Театр абсурда, или Как государство борется с закрытой газетой
Третий день эксперты Государственного центра судебных экспертиз проводят судебно–бухгалтерскую экспертизу редакции газеты “Моя столица”.
Как правило, подобные проверки назначаются в особых случаях — когда речь идет об опасных уголовных преступлениях, крупных хищениях государственных средств. “Моя столица” ни копейки из бюджета, разумеется, не получала. Почему газета, прекратившая свое существование благодаря стараниям наших самых справедливых в мире судей, удостоилась такого пристального внимания, наверное, объяснять не нужно. Потому что есть “МСН”, и на сегодняшний день власть испытывает громадное желание ее прикончить, но не имеет никакого, даже формального, повода.
Для назначения столь внушительной проверки, как судебно–бухгалтерская экспертиза, должны быть очень веские основания. Их в нашем случае, как известно, не существует. Поэтому старший судебный исполнитель Подразделения службы судебных исполнителей (ПССИ) Ленинского района Н. Соколова перечислила исполнительные листы по решениям Ленинского суда о взыскании штрафов с “Моей столицы” на сумму 2450000 сомов (среди взыскателей — премьер–министр Танаев, фирма “Мерлисайд”, спиртзавод, Иссык–Кульская райадминистрация и т. д.). И установила следующее: “При исполнении решений суда возникли вопросы. Для дачи заключения по которым требуются специальные знания”. Не густо. Но больше придумать было, очевидно, просто нечего. Постановление судисполнителя мы приводим полностью.
“Назначить судебно–бухгалтерскую экспертизу ОсОО “Редакция газеты “Моя столица”, поставив перед ней следующие вопросы:
1. По каким источникам финансируется деятельность ОсОО “Редакция газеты “Моя столица”;
2. Какие доходы (прибыль) получены ОсОО “Редакция газеты “Моя столица” от осуществления хозяйственной и иной деятельности за период с января 2003 года;
3. Установить размер налоговых платежей и отчислений в Соцфонд за период с января 2003г;
4. Каким образом ОсОО “Редакция газеты “Моя столица” оприходовало денежные средства, поступающие от реализации газеты “Моя столица”, за опубликование рекламы, оказания платных услуг;
5. Получало ли ОсОО “Редакция газеты “Моя столица” гранты, если да, то каким образом они использовались;
6. Производило ли ОсОО “Редакция газеты “Моя столица” прием оборудования, предусмотренного договором № 17 от 28.06.2002 г., заключенного с ОсОО “Приор” и в каком порядке произведен расчет за его поставку;
7. Переданы ли с баланса ОсОО “Редакция газеты “Моя столица” на баланс ОсОО “М. С. Н.” основные средства и малоценное оборудование, реализованные по договору купли–продажи в рассрочку, заключенного 01.11.2002 г.;
Проведение экспертизы (проверки) поручить экспертам ГЦСЭ при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в течение 10 дней.
Старший судебный исполнитель:
Соколова Н. Х.”
Выполнять поставленные задачи явились два судебных эксперта Государственного центра судебных экспертиз Жапарбек Азырмамбетов и Кубаныч Чынгышев. Первый предъявил служебное удостоверение, действительное по 31 декабря 2003 года, у второго срок действия документа закончился еще в 1999 году. Как сообщил Чынгышев, у него два удостоверения — старое и новое, которое он забыл взять. На следующий день память Кубаныча Кенешовича опять подвела. Интересно, сколько проверок этот эксперт провел за три с половиной года без главного документа, удостоверяющего его служебные полномочия?
Вернемся к задачам. Первый непонятный для ПССИ вопрос — источники финансирования газеты. Хотя уже дважды — в январе и в апреле — во время визитов многочисленных по составу групп судисполнителей им показывали ВСЕ финансовые документы ОсОО “Моя столица”. К тому же правительственные и семейные СМИ давно объяснили: “Моя столица” использовала зарубежные гранты. Что же тут непонятно?
Далее идет вопрос прибыли. В каждом судебном деле фигурируют соответствующие справки от бухгалтерии “МС” с точным указанием доходов ОсОО. Естественно, эти данные полностью соответствуют отчетным документам. Какие еще “специальные знания” потребовались старшему судебному исполнителю Наталье Соколовой?
Следующей строчкой в этом “меню” идет задача установить размер налоговых поступлений и платежей в Соцфонд. Нет проблем — все данные предоставлены экспертам, пусть изучают. Теперь вопрос на засыпку. Почему ни одна инстанция ни разу не заинтересовалась, отчего после перехода “Вечернего Бишкека” под контроль нынешнего владельца налоговые отчисления сократились как минимум в пять раз? Ведь раньше редакция и рекламная фирма “Рубикон” отдавали в бюджет государства до 24 миллионов сомов в год. Мы писали об этом в “Моей столице”, но ни Генеральная прокуратура, ни налоговая и финансовая инспекции ни разу даже ухом не повели.
Пятый пункт фактически дублирует первый — получало ли ОсОО “МС” гранты и как их использовало. Да, получало, сколько раз можно выпытывать одно и то же! Использовало исключительно на выпуск газеты, оплату помещения, коммунальных услуг. Опять нонсенс. Деньги давали нам зарубежные спонсоры, они и должны проверять, как и на что мы тратим гранты. И постоянно строго проверяют.
Какое, спрашивается, государству дело до денег, подаренных газете? Почему оно не интересуется тем, куда ушли почти два миллиарда долларов иностранных кредитов, полученных под гарантии правительства, и тем, на какие цели они были истрачены? На что госчиновники с низкой зарплатой понастроили себе дворцы и накупили иномарки? Вместо этого арестовываются банковские счета “МС” и грантовые деньги попросту нагло отнимаются.
Судя по тому, что все силы власть бросила на борьбу с ненавистной газетой, “Моя столица” и есть главный преступник в Кыргызстане. Легко перечислить все наши “преступления”. Мы вскрыли механизмы незаконного бизнеса зятя президента КР. Показали, как власть борется со своим народом и каких успехов в этом благородном деле достигла. Продемонстрировали ложные идеологические установки, которыми чиновники из администрации президента запудривают мозги кыргызстанцам. Поименно назвали тех, кто избежал наказания за расстрел мирных граждан в Боспиеке. Обозначили истинные причины, заставившие президента изменить Конституцию КР и подвергли резкой критике референдум 2 февраля. Мы защищаем права и свободы граждан и выступаем против коррупции во всех ее видах.
В конце концов, мы преследовали именно государственные интересы, когда писали о делах фирмы “Мерлисайд”, о проблемах алкогольной и сахарной отраслей. Главной целью газеты было добиться, чтобы крупный бизнес честно отдавал в казну положенные налоги, за счет которых государство могло бы содержать врачей, учителей, милиционеров и выплачивать пенсии старикам и пособия малообеспеченным семьям.
За это нас трижды незаконно закрывали и заставили платить штрафы тем, кто проносит мимо кассы сотни миллионов сомов.
Таким образом, совершенно очевидно, что государство самым жестким образом борется с теми, кто защищает его интересы. Логика, достойная театра абсурда. На дверях этого театра написаны слова: “Независимость. Демократия. Права и свободы человека”.
Заходи — не бойся, выходи — не плачь!
Рина ПРИЖИВОЙТ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4591/