Хочешь быть счастливым? Будь…
Ну вот, какое нам, казалось бы, дело до выборов в России?! Другая страна, другое государство, и на нашей жизни результаты их выборов напрямую никак не скажутся. Напрямую, может быть, и нет. Но кто не знает в Кыргызстане о том, как зависимы мы от всех государств, географически или политически сопредельных с нами? И кто из кыргызстанцев не примеряет на себя судьбу россиян? К тому же наши собственные выборы нового парламента не за горами, и ясное дело, что многие из потенциальных новых “народных” избранников уже примеряют на себя наработанные россиянами предвыборные технологии. Скоро и мы услышим эту телевизионную скороговорку–чехарду: голосуйте за меня, потому что я — за народ, я — за бедных, я за — государство. И только потом выяснится, что на самом деле наши так называемые избранники никого, кроме самих себя, трепетных, не любят. И потому долго еще не могут простить народу своего вынужденного унижения перед ним, когда чуть ли не на коленях выпрашивали столь нужные им голоса.
Такое впечатление, что идет какая–то странная игра, где меньшинству во что бы то ни стало надо охмурить большинство с тем, чтобы затем безбедно жить за его счет. Но большинство–то это почему позволяет вновь и вновь обманывать себя?! Да потому что имеет рабскую психологию. Гни, ломай, унижай сколько угодно, но только пообещай, что больно не будет. Народ в массе своей надеется не на законы, а на то, что его личная преданность тому или иному сильному и крутому таким или иным образом будет вознаграждена. Люди предпочитают брать подачки и не умеют отстаивать свои права, даже не предполагая, какие несметные богатства они могут им принести. В результате мы имеем в массе своей не очень умных, не очень честных, не очень добросовестных, не очень порядочных депутатов. И как следствие этого — слабое, не защищенное от коррупции, подверженное любым политическим ветрам и поветриям, зависимое от всего мира государство. Никакие заклинания о том, что кыргызская государственность имеет многовековую историю, не способны создать для нас, живущих сегодня в Кыргызстане, хотя бы иллюзию защищенности. И все потому, что судьбу родины мы из пятилетки в пятилетку доверяем тем, кому почему–то ее доверяем.
Жизнь по заемным технологиям
Политики должны вырабатывать стратегию жизни государства. Что делают в этом направлении наши? Берут технологии политиков других государств, добавляют немного собственной старины, много словоблудия, тщательно перемешивают и объявляют это нечто национальной идеей. При этом очень зависимы от иностранных консультантов, которые время от времени меняются, и вместе с их сменой ощутимо меняется и наша “национальная” идея. Вот, скажем, когда консультантом был Л. И. Левитин, то нам всем очень доходчиво объяснили, что до светлой, хорошей жизни идти не менее сорока лет. Сроку этому мы не удивились — к коммунизму еще дольше шли и даже, подозреваю, так увлеклись этим процессом, что проскочили сквозь страну обетованную, так и не заметив ее. Но идеология нового великого похода нами так и осталась не ухваченной. Шагаем в этом направлении уже второе десятилетие, а поскольку господину Левитину сегодня до нас, если и есть дело, но все–таки не такое жизненно важное, как прежде, то делаем это уже совсем бессмысленно. Идем себе и идем, теряя по пути все то, что унесли с собой из СССР, а куда и зачем — не известно. Кыргызстан впал в политический коллапс. Верхушка не знает, что делать дальше, но и народ с нее не спрашивает. Так что идем.
Между тем, если уж мы поставили для себя такой срок — сорок лет, нам следовало бы эту идею еврейского народа изучить боле внимательно. Есть у них великая Тора, в которой, в частности, подробно описаны страдания народа, в одночасье оставшегося без привычной пищи: “Что же мы теперь есть будем?!” Им говорит Моисей: манну небесную, зато мы уже никогда не будем рабами и станем свободным и сильным народом. То есть нас накормит бог, если мы оправдаем его ожидания. Применительно к нашим условиям об этом можно сказать так: чтобы быть счастливым — сумей пройти испытания, усилиями над собой возвысься над низменным в себе. А они про свое: трудно и вообще — где он тот энтузиазм, с которым мы выходили из рабства?! Причины поведения своего народа в тот период евреи объясняют наличием инфантильности. То есть неспособностью выдержать давление ответственностью.
Какой выход возможен в такой ситуации? Не жаловаться на недостатки общества, в котором мы живем, а своим участием в жизни постепенно воспитать и его, и самих себя. Вот как объясняют задачи Исхода евреи. Мы тоже как бы вышли из рабства. Но разве инфантильность нашего общества поколебалась хотя бы на йоту? Нет. Разве мы осознаем истинные причины, которые делают Кыргызстан с каждым годом еще слабее?
То есть, взяв на вооружение чужую технологию, наши правители ничего из нее не поняли и только внесли в головы общества полную неразбериху. Нельзя “парашютировать” на свою территорию даже самую разумную идею, если не понимаешь ее сути, ее величины, ее значимости. И если не осознаешь ответственности перед народом за этот красивый, но совершенно непонятный “парашют”.
То есть, что мы имеем в итоге? В массе своей кыргызстанцы так и не осознали, что для решения существующих у нас проблем необходима ответственность и большая, напряженная работа каждого из нас. И это признак того, что народ — инфантилен. Поэтому его судьба так зависит от тех, кого он выбирает думать вместо себя. И поэтому нам так трудно понять: а кого же именно нужно выбирать и что такое думающий и ответственный политик? В результате замкнутый круг. Инфантильный народ выбирает инфантильных правителей, и все вместе почему–то ждут чуда: вот кто–то придет и спасет нас, накормит чем–то посытнее манны небесной… Но кто этот кто–то?! В отчаянии призывают даже к Манасу, а пока что ограничиваются подачками из–за рубежа.
Что делать в таких обстоятельствах?!
Перестать насаждать догмы — это главное. То есть не надо идти вслепую за руководителями любого ранга. Их работе должна даваться своевременная и честная оценка. Нет толку? Освободи место. И делать нужно это энергично. Потому что отсчет времени, отпущенного нашему государству на укрепление независимости, давно пошел. Перестать делить людей по признакам национальности. В руководящие органы должны избираться умные и энергичные люди. Мозги национальных черт не имеют. Сегодня же Кыргызстан, декларируя одно, осуществляет совсем другое — ключевые посты в государстве могут занимать только кыргызы. (Русские премьер–министр и министр сельского хозяйства — исключения, которые только подтверждают правило.) Иным–прочим, если они даже семи пядей во лбу, реализоваться на нашей земле нет никакой возможности. Кто при этом страдает? Разумеется, ‘’инородцы”. Но, безусловно, — и государство. Это как если сознательно не давать никаких прав снохе и зятю, хотя б они и были трудоспособны. При этом собственные сын и дочь, не чувствуя конкуренции, могут не развиваться, не напрягаться, не прикладывать особых усилий?
Кому это выгодно? Разве что госсекретарю Осмонакуну Ибраимову, который преисполнен чувства гордости от собственного патриотизма, не замечая при этом, что своими действиями, напротив, только ослабляет кыргызский народ. В результате такой политики за бортом государственной службы остаются весьма достойные люди. Недавно, например, пришлось выслушать исповедь человека, которого не взяли на работу только на том основании, что он не знает кыргызского языка. Нет языка, тогда выброси и свои мозги? Очень “смелое” решение, ничего не скажешь. И такие жесты, безусловно, только способствуют укреплению инфантилизма в обществе.
Но мысль — жива
При всем при том, что наши правители почему–то взяли на себя право решать все за нас, народ медленно, но верно начинает понимать истинную суть происходящего. Его, как прежде, на всяких мертворожденных идеях типа идеи о преодолении бедности уже не проведешь. Вообще эта идея, имевшая, по мнению наших руководителей, очень благие намерения, вызвала в народе только раздражение. Она, наиболее близкая к истинным проблемам общества, как никакой иной урок показала несостоятельность властей Кыргызстана. То есть, что получилось? С бедностью боролись так красиво, так энергично, что в пылу даже и не заметили, как эта красочность и энергичность входит в противоречие с истинным положением народа.
Всюду наставили крепкие стенды — преодолеем, мол, бедность. Народ уточнял: а сколько стоит такая бирюлька? Услышав, покачивал головами — и на что только деньги тратят? Сколько стоят все те мероприятия, на которых восседали сытые правители и жалели бедный народ? На это им даже не отвечали — сколько, мол, надо, столько и вложили. А в результате бедность и не подумала “преодолеться”. Еще чего? Она пустила в Кыргызстане крепкие корни и уходить отсюда явно не собирается. В результате у правителей остались красочные буклеты, в которых на фоне полуголодных стариков рассказывается о том, как наши правители старались им помочь. А старики и их дети остались при своих интересах.
— Вы смотрите глубже, — сказал мне один очень интересный человек (специально для госсекретаря замечу, что человек этот — кыргыз по национальности). — Существует так называемый Фонд занятости населения, в который каждый из нас, работающих, до недавнего времени отчислял ежемесячно по 5 процентов. Хорошая, казалось бы, идея. Фонд занимается поддержкой людей, оставшихся без средств к существованию. Но что это такое по сути своей? Утверждение в народе потребительской психологии. Причем в жалком ее варианте. Например, поначалу безработным давали что–то около 100 сомов в месяц. Что с ними делать?! Только что привыкать к своему нищенству. Тысячи людей стали бомжами. Но формально они, видите ли, могут получить поддержку. Что это, как не издевательство над собственным народом?! Нашему государству самому не под силу потянуть социальные выплаты, которые не унижали бы человеческое достоинство. А теперь получается так: работы тебе нет, но вот возьми подачку и потом не говори, что государство не заботится о тебе.
— Теперь 5–процентных отчислений нет.
— Но Фонд остался! В каждом районе работает до 10 человек. Зачем?!
— В нашем Жайылском районе, например, на 1декабря 2003 года на учете состояли 1542 человека. При всем том, что только в городе Кара–Балта проживает что–то около 48 тысяч человек.
— И как вы думаете, это реальная цифра? Тысячи людей туда просто не ходят.
— Тем более что право на пособие люди имеют только на протяжении полугода, потом передышка, потом снова пособие, а те, кто состоит на учете свыше трех лет, уже вообще ничего не получают. Но те, кому нужны справки о том, что они безработные, для решения каких–то проблем, продолжают, так сказать, учитываться.
— А сколько получают те, кто получает, вы не уточнили?
— От 250 сомов до 500. Уже кое–что.
— Кое–что?! Не подачки, а лопату, образно выражаясь, нужно дать людям. Саккумулировать штаты — уже экономия средств, которые можно было бы пустить на развитие производства. Например, в нашем районе. Скажем, на развитие Сосновской фабрики.
— Ага, а тем временем появятся новые безработные — из Фонда занятости населения…
— Так я о чем говорю: нужно не распылять средства на мизерные подачки, а аккумулировать их. С их помощью выкупать какие–то заводы, это — в связке с Госкомимущества — запускать их, давать работу людям, накапливать средства и еще что–то запускать. Я и о ФЗН заговорил только в связи с тем, что надо в принципе менять в нашем государстве отношение к деньгам. Где сегодня все те многочисленные гранты, которые получил Кыргызстан? И спросить не с кого. А почему бы один грант, скажем японский, в виде средств и техники не вложить в ту же Суусамырскую долину, предоставив ей налоговые льготы сроком на три года? Поднимется долина, следующий грант — другому региону. Отчего мы бедные? Оттого, что черт знает как распоряжаемся теми средствами, которые у нас все–таки есть. Скажем, я один кормлю семь человек. Что было бы, если бы я приносил зарплату и бросал ее посреди комнаты: берите кто сколько может… А что бы мы делали в оставшиеся тридцать дней месяца, что ели бы?!
Вот такая вот реакция в ответ на правительственные попытки преодолеть бедность. И она — признак отсутствия инфантильности.
История — хорошо. Современность важнее
Возвращаясь к началу статьи, замечу, что дети Израиля на тот свой переходный период написали книгу “Бамидбар” (“В пустыне”), где обобщили, выражаясь канцелярским языком, опыт перехода от рабства к свободе. И вот что меня поразило: они поняли, что природа человека не терпит навязанных идеалов (сначала все радостно побежали из пустыни, а потом приуныли), лишь поднимаясь, самостоятельно познавая истины, можно приблизиться к тому, о чем мечтаешь.
Если мы не можем выбрать сильное и умное правительство, надо хотя бы выбирать такое, которое не мешало бы народу умнеть и становиться сильнее. Под словом “правительство” я понимаю всю верховную власть. В том числе и депутатов. Нам нужен умный, думающий, ответственный парламент. И самое главное: надо, чтобы депутаты говорили правду и этого же требовали от нас. Не анализируя состояние общества, не давая ему честной (хотя иногда и не очень лестной) характеристики, мы никогда не выйдем из рабства, какие бы формы оно ни принимало.
Газета “МСН” будет рада всем гражданам Кыргызстана, кто хочет вырваться за рамки инфантильности и понять, как нам нужно жить дальше. История Кыргызстана уже написана. Но что от сегодняшнего времени войдет в ее страницы? Давайте думать об этом вместе.
Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5488/