Распечатать: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад РаспечататьОставить комментарий: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад Посмотреть комментарии

8 сентября 2004

ОБЩЕСТВО

От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад

    Смена руководства вуза обернулась бедой, которую переживают и преподаватели, и студенты
    Некогда Бишкекский гуманитарный университет стоял в ряду престижнейших вузов республики, имеющих высокий статус и авторитет среди коллективов высших учебных заведений, среди студентов, молодежи, планирующей получить качественное образование. За 6—8 лет из рядового вуза вырос стройный комплекс, по праву получивший статус университета.
    В этом была заслуга всего коллектива: от ректора, административного и профессорско–преподавательского состава до хозяйственных работников. БГУ отличали компетентность, профессионализм, демократичность, системность, сплоченность, преследование единой цели: развитие образовательной системы. В университете из года в год совершенствовались формы и методы преподавания, открывались новые специальности и направления, пользующиеся спросом у молодежи. Совершенствовалась структура университета, расширялись международные связи, укреплялась материальная база. Совет университета принял свой флаг, герб, вымпел. Разрабатывалась система материального стимулирования преподавателей, сотрудников и студентов. Развивались студенческое творчество и самоуправление.
    Нельзя сказать, что у нас не было проблем внутреннего и внешнего характера. Но все они решались, как говорится, мирным путем, интеллигентно, достойно, гуманно. И все это осуществлялось благодаря здоровому моральному климату.
    Вот какое наследство, выстроенное, выстраданное коллективом БГУ, досталось новому ректору С.Мусаеву.
    Прошло 1,5 года... И что–то подгнило в Датском королевстве. БГУ стал напоминать Великую Римскую империю во времена правления Нерона: за внешним блеском, который он еще сохраняет, проглядывают внутренний хаос и разложение. Главным для университета стала погоня за материальными ценностями: отремонтировать колонны, набрать побольше студентов, сохранить любой ценой контингент, лишь бы пополнить свою казну.
    А между тем учебный процесс запущен, дисциплина студентов падает, они целыми группами уходят с занятий, наблюдаются нарушения среди преподавателей и администрации. За предыдущий учебный год 82 студенческие группы сорвали занятия, более 150 срывов занятий произошло по вине преподавателей, 22 студента–выпускника не прошли государственную аттестацию, получили неудовлетворительные оценки или не явились на государственный экзамен и на защиту дипломных работ. Успеваемость студентов падает: в 2001/02 учебном году процент успеваемости бюджетных и контрактных студентов был соответственно 97% и 92,7%, в 2002/03 — 96% и 87%, 2003/04 — 94,7% и 79,1%.
    На факультетах и кафедрах допускаются невыполнение отдельных требований учебно–воспитательного процесса и его регламента; опоздания преподавателей на учебные занятия, нарушения положения о модульно–рейтинговой системе обучения и контроля знаний студентов; переносы занятий, экзаменов, заседаний государственных аттестационных комиссий, отсутствие их председателей на заседаниях. По анонимным опросам студентов выявляются случаи взяточничества.
    Серьезно озадачили весь коллектив университета структурные изменения, осуществляемые ректором. И хотя они приняты на ученом совете, это еще раз подчеркивает нестабильность ситуации: многие члены ученого совета не согласны с предлагаемыми изменениями, но вопреки интересам дела заняли позицию сторонних наблюдателей, по принципу лишь бы меня не трогали. А ведь в новой структуре многое лишено логики, изменения носят непринципиальный характер. Просто названия меняются, как будто бы причина ухудшения в работе университета только в этом. Скажем, факультет социально–политических наук, где велось обучение студентов по специальностям социология, политология, социальная работа и психология, переименован в факультет управления, социологии и психологии. А почему же в название факультета не вошла социальная психология? А почему кафедру теории и практики государственного и местного управления с факультета менеджмента передают на факультет управления, а специальность государственное и муниципальное управление оставляют на факультете менеджмента? Отдел науки исчезает, а отдел аспирантуры преобразуют в отдел аспирантуры, магистратуры и докторантуры.
    Спрашивается, разве все эти составляющие не являются наукой? И таких запутывающих своей громоздкостью структурных подразделений не одно.
    Есть и моменты политического характера. Скажем, изменили название факультета тюркологии и межкультурных коммуникаций. Теперь это будет факультет кыргызской филологии. На факультете велась подготовка специалистов по филологии казахской, татарской, узбекской, турецкой и др. Открытие факультета по таким специальностям отвечало постулату “Кыргызстан — наш общий дом” и соответствовало статусу национальных меньшинств в Кыргызстане. Вряд ли представители диаспор одобрят этот шаг университета и его ректора.
    Проблемы реорганизации коснулись и административных подразделений, в результате чего около 18 преподавателей и сотрудников в неведении: будет ли им предоставлена работа и в какой должности, с какой заработной платой. И все это в Год социальной мобилизации и добросовестного управления(?!). Речь уже не идет о том, что весь коллектив в течение года лихорадит с получением заработной платы по контрактной форме. Хотя сбор денег со студентов, обучающихся по контракту, на 1.07.04 составляет более 90%. А об отпускных средствах и думать не приходится.
    В БГУ прекратили свою работу комиссии по восстановлению и переводу студентов, комитет по внебюджетным средствам, учебно–методический совет. А что же будет с действующей системой? Она рушится.
    Начиная с 2000 года все факультеты работали над созданием дополнительных образовательных программ к основным специальностям и направлениям. Эта инициатива приветствовалась Министерством образования, многими ведущими вузами республики. Но главное — таким путем университет создавал весьма выгодные условия для студентов–выпускников, планирующих свою будущую карьеру с учетом современных требований рынка труда. Студенты, обучающиеся по профессионально–образовательным программам по направлению, скажем, журналистика, могли дополнительно осваивать по их желанию одну из дополнительных образовательных программ: аналитическая журналистика, бизнес–журналистика, интернет–журналистика, искусство и техника Web–дизайна, реклама в СМИ и др. Практически на все направления и специальности в БГУ были разработаны интересные и крайне востребованные дополнительные образовательные программы (более 40). В этом учебном году использование и внедрение многих из них ставится под сомнение.
    Не совсем профессионально и четко, как это было всегда, проходила кампания приема абитуриентов. На начало работы приемной комиссии не вся информация была готова, не было подано объявление о приеме, а некоторые правила, введенные приемной комиссией, не были доведены до руководителей подразделений. Например, директор института непрерывного образования, куда поступают абитуриенты на заочную форму обучения, не был поставлен в известность о форме вступительных испытаний.
    Все недостатки, лихорадящие университет, видны невооруженным взглядом, но коллектив по непонятным (вернее, по вполне понятным) причинам закрывает на это глаза, и редко кто находит в себе силы открыто признать, что теряется оставленное наследство, а делая шаг вперед и два шага назад, университет не окажется впереди или хотя бы в одном ряду с ведущими вузами республики.
    А.Рахматова, препод. каф. тюркской филологии,
    Р.Ахматова, препод. каф. тюркской филологии,
    А.Жамашова, зав. кабинетом каф. тюркской филологии
    А.Ибраимова, доцент кафедры кыргызской литературы, и другие.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7829/


Распечатать: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад РаспечататьОставить комментарий: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: От какого наследства мы отказываемся, или шаг вперед, два шага назад Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007