же не Год гор и даже не Год борьбы с коррупцией, под которую можно напридумывать всяких нац– и консультативных советов. А уж за жилье–то, только намекни об этом, народ ухватится, его и уговаривать не надо. И спросит со всей протестной строгостью в случае чего. Так что властям остается тешиться “расцветом отечественной дипломатии во имя высших интересов”.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8462/