Экстази, героин, ЛСД у поколения “Next” не вызывают экстаза
За кулисами школьной сцены столичной гимназии № 70 веселая возня: самодеятельные артисты перед выходом на сцену разминались в остроумии. Мальчики, разглядывая размалеванных под ночных бабочек одноклассниц в дискотечных прикидах, развлекались от души, толкаясь, жестами и репликами выражая одобрение метаморфозам, происшедшим на их глазах с Эрикой, Жанель, Ирой, Валерией. А те, в свою очередь, беззлобно шипели на них, крутя указательным пальцем у виска. Классный руководитель одиннадцатого “Е–2”, а по совместительству на этот вечер режиссер, продюсер, администратор, Хадия Абдуллаевна Исмагилова, глядя на своих расшалившихся подопечных, не могла скрыть улыбки: юноши вымахали под метр девяносто, а по сути все еще дети. Этим шестнадцатилетним подросткам через минуту предстояло выйти на сцену и разыграть мини–спектакль “Я выбираю жизнь” на вполне взрослую тему о наркотиках, СПИДе, загубленных молодых судьбах.
В 2001 году число официально зарегистрированных случаев ВИЧ–инфекций более чем в 10 раз превысило показатели 2000 года и составило 149 человек. Такие же темпы сохранялись в 2002 году, когда количество случаев ВИЧ–инфекции удвоилось. Такой рост связан со вспышкой ВИЧ–инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков (ИПН), которые составляют 82 процента от числа всех случаев заражения смертельно опасной инфекцией. В республике умерли уже 17 ВИЧ–инфицированных, в том числе 10 — от СПИДа. При этом продолжительность жизни 13 из них была менее года и еще двух — один год с момента регистрации. ВИЧ–инфекция распространяется среди лиц продуктивного возраста. Из числа ВИЧ–инфицированных преобладают мужчины (81 процент) в возрасте до 29 лет (64 процента).
Поведенческие исследования в рамках совместного проекта ПРООН, ЮНЭЙДС и Фонда “Сорос — Кыргызстан” среди инъекционных потребителей наркотиков (ИПН), свидетельствуют о высокой уязвимости представителей данной группы к возможности заражения ВИЧ–инфекцией. 96 процентов опрошенных делятся своей дозой, при этом только 14 процентов используют стерильный шприц. 99 процентов берут дозу из общей емкости своим шприцем. 35 процентов используют один шприц 20 и более раз. Использованными или общими шприцами пользовались более двух раз 42 процента опрошенных наркоманов.
По оценкам, проведенным в соответствии с рекомендациями ЮНЭЙДС, на 1 января 2003 года в стране имелось 3620 случаев ВИЧ–инфекции, что составляет 0,16 процента взрослого населения страны. С учетом увеличения числа новых случаев ВИЧ–инфекции на 10 процентов в год с последующим понижением, ожидаются следующие показатели распространенности ВИЧ в Кыргызстане:
1760 случаев в 2003 г.
1760 случаев в 2004 г.
1672 случая в 2005 г.
1505 случаев в 2006 г.
1354 случая в 2007 г.
Таким образом, к 2007 году ожидается 11670 случаев, или 0,47 процента взрослого населения страны. Вместе с тем это минимальные показатели, которые станут возможными лишь в случае реализации Государственной программы по профилактике СПИДа.
Бесхитростный сценарий. Идет конкурс красоты, на подиум выходят один за другим его участники — марихуана, ханка, ЛСД, героин, экстази, “винт”… Каждый из наркотиков расхваливает себя, какое воздействие оказывает на человека, как разрушает психику, здоровье человека, оказавшегося под его властью.
Этот спектакль хорошо приняла детская аудитория. Его прогнали на школьной сцене несколько раз. Но усвоили ли для себя и артисты, и зрители, что наркотики — не игра, а трагедия? Что жизнь человека, подсевшего на иглу, страшнее, кошмарнее любого фильма ужасов?
Мы задали эти вопросы подросткам, знающим о наркотиках довольно много благодаря телевидению, кино, прессе. К счастью, теоретически.
— Что нужно делать нам, взрослым, чтобы с вами не приключилась эта беда — пристрастие к экстази или марихуане? Может, лучше, чтобы дети меньше знали об этом зле?
— Наоборот, чем больше говорят о наркотиках, СПИДе, тем больше пользы. Невольно начнешь задумываться о возможных последствиях. Вы думаете, молодые не боятся боли, смерти?
— Но ведь романтика, любопытство, как говорят некоторые наркоманы–малолетки. Именно они толкают попробовать зелье, что потом входит в привычку, а затем становится потребностью.
— Так говорят безвольные, чтобы оправдать свою слабость. Хочешь романтики — занимайся спортом, ходи в горы. Если сильно любопытный, иди в интернет–кафе или библиотеку. И весь мир перед тобой откроется.
— Если бы узнали, что ваш товарищ заразился СПИДом, вы бы согласились с ним учиться в одном классе? Или попросили его изолировать?
На это вопрос подростки отвечали по–разному. Одни считали, что раз он сам виноват, то должен один нести свой крест. Другие были более мягкосердечными, они говорили, что нельзя человека отталкивать от себя, оставлять наедине с бедой. Он такой же, как все, только больной…
Молодые люди, еще школьники, проявившие в своих ответах человечность, гуманность, не представляли себя на месте ВИЧ–инфицированного. Они говорили о ком–то, имели в виду кого–то. На себя они в будущей жизни не примеряли роли наркоманов, больных СПИДом. И слава Богу! За их жизнь мы можем быть спокойны. Но у нас еще так много несознательной молодежи из числа потенциальных клиентов клиники доктора Назаралиева, которые и курят, и нюхают, и глотают, и колются.
Статистика показывает, что число наркоманов растет во всем мире, этот порок стремительно молодеет. Поэтому детей надо с раннего возраста учить распознавать не только добро, но и зло. Изолировать от жизни, от ее грубых проявлений ни один самый заботливый родитель не в силах. Лучше уж научить свое дитя противостоять им.
Сто раз правы те педагоги, которые были за введение в школьную программу полового воспитания. Благодаря лекциям и тем скудным знаниям, полученным на уроках, старшеклассники идут на дискотеки, предусмотрительно запасшись презервативами. А ведь есть подростки, которые пользуются услугами уличных проституток, главных распространителей венерических заболеваний.
После спектакля задала провокационный вопрос артистам из одиннадцатого “Е–2”: узнав так много о наркотиках, не хотелось вам что–то из них попробовать? И тут же получила ответ современных детей эпохи Интернета:
— Мы что, больные, что ли?..
Проект осуществляется при поддержке представительства “Internews Network” в Кыргызской Республике и при содействии Агентства США по международному развитию (USAID). Мнения, выраженные в этом материале, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды/мнения Агентства США по международному развитию.
Лариса Ли, Елена Скородумова
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5983/