Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
23 июля 2015 | "ДЕМОКРАТИЯ" |
Талип Ибраимов: Кинематографисты, а чего вы молчите?Истории народов чрезвычайно разнообразны и поучительны. Они заключают в себе как образцы, так и предостережения. Что мы воспримем — это наш выбор и наша судьба. Честное слово, я не помню в истории цивилизации случая, когда кучер и телохранитель вдруг оказывались бы в фаворитах королей, президентов и прочих венценосцев и оказывали могучее влияние на жизнь подданных. Видимо, венценосцы понимали, что жизнь народа не кончается вместе с их властью, и заботились если не о безупречности, то хотя бы об относительной чистоте репутации. Вот уже несколько месяцев продолжаются судебные процессы, связанные с “Вечеркой”. Поначалу общество довольно равнодушно воспринимало все происходящее: кому верить во времена всеобщего обмана и жульничества? Затем пошли многомиллионные иски, которые немедленно удовлетворялись судами, и общество начало осознавать, что начался процесс тотального запугивания. Даже дураку ясно, что для журналистов это неподъемные суммы, не то что для истцов, для которых они всего-навсего будничные расходы. На глазах у всего Кыргызстана носители маргинального сознания нагло и беззастенчиво стали навязывать обществу свои ценности. Все насторожились: неужели возвращаются акаево-бакиевские времена? Запуганное общество с надеждой вглядывалось в депутатов, которые, озабоченные целью попасть в следующий парламент, не обращали ни на кого внимания; в академиков, народных писателей, народных артистов, одним словом, в официально признанных гигантов мысли и чувств, которые, ревниво следя за каждым словом и жестом власти, чтобы успеть вовремя распластаться, высокомерно проигнорировали его взыскующий взгляд. Что делать, кому верить, куда идти? Общество превратилось в маленькую растерянную девочку из финала фильма “Коч” Марата Сарулу (приз за лучшую режиссуру международного кинофестиваля в Таллинне), стоящую посреди загаженного поля и с тоской вглядывающуюся в наступающих сумерках в огни такой близкой и такой недостижимой цивилизации. А ведь начало фильма, пронизанное, как солнечным светом, гармонией человека и природы, не предполагало столь печального финала. Режиссер, исходя из реалий современности, построил свою модель мира, когда торжествуют ложь и обман, предостерегая общество от неминуемой деградации. Откровенно говоря, мало веры в то, что правящая элита и замороченный ею народ приемлют мысли своих выдающихся творцов. Помнится, еще несколько лет назад Актан Арым Кубат в фильме “Свет-аке” (лауреат многих МКФ), глубоко веря в созидательные силы народа, показал то, что может случиться, когда идет повсеместная подмена ценностей, когда в погоне за выгодой под дымовой завесой риторики можно и родину продать. Общество все дальше отходило от здравого взгляда на себя, на мир, на перспективы. Охваченное адским пламенем гордыни за героическое прошлое или великий эпос, оно шаг за шагом теряло способность к адекватной реакции на реалии современности, уступая поле интеллекта дикарским инстинктам, когда совсем не зазорно грабить и воровать, прикрываясь патриотической демагогией, и при всем этом самым серьезным образом претендовать на лавры великих деятелей. Поэтому вполне естественно появление на авансцене политической жизни аманбаевых, самаковых, коркмазовых. Киноэпопея “Курманжан датка” режиссера Садыка Шер-Нияза, вышедшая в 2014 году, имела широкий и заслуженный успех, стала лауреатом многих фестивалей, номинировалась на “Оскара”. Более того, она положила начало общенациональному диалогу о судьбе народа и нравственных категориях. Публицист Азамат Касыбеков писал: “Курманжан сумела перебороть себя и приняла решение — отдать в жертву сына ради спасения народа. Такого самопожертвования, отказа от собственных интересов в пользу государственных сейчас ох как не хватает нашим чиновникам. В том же 2014 году фонд “Айтыш” проспонсировал фильм “Сутак” режиссера Мирлана Абдыкалыкова. В июле этого года на фестивале в Карловых Варах фильм был удостоен почетного приза кинокритики. В этом же месяце в Мюнхене на МКФ был представлен фильм Эрнеста Абдыжапарова “Такси и телефон”. На днях пришла весть: фильм Дальмиры Тилепбергеновой “Под небесами” отобран на конкурс фестиваля в Монреале. Такого, чтобы сразу пять фильмов представляли страну на фестивалях класса “А”, куда проходят лучшие фильмы планеты, в истории отечественного кинематографа не было. Режиссеры показывают миру наш народ как развитую нацию, способную к сложным и утонченным интеллектуальным и эмоциональным рефлексиям. Но, похоже, в стране, загнанной ура-патриотами в патриархальные форматы мышления, где национальными героями гарцуют келдибековы, ташиевы, жапаровы, такой разговор не нужен, да и сами творцы и создатели уникальных произведений тоже не нужны. Не понимаю, почему вы, умные и честные люди, творчество которых так ценится в обществе, молчите, когда на протяжении уже почти года продолжается публичное избиение справедливости? Все эти события вокруг “Вечернего Бишкека”, благодаря судебным органам, из частного случая превратились в общественное явление, от разрешения которого зависит судьба общества. Неужели вы все хотите, чтобы мы окончательно сползли в лживое лицемерное общество, обреченное на вымирание? Сегодня слово каждого честного человека дороже всех богатств мира, ибо мир без чести и достоинства не стоит и копейки. По материалам vb.kg Адрес материала: //msn.kg/ru/news/44451/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007