Кыргызская доля «Центерры» застряла в Лондоне
Еще в июне правительство, проявив завидную прыть, продало часть акций в новом совместном с «Камеко» золотом проекте «Центерра голд. инк» на крупнейшей бирже в Торонто. Эта новость была преподнесена общественности как крупная победа Кыргызстана, наконец–то прорвавшегося на мировой финансовый рынок. В СМИ появились сообщения о том, что 85 миллионов долларов уже поступило на специальный счет Нацбанка.
Однако на пресс–конференции в информагентстве “Кабар” 9 августа председатель правления Центробанка Улан Сарбанов, отвечая на вопрос журналиста “МСН”, сказал, что пока никаких денег НБ КР не получал. Главный банкир ни единым словом не прокомментировал ранние сообщения из правительства, оказавшиеся, мягко говоря, преждевременными. Но этого стало достаточно, чтобы уже на ближайшем заседании правительства премьер–министр Николай Танаев, не скрывая недовольства, как мальчишку, приструнил главного банкира страны. Приводим дословно его реплику:
— Председатель Нацбанка Сарбанов ляпнул: якобы деньги не поступили. Деньги поступили. Просто здесь причина чисто технического характера, связанная с несовершенством нашего законодательства. По правде говоря, эти деньги, можно сказать, уже у нас...
Но вот незадача, премьерские слова ясности не внесли. Что значит последняя фраза “эти деньги, можно сказать, уже у нас”? Так в Кыргызстане или нет? Пришлось за объяснением обратиться к главе миссии МВФ, который на прошлой неделе давал пресс–конференцию в “Хаятте”. Может быть, он прояснит ситуацию?
— Деньги “Центерры” в настоящее время находятся в Стандарт банке в Лондоне и зарабатывают проценты, — услышали мы от Тапио Саавалайнена. — Они будут переведены в Центральный банк. Причина отсрочки заключается в вашем “замечательном”, запутанном налоговом законодательстве, которое гласит, что при продаже активов компании выручка от сделки является ее доходом. В данном случае прибылью. Таким образом, “Кыргызалтын” должен заплатить дорожный налог, налоги на чрезвычайные ситуации, прибыль и другие. А так как правительство на сто процентов является владельцем компании, то лишено какого–либо смысла перебрасывать деньги от продажи акций Кумтора туда–сюда...
Поэтому, разъяснял ситуацию господин Саавалайнен, сейчас идет поиск приемлемого решения, чтобы выйти из создавшегося положения. Ведь средства от продажи части кыргызской доли в “Центерре” все равно предназначались для нужд бюджета. “Кыргызалтыну” или правительству, что в данном случае одно и то же, принадлежало 400 акций. Одна треть этих ценных бумаг была реализована на бирже за 117 миллионов канадских долларов, или 85 миллионов американских долларов.
Глава миссии МВФ уверен, что выход все–таки правительство найдет и выручка будет перечислена в Нацбанк. Но только после того, как из этой суммы вычтут затраты, связанные с котировкой акций “Центерры” на бирже в Торонто, аудиторской проверкой “Кыргызалтына”, оплатой банковских услуг и прочих расходов. Окончательный итог от продажи золотых акций Кумтора — 78 миллионов долларов.
В этой дискуссии, если быть точным, прав все же банкир Сарбанов, знающий разницу между деньгами, что лежат на счету в его банке, и деньгами, как выразился глава кабинета министров Танаев, “что у нас в кармане”. Пока их в Кыргызстане никто не видел, зато определенную выгоду извлекают для себя английские банкиры Стандарт банка.
На вопрос, почему именно этому банку мы доверили свои деньги, нынешний руководитель АО “Кыргызалтын” Уларбек Матеев ответил следующее: мол, англичане предложили выгодные условия. Но только ли это стало определяющим в выборе банка? Возможно, другие варианты просто не рассматривались? Ведь нельзя исключить, что вся операция — от продажи нашей доли акций на международной бирже до последующего размещения средств от выручки — была заранее оговорена сторонами — участниками сделки. У Стандарт банка, если верить главе золотого ведомства на слово, не только “выгодные условия”, но и хорошие эксперты. Именно его представители были финансовыми советниками “Кыргызалтына” по вопросам реструктуризации проекта “Кумторзолото”, вызвавшего бурную реакцию общественности, парламентское слушание. Депутаты Законодательного собрания, случайно узнавшие о планах правительства, высказали свои сомнения относительно нового соглашения с “Камеко”, требовали заключения независимых экспертов.
В апреле, в разгар дебатов вокруг продажи Кумтора, к нам из Лондона даже приезжал исполнительный директор Стандарт банка Эндрю Кинг, заявивший в своем интервью газете “Слово Кыргызстана”, что “в этот раз как никогда уверен в успехе” и о своей готовности убедить оппозицию в правильности принятого решения. В свое время, когда заключалось Генеральное соглашение по Кумтору, зарубежные финансовые советники тоже говорили о выгодности проекта и сотрудничества Кыргызстана с канадской компанией “Камеко”. Но сейчас, по истечении времени, оптимистические нотки сменились негативными оценками экспертов. Как выясняется, разработка месторождения Кумтор не принесла богатства и процветания стране. Одни разочарования, скандалы, обвинения в коррупции.
МВФ, одобривший выход Кыргызстана на международную финансовую арену, еще в мае оговорил с правительством цели использования денег от продажи Кумтора в дальнейшем. По соглашению они будут постепенно расходоваться для стабилизации бюджета. Планируется ежегодно тратить часть суммы в размере 0,3 процента ВВП в рамках инвестиций в здравоохранение и образование, около 100 млн. сомов пускать на досрочное погашение государственных ценных бумаг, выпуск которых предназначен специально для расчета перед вкладчиками обанкротившихся банков.
Сегодня, когда, несмотря на сопротивление депутатов Жогорку Кенеша, правительство продало треть нашей доли в “Центерре”, главной задачей дня является заставить исполнительную власть работать прозрачно, проследить, как и на какие цели будут тратиться средства от продажи акций. Контроль необходим, ибо на носу выборы. Парламентские, президентские. На победу в них могут рассчитывать, как известно, только люди с капиталом или у власти. А у нас, что немаловажно, среди будущих кандидатов есть те, которые обладают и тем и другим. В связи с этим весьма актуален вопрос: кто будет ревизором нынешней власти, которая сама контролирует и распоряжается всеми финансовыми потоками? Если судить по размеру внешнего долга, делала она это все годы весьма расточительно для страны.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7811/