Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 августа 2014 | АВТОДРОМ |
Эволюция автомобильного кондиционераКакой автомобиль получил кондиционер первым и почему он сразу не пошёл в массы? Кому такая опция была доступна в Советском Союзе и с какого года она появилась на “Жигулях”? В чём отличие “кондея” от климат-контроля и почему из-за них растёт расход топлива? Впервые — на небоскрёбах Широкое распространение систем кондиционирования воздуха, позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов, началось в 30-е годы XX века. Вначале кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах. В середине 30-х “кондеи” перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад — Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне — вещь едва ли не первой необходимости! Провал в тридцатых и сороковых Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не произвела и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам. Во-первых, “кондей” на том паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее составляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США! Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования. В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и съедали едва ли не половину полезного объема багажника. В общем, сколько-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler. В 1941—1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок. В годы второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился — производителям, по понятным причинам, было не до того. Второе рождение И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной. Соответственно и популярность “кондеев” в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90 процентов легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х. Только для избранных В Стране Советов системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. “Первопроходцем” стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот “Чайка” второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования. Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах “кондеи” появились в российских прайс-листах на различные модификации “Волги” 3110, а первой моделью марки “Жигули” с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Lada Priora. Как он устроен Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов, когда появились компактные подкапотные установки. Менялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность “кондеев”. Один из основных компонентов системы — компрессор, который, собственно, и прогоняет по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, увеличивая расход топлива. Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу. После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется. В чём отличие от климат-контроля От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и “ведает” лишь охлаждением воздуха. Тогда как “климат” управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки. Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную. В общем, на современных авто кондиционер давно перестал быть экзотикой или оборудованием, доступным лишь избранным. Экзотикой назовут скорее новенького “европейца” или “японца” без кондиционера. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/42568/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007