Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
27 ноября 2014 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Учитель — профессия и призваниеСтарейшая школа города — 24-я гимназия — отмечает свой юбилей. Ей ровно 90. Все эти годы учебное заведение в центре столицы удерживает позиции одного из лучших. В советское время 24-я школа носила звание Краснознамённой и выпустила немало известных людей республики. И сегодня сюда, как и прежде, родители с удовольствием приводят детей. А сохраняется эта слава на учителях. Одна из тех, кто держит высокую профессиональную планку — учитель русского языка и литературы, отличник образования Валентина Орлова. Как слово наше отзовётся… Существует стереотип, что учителя русского языка и литературы — самые консервативные люди: электронной книге предпочитают бумажную, шариковую ручку — клавиатуре, тестам — диктанты, изложения, сочинения… Даже на хамство отвечают цитатами из классики. Они живут в мире любимых книг и верят в добро, порядочность, рыцарство и благородство. Возможно, это так, ведь у них нелегкая задача — показать ученикам красоту языка, научить ясно выражать свои мысли, читать, понимать прочитанное. Учителя-словесники формируют и общую культуру личности. — Человек, владеющий словом, успешен в любой сфере, — считает Валентина Прокопьевна. — Цель моя не только в том, чтобы заставить ученика разбираться: где анафора и эпифора, но куда важнее воспитать читателей. Моя цель — чтобы хотя бы часть учеников понимали, какие вопросы ставит литература и как разрешает их. Она не дает ответа, но умный человек всегда должен размышлять, почему тот или иной герой поступил именно так, а не иначе. С самого первого дня работы мне хотелось развивать в учениках творческое начало. И действительно, за 42 года педагогического стажа Валентина Прокопьевна наработала свой особенный стиль преподавания. Например, вместо скучного и избитого сочинения на тему образа Чацкого или Татьяны Лариной она предлагает своим ученикам перевоплотиться в знаменитых героев, например, несколько дней вести дневник в образе Наташи Ростовой или другого персонажа. Молодые люди с удовольствием откликаются на нестандартные задания и даже участвуют в создании театрализованных постановок. — Еще одна моя цель — поставить ученикам правильную речь, поэтому особое внимание на дикцию и выразительность: если ученик смог не только вызубрить текст, но еще и прочитать его так, что все заслушались и заинтересовались, то не жаль поставить две пятерки, — говорит учительница. Между тем все ученики Орловой знают, что получить пятерку у нее непросто, ее нужно заслужить. Валентина Прокопьевна слывет очень строгим, но справедливым учителем. — Оценки должны быть объективными, вне зависимости от моего настроения или отношения к ученику, ведь в юном возрасте души очень ранимые, они не приемлют несправедливости, — считает педагог. — Нельзя учителю быть добреньким, потому что это сродни попустительству. Один раз закроешь глаза на то, что не подготовил урок, и потом можно ребенка совсем упустить. Хотя когда 42 года назад после выпуска из института, я только пришла в школу, собиралась стать самым демократичным и добрым педагогом. Но первые же уроки показали, что это невозможно. Если бы мои нынешние ученики знали, что у меня на уроках кукарекали, то они бы сильно удивились. Помню, как Саша Клевцов забирался под парту и кукарекал, после таких выходок я была готова бросить школу. Вот тогда поняла, что дисциплина — прежде всего. А с Сашей мы встретились через несколько лет, он после армии приехал и зашел в школу с цветами и очень извинялся, говорил, что шалил, чтобы обратить на себя внимание. Накануне юбилея Лучшим подтверждением качества обучения становятся победы учеников и выпускников вне стен родной школы. Несколько раз они привозили благодарственные письма и награды с конкурсов за безупречное знание русского языка. Например, два года назад отличница Сабина Водянова заняла первое место на международной олимпиаде по русскому языку среди учащихся из стран СНГ и Балтии, которая проходила в Москве. — Валентина Прокопьевна, почему вы решили стать учителем? — интересуемся у нашей героини. — Я была отличницей, и мои сочинения читали в качестве примера даже в соседних школах. И вот накануне выпускных экзаменов у меня были на примете две профессии — журналист и учитель. Родная тетя настаивала на том, чтобы я стала учителем, ведь я родом из глубинки, из шахтерского города Кызыл-Кия, а там учителям всегда особый почет. Но любимый учитель Дмитрий Фомич всячески отговаривал связывать судьбу с педагогикой, мол зачем тебе это нужно — тетради, ученики, подготовка к урокам… Но я все же поступила в Ошский государственный пединстут. Хотя многие мои одноклассники поехали учиться в Москву в центральные вузы, но отчим показал мне дорогу до Оша на автобусе, и мне пришлось самой действовать. Так же и мои дочери впоследствии сами выбирали вузы, пока я преподавала в школе. После окончания института в 1972 году выпускница попала по распределению в городок гидростроителей Кара-Куль Ошской области. А в 1986 году переехала в столицу, где ей повезло стать учителем в Краснознаменной школе № 24. — В эту школу невозможно было попасть просто так с улицы, я обещала, что не подведу. С тех пор, вот уже 29 лет, я старюсь поддерживать авторитет и традиции школы. У нас дружный, сплоченный коллектив, и это немаловажно. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/43191/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007