Распечатать: Электоральная  география  и  геополитика РаспечататьОставить комментарий: Электоральная  география  и  геополитика Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Электоральная  география  и  геополитика Посмотреть комментарии

15 сентября 2004

ПОЛИТИКА

Электоральная география и геополитика

    Избирательная практика последних лет выявила, что в Кыргызстане есть в этой области много проблем, которые требуют своего решения, корректировки и доработки. Чтобы в итоге значительно уменьшить не только пути для всевозможных подтасовок и нарушений в ходе избирательных процессов, но и — что гораздо существеннее — совершенствовать саму процедуру выборов, сделать ее прозрачной и максимально доступной и понятной большинству граждан Кыргызстана, где бы они ни проживали. Только в таком случае кыргызстанцы смогут сполна воспользоваться всеми выгодами одного из самых главных своих прав — права выбора.
    Сам процесс создания избирательных округов, так же как и территориально–административного размежевания Кыргызстана, еще далек от своего завершения. И любые попытки создания или перекройки избирательных округов некоторыми депутатами под себя — по родоплеменному или национальному принципу, так же, как и введение подобных “новаций” в территориально–административном размежевании, ни к чему хорошему не приведут и имеют далеко идущие негативные последствия. Избирательные округа должны быть созданы таким образом, чтобы депутат выражал интересы определенной компактной территории, независимо от национальной и родоплеменной принадлежности.
    Так сложилось исторически, что на современное расселение граждан Кыргызстана идеологи КПСС оказали самое существенное влияние. Коренное население насильно загонялось в горы с целью создания базы для развития отгонно–пастбищного животноводства. В результате мы имеем то, что имеем. Искусственно в горах, маленьких ущельях и котловинах созданы многие районные центры. С одной стороны, можно вроде бы радоваться этому, полагая, что все это способствует развитию регионов. Я, например, считаю правильным создание таких районов, как Чон–Алай, Тогуз–Тороо, которые действительно исторически были отдалены от больших городов. Так же, как и Ат–Башынский район, который является важным приграничным форпостом. Но какова была необходимость создания таких районов, как Алайский с райцентром Гульча и Кара–Кульджинский с одноименным райцентром, где не было градообразующих предприятий? Если б не были созданы эти территориальные образования, все тамошнее население проживало бы сегодня в приграничных городах — Узгене, Кара–Суу и Оше соответственно. Что само по себе отвечает жизненно важным стратегическим интересам Кыргызстана (чтобы его жители осваивали самые плодородные и приграничные земли).
    И, возможно, в итоге не было бы нынешнего этнического противостояния и трагического конфликта 90–го года на юге, так как большинство населения этих городов составляли бы кыргызы, и не было бы этого искусственного разделения этносов, когда большая часть кыргызов живет в горных местностях, а узбеки в долинах. Подобное размежевание не соответствует и историческим реалиям. Кыргызы и узбеки всегда проживали бок о бок в Ферганской долине, а горные и предгорные массивы на территории нашей республики использовались лишь частично в качестве летних кочевий и безграничных охотничьих угодий.
    Подобное искусственное рассредоточение населения по периферии и труднодоступным регионам, помимо ущерба экологии, привело к тому, что мы теперь несем колоссальные материальные потери, поддерживая существующие инфраструктуры в отдаленных высокогорных убыточных районах. Более того, из–за плохих дорог, оползней, плохого медобслуживания значительно возросли на периферии и человеческие потери, которые и в прежние времена были в горных районах более высокими, чем в центральных областях и долинах, издревле обжитых и обустроенных.
    Вообще надо признать, что при административно–территориальном размежевании наши лидеры почти не руководствовались соображениями экономической выгоды того или иного места, отдавая предпочтение больше субъективным, родоплеменным, историческим или каким–то еще не совсем ясным соображениям.
    Я бы хотел привести в качестве примера станцию Маймак в Таласской области. Если бы с самого начала, то есть с предвоенных лет, она была бы выбрана центром области (пусть бы ее переименовали в Талас), то теперь мы бы, возможно, имели большой промышленный город, расположенный на Турксибской железной дороге, со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическим выгодами.
    Мы немногочисленный народ, и порой мне кажется, что многие наши ошибки в экономике и политике связаны с тем, что мы автоматически перенимаем опыт России и Казахстана. То есть огромных по территории стран. В экономике, законотворчестве, госустройстве и так далее. Тогда как в действительности было бы разумнее искать свой путь. Например, как член Центральной избирательной комиссии я бы хотел остановиться на вопросах образования избирательных округов.
    Почему бы нам не создать, например, Екатеринбургский, Новосибирский, Московский избирательные округа? Уверен, при правильной организации наши граждане, которые там временно проживают, пройдут регистрацию в консульствах. Это позволило бы исключить их из списков избирателей по постоянному месту жительства в Кыргызстане. Технически это несложно, у нас есть ГАСК “Шайлоо” и современные технологии подсчета и контроля. В то же время у наших граждан, временно проживающих в России, могла бы появиться возможность избирать своего депутата в ЖК КР, который был бы тесно связан с ними, знал бы их проблемы и в парламенте отстаивал их интересы (например, какой договор и по каким конкретным пунктам нам нужен с Россией). То есть мы в какой–то мере сохранили бы связь этих граждан со своей исторической родиной. Отдельный вопрос о тех, кто уже является гражданами России или получит гражданство в будущем. Мы заинтересованы в том, чтобы эти выходцы из Кыргызстана не порывали связей с родиной, всегда интересовались судьбой республики независимо от национальной принадлежности, у них у всех здесь родные, близкие и т. д. Ведь ни для кого не секрет, что наши внешние мигранты оказывают огромную экономическую помощь Кыргызстану. Будучи в США, я был приятно удивлен, когда увидел огромное четырехэтажное здание в престижном центре Вашингтона, подаренное независимой Украине украинской общиной США. Нельзя допустить растворения кыргызов в многонациональной и многоконфессиональной России, хотя текущая тенденция, к сожалению, именно такова.
    Всем известно, какую роль в избрании президента США играют армянские общины в этой стране, особенно калифорнийские армяне (в Калифорнии много выборщиков). При правильной организации выходцы из Кыргызстана, которые приняли гражданство России, независимо от национальности могли бы сыграть определенную роль в избрании хотя бы губернатора той или иной области или депутатов разных уровней. И затем решали бы свои экономические вопросы. Почему их историческая родина не должна им в этом помочь и не быть в этом заинтересованной? Это не вмешательство во внутренние дела России. Это — лоббирование интересов своего народа, и подобная практика наблюдается во всем мире.
    Туйгунаалы Абдраимов, член Центральной избирательной комиссии КР.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7909/


Распечатать: Электоральная  география  и  геополитика РаспечататьОставить комментарий: Электоральная  география  и  геополитика Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Электоральная  география  и  геополитика Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007