Отчего мы такие разные?
Урок демократии и гражданственности
У меня и моей семьи много друзей. Среди них есть и такие, которые не могут похвалиться подобным богатством. Они живут, работают, отдыхают в кругу, ограниченном родными и близкими, ведут замкнутый образ жизни, неохотно делятся с окружающими своими достижениями, радостями и неудачами. Свою позицию нередко объясняют разочарованием, недоверием к людям. Многие из них впадают во вселенский пессимизм, не верят в возможность жить лучше, бороться за свою удачу.
Много лет пытаюсь разобраться в корнях такой позиции. Хочу поделиться некоторыми выводами.
Многих затворников–пессимистов раздражают окружающие, принадлежащие к другой национальности, религии, говорящие на ином языке. Им кажется, что его сородичи умнее, красивее, праведнее других. Это опасное заблуждение. Менее опасны идеологи, которые открыто заявляют, пишут о своих взглядах. Они на виду. С ними можно спорить, отстаивать свою точку зрения, влиять на их сознание. Более опасна тихая, безмолвная часть таких людей. Это нашло свое отражение в поговорке “В тихом омуте черти водятся”. Такой человек кажется безответным, безобидным. Слывет, предположим, хорошим слесарем, водителем, скотоводом и тихой сапой поливает ядом неприязни нашу жизнь, воспитывает своих детей в духе враждебности к окружающим.
Некоторые считают, что несправедливость — категория абстрактная, неточная. Например, некто присвоил чужие деньги. Мнения разделились. Одни резко осуждают, другие хвалят: мол, молодец. Кто прав? Думаю, несправедливость — это все же категория очень конкретная. Истоки ее определены и давно известны. Она всегда начинается и проявляется там, где кончается истина, правда, где нарушается закон и попираются нормы морали и нравственности, определенные в законах, Библии, Коране, эпосе “Манас” и других источниках.
Почему я вспомнил о таких категориях, как нация, язык, религия, раса? Во–первых, реки крови человеческой льются веками и тысячелетиями именно на меже раздоров между нациями, религиями и расами. Это давно заметили ученые, жившие до новой эры и современные. Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель утверждал: “Из всех войн, которые народы вели между собой огнем и мечом, религиозные были самыми кровопролитными”. “Заметьте, — говорил Вольтер, — что наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами ужасных преступлений”. Прошли века, и что мы видим сегодня в США, Ираке, Афганистане, Малайзии, Индонезии, Палестине, Израиле, Турции, Чечне, бывшей Югославии, Ольстере? Потоки крови не уменьшаются.
Во–вторых, полагаю, что знаю, где и как зарождается зараза равнодушия и ненависти. Невежество людей и безответственность политиков и представителей духовенства — вот главные причины многих бед. Английский писатель и государственный деятель XIX века Бенджамин Дизраэли утверждал: “Незнание никогда не решает вопроса”.
Религия, по постулатам Библии, Корана, обязана объединять совершенно разных людей вокруг единого идеала — Бога — для свершения дел на благо человечества, отдельного государства, родных, друзей, близких, семьи. А что на самом деле происходит? Чуть ли не ежедневно гибнут люди из–за принадлежности к другой вере.
В–третьих, мне кажется, я знаю, как можно бороться и преодолевать недоверие, презрительность, враждебность к иным людям. Как говорил немецкий ученый Эшенбах: “В молодости учатся, в старости понимают”.
Убежден, что от рождения и до последнего мгновения жизни человек не должен плохо думать, писать, говорить о представителях любых национальностей, религий, языков и рас, их традициях, обычаях и обрядах. Есть еще сотни других отличий между людьми, отзываться о которых негативно неприлично, нельзя, вредно и даже опасно.
Что мы сегодня видим, слышим, читаем, делаем, как думаем? Вот только несколько примеров: “Протестантские экстремисты. Чеченские боевики. Мусульманские террористы. Русская мафия. Палестинские бандиты. Еврейские оккупанты”. Подобные характеристики из СМИ можно перечислять долго. Но кто ответит: можно ли упрекать всех протестантов за то, что среди них есть экстремисты; всех чеченцев — за то, что среди них есть боевики; всех мусульман за то, что среди них есть террористы; всех русских людей — за то, что среди них есть мафиози; всех палестинцев — за то, что среди них есть бандиты; всех евреев — за то, что среди них есть оккупанты? Наверное, нельзя. Так почему же мы постоянно говорим и пишем такое? Не деликатнее, а главное, не точнее было бы говорить: экстремисты из Ольстера (среди них бывают как католики, так и протестанты); боевики из Чечни (среди которых бывают и чеченцы, и ингуши, и украинцы, и русские, и арабы…), террористы из Палестины (среди которых бывают граждане многих стран), мафиози из России (среди которых бывают люди десятков национальностей) и так далее.
С древнейших времен ученые–просветители утверждали, что не бывает хороших или плохих людей по национальным, расовым, языковым и религиозным признакам. Открытого презрения заслуживают только бандиты, грабители, насильники, коррупционеры, воры, бюрократы, лодыри, пьяницы, наркоманы, высокомерные недоступные чиновники, лжецы, клеветники, предатели, нарушающие права окружающих людей, грубо попирающие нормы морали и нравственности.
Однако очень важно в борьбе с чужими недостатками в первую очередь чистить и совершенствовать себя самого независимо от величины и характера трудностей, потерь и побед, которые сопровождают нас всю жизнь. Очень остроумно учил этому немецкий поэт XVIII века Фридрих Рюккерт: “Грехи людей пересчитать ты так усердно рвешься? С своих начни и до чужих едва ли доберешься”.
Тут я подошел к главной идее, которую хочу предложить читателям. Люди, населяющие нашу удивительную планету, разнятся не только по религиям, расам, языкам и национальностям. Есть атеисты, верующие, ученые, неграмотные, полные, худые, здоровые, больные, низкорослые, высокие, добрые, жадные, веселые, скучные, уверенные, растерянные, честные, хитрые, сильные, слабые, старые, молодые, энергичные, медлительные, умные, глупые, аккуратные, неряшливые, самоотверженные, смелые, трусливые, трудолюбивые, ленивые, скромные, наглые, родные, незнакомые, пьяницы, трезвенники, кудрявые, лысые, богатые, бедные, счастливые, несчастные и т. д. и т. п.
Истина в том, что этот комплект никогда не исчезнет, какое бы распрекрасное общество мы ни построили. Достичь того, чтобы порочные “отрицательные герои” исчезли вообще, невозможно. Значит, выход один. Надо терпеть. И терпеть осознанно. Ведь почему–то и для чего–то человечество имеет такое громадное разнообразие. Думаю, потому, что жизнь человека очень коротка. И чтобы ее прожить интереснее, существует такое непостижимое множество разных людей, их идей и поступков. И при этом человечество через века и тысячелетия хранит постоянство всех главных человеческих ценностей: ум, любовь, знания, трудолюбие, честность, самоотверженность, патриотизм… Поэтому надо не возмущаться тем, что тебе не нравится в других, а радоваться. Разумеется, за исключением явных пороков.
Китайский мыслитель Кун Фу–Цзы, известный как Конфуций, умер 2482 года назад. Но его советы годятся и для нас, и для всех грядущих поколений: “Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто–нибудь погиб от человеколюбия”.
Читая книги древних мыслителей, я ни разу, ни у одного из них не встретил таких категорий, как капитализм, социализм, коммунизм, рыночные отношения. А ссылок на незыблемые общечеловеческие ценности у каждого — как звезд на небе. Понимаю, что все эти “измы” как символы имели и имеют какое–то отношение к отдельным обществам и личностям. Но радует то, что они за тысячи лет никак не повлияли на шкалу общечеловеческих ценностей. Познание каждым человеком всех этих ценностей и борьба каждого за их утверждение и процветание — главная задача тех, кто проповедует развитие демократии и гражданского общества. Не так ли?
Михаил КОРСУНСКИЙ, зам. председателя Совета директоров Коалиции “За демократию и гражданское общество”.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5677/