Какой порядок нам нужен?
Мягко, но решительно отряд милиции (около 40 человек), приехавший на двух автобусах, не допустил начала мирного марша, уверенный в том, что совершает тем самым законное дело. Но насилие всегда остается насилием. Наоборот, совершаемое в мягкой форме, оно даже производит более тягостное впечатление. Особенно, когда делается это на виду у общественности хорошо упитанными людьми в погонах, а эта самая общественность даже не отдает себе отчета в том, что петля чиновничьего произвола и самодурства с каждым таким инцидентом все туже и туже стягивается вокруг ее собственной шеи.
Как уже сообщала наша газета, в минувший четверг вместе с Турсунбеком Акуном в 10 часов утра на пересечении проспекта Чуй с улицей Юлиуса Фучика силовиками были схвачены 18 человек — лидеры различных партий и движений, НПО, родственники Кулова, земляки из села Байтик и избиратели из Караван–Бууринского района Таласской области. Все они под плотной опекой стражей порядка были доставлены на спецавтобусе в Первомайский ОВД, куда в тот же день прибыл судья из Первомайского горсуда. Организаторы несостоявшегося марша Турсунбек Акун, Азиза Абдрасулова и Толекан Исмаилова наказаны штрафами по тысяче сомов “за нарушение общественного порядка и непослушание действиям правоохранительных структур”. Остальным задержанным (Эмилю Алиеву, Виктору Черноморцу, родственникам Феликса Кулова, жителям села Байтик и избирателям из Караван–Бууринского района Таласской области) были сделаны выговоры и предупреждения.
Правозащитница Азиза Абдрасулова подала жалобу в Генпрокуратуру республики на действия сотрудника ППС города Бишкека Жумакеева, который избил ее во время пребывания в Первомайском ОВД, а также на следователя, который не внял ее доводам и отказался от возбуждения уголовного дела против милиционера, поднявшего руку на женщину.
Между тем после задержания вышеупомянутых лиц около сорока участников марша все–таки выехали на автобусе в направлении села Жаны–Жер, где, на расстоянии четырех километров до исправительной колонии строгого режима № 19, дорогу им преградил отряд милиции, вдвое превышающий их по численности.
По словам арнамысовца Сапара Баялинова, милиционеры были настроены весьма решительно и заявили участникам марша, что если они не уедут обратно в Бишкек, то немедленно будут задержаны. Перекрытие же дороги, ведущей к колонии, и столь массовое скопление милиционеров в одной точке объяснили тем, что из колонии № 19 накануне совершили побег более десяти заключенных и по этой причине прекращены все контакты с заключенными и блокирована дорога, ведущая к столице. При этом, конечно же, остальные дороги и проселки, ведущие в западном, северном и восточном направлениях (за исключением южной, по которой ехали участники марша), были оставлены без присмотра.
Разумеется, если бы последователи Феликса Кулова вздумали в тот день подъехать к колонии с другого направления, то милиционеры быстро совершили бы соответствующую перегруппировку, опять–таки ссылаясь на беглых заключенных.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Дело в том, что между лидерами партии “Ар–Намыс” и городским УВД уже накануне были заключены устные договоренности, согласно которым сам заместитель начальника УВД П. Тяблин пообещал, что стражи порядка не будут принимать никаких силовых мер против участников марша. Наоборот, городские силовики даже предложили “ходокам” предоставить свой транспорт для доставки их в колонию. Это был момент истины: еще бы чуть–чуть — и арнамысовцы, и столичные милиционеры бросились в объятья друг другу в борьбе за общее дело. Но, увы, этим надеждам не суждено было сбыться: слова и дела сотрудников милиции уже в который раз разошлись диаметрально противоположным образом.
Объективности ради надо отметить, что с прибытием в конце прошлой недели в Бишкек ряда руководителей из стран СНГ осуществление пешего марша по магистральной трассе Бишкек — Манас было действительно затруднено. Хотя непонятно — почему? Если бы руководители других республик СНГ, перед тем, как въехать в нашу столицу, встретились с колонной участников марша, мирно идущих по обочине трассы и не нарушающих движения общественного транспорта, или даже если бы те шли по краю поля с плакатами и транспарантами в поддержку Феликса Кулова — разве все это принизило бы имидж нашей республики? Скорее, наоборот, подняло бы до заоблачных высот авторитет президента и правоохранительных структур.
С другой ведь стороны, некоторые руководители стран СНГ, несясь по трассе на большой скорости, при мимолетной встрече с хорошо организованным и дисциплинированным маршем могли принять всю эту акцию на свой счет. Как в добрые старые времена, когда во время приезда высоких зарубежных гостей навстречу им на подходе к столице выстраивались колонны добропорядочных граждан с флажками и приветствиями.
А что вышло теперь, после того как восемнадцать человек были бесцеремонным образом запихнуты в автобус и препровождены в ОВД? Когда некоторые активисты вместо дружеских объятий были оштрафованы в судебном порядке, а кое–кто даже избит и находится в шоковом состоянии?
Правоохранители и власти республики дали еще раз понять этой акцией всем нам, кыргызстанцам, чтобы мы еще долго не вспоминали о своих правах и свободах.
Однако на следующий день в столице имел место массовый митинг у памятника Горькому совсем уже по другому поводу. На этот раз собрались обманутые акционеры компании Renton Group, требуя от правительства Кыргызстана вернуть им их кровные деньги. По просьбе самих акционеров правозащитник Турсунбек Акун был приглашен на этот митинг “как человек, который может разъяснить гражданам их права”.
Правозащитник был снова задержан правоохранителями на этом митинге и вторично обвинен Первомайским судом в нарушении общественного порядка.
Так какой же порядок нам нужен? Когда всех схватят за одно место, чтоб никто не посмел и пикнуть? Почему молчит большая часть депутатского корпуса — нашей законодательной ветви власти, которая в совокупности обладает таким же политическим весом, как и сам президент? Почему молчат потенциальные кандидаты в президенты страны — наша надежда на будущее? Почему судебная власть раз и навсегда не может пресечь подобные шаги силовиков? Почему сотрудники СНБ не контролируют другое силовое ведомство? И где, наконец, сама наша общественность, этот хваленый наш свободолюбивый дух кыргызов, а также большая продвинутость в демократическом и правовом отношении русскоязычной части населения страны, занимающей сильные позиции в бизнесе, да и во властных структурах столицы? Неужели же мы по–прежнему боимся и не доверяем друг другу — больше, нежели органам власти и ее правоохранительным структурам, одинаково далеким и недоступным нам? И почему сами эти органы власти и правоохранители никак не могут стать на сторону закона и прав народа, преодолев животный страх перед начальством? Ведь каждый отвечает за свои действия сам. Наконец, неужели нет людей в окружении президента страны и его семьи, которые обладали хотя бы малой толикой исторической дальновидности и просто здравого смысла, чтобы хоть как–то выправить основательно подпорченный имидж главы государства и незавидное положение в республике? Понятно, конечно же, что президент и его команда испытывают трудности в связи с тем, что в данное время вроде бы настроены на законную передачу власти в республике в другие руки уже в недалеком будущем. А пока эта власть уже обрела все атрибуты авторитаризма, самовольно захватив все контрольные функции в стране.
Все это так, но, как говорится, еще не вечер и до новых президентских выборов может произойти многое. До тех пор, пока власти и общественность республики не найдут в себе силы выйти раз и навсегда из этого подвешенного состояния, когда судьба любого гражданина и страны в целом находится в руках одного человека, спокойствие и мир не придут на нашу благодатную землю. Только когда Кыргызстан превратится в сплошную арену или полигон для митингов, пикетов и демонстраций, когда в каждом из районов и десятках городов, сотнях поселков и айыл окмоту сформируются и вызреют сотни и тысячи последователей наших известных правозащитников, только тогда можно будет говорить о начале конца для беззакония, коррупции и авторитаризма и о рождении более или менее стабильного и прогнозируемого будущего. В котором наибольшую угрозу для каждого будет представлять общественное мнение и осуждение в гражданской трусости, а не милиционер, профессиональный долг которого заключается в поимке правонарушителей и насильников, но вовсе не тех, кто борется за права человека. Это понимают уже все в Кыргызстане, в том числе и сами милиционеры. Тогда почему вновь и вновь совершается пусть и мягкое, но слепое и бездушное насилие над личностью и ее правами? От которого до репрессий и сталинского террора, концлагерей и средневекового самодурства остается всего лишь шаг.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6597/