Краски веселого торжища
В рождественскую ярмарку сувениров превратился один из залов Национального музея изобразительных искусств.
— Покупайте, гляньте, какое чудо! — “ухарь–купец” в юбке дело свое знает: уговаривает, заманивает, завораживает… — Изделия из бересты, семейное дело Гражданцевых, очень талантливых художников. Ручная работа.
Вещички занятные, невиданные в наших безлесных краях: легкие, серебристые кулоны, серьги, браслеты, заколки, амулеты, шкатулки… Невесомый крохотный футляр, украшенный берестяным кыргызским орнаментом так и просится в руки.
— Сюда можно вложить флакончик пробных духов или свернутый в трубочку листок с молитвой, получится тумар, амулет, — деловито просвещает меня продавщица. — С этой целью его часто берут автовладельцы, вешают перед стеклом, чтоб оберегал в пути…
Береста нежная на ощупь, как ручонка младенца. Комбинируют мастера этот экзотический для здешних мест материал и с кожей, и с войлоком. Не гнушаются и чистым войлоком: из него сделаны вот эти белые верблюжата.
— Всего около двухсот наименований изделий, — сообщил неугомонный реализатор.
Торжище рождественское, но раззолоченных ангелочков не видно: умельцы мастерили все это разнообразие с расчетом на заезжих марко поло: вот–вот работающие в Кыргызстане европейцы и американцы разъедутся на праздничные каникулы и увезут в подарок близким частицу загадочной страны на Великом Шелковом пути.
Теснятся на широких столах длинноглазые деревянные фигурки в национальных костюмах, войлочные елочки в блестках. Поделки смешные, серьезные, загадочные. Для чего, скажем, предназначена эта глиняная четырехугольная посудинка, в которой сидит статуэтка — величественная байбиче в элечеке? Спросить не у кого: продавца, как всегда в таких случаях, рядом нет. А сколько здесь затейливых брелоков — мини–сосуды для кумыса, резные деревянные ак–калпаки, куколки–двойняшки на веревочке…
— Есть и девочки и мальчики, — демонстрирует мне такой дуэт Жуматай Кабылбеков, молодой частный предприниматель. Его товар — и маленькие юрты праздничного белого цвета. Мастерят нарядные домики кочевников девушки-студентки, Жуматай снабжает их войлоком. Команду молодого хозяина уже знают.
— Нас приглашают и за рубеж. Были в Алматы на выставке “Палата ремесел”, — доволен он. — А это все, — кивает на поделки, — мы готовили специально для Рождества.
На стенах и столах картины кыргызстанских художников, в том числе известных: горы — горы — горы…
Посетителей с утра пока мало, в основном сотрудники музея.
— Сколько в некоторых из этих изделий юмора, очарования, — восхищается зам. директора Гульчехра Токтосунова. — Жаль, мало кто в Бишкеке знает о ярмарке. Едешь по городу, кругом реклама пива да табака. А пропагандировать культурные ценности дорого. Мечтаем выкупить два щита и рекламировать наши выставки, прочие музейные акции. Если бы мэрия пошла нам навстречу…
В одном из ярмарочных “бутиков” я заметила прелестную розовую шапочку — топу с дюжиной коротких косичек, сплетенных из черных ниток. Здесь владения Рыскуль Ибраимовой. Все в основном сшила, связала, сваляла она сама и ее дочь Мээр Кошоева. Каждая вещь с изюминкой — оригинальные головные уборы, рукавички–прихватки с бантиками да бубенчиками, вышитые чудеса… А на войлочных панно, привезенных из Каракола, слились традиция и сегодняшние живые детали: детская игра в классики около юрт.
На прощание Рыскуль–эже подарила нам с фотокором по расписной точеной ручке в виде баатыра в высокой шапке. Он будет напоминать нам о необычной рождественской ярмарке в Бишкеке.
Зоя ИСМАТУЛИНА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5509/