Омбудсмен — последняя надежда
В июне 2002 года парламент принял Закон “Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики”. Через месяц его подписал президент Акаев. В конце ноября Жогорку Кенеш избрал омбудсменом депутата ЗС Турсунбая Бакир уулу. Здание под офис выделено, осталось избрать заместителей, и с формальностями будет покончено. Но уже сейчас три департамента института омбудсмена завалены работой. В основном это жалобы граждан на несправедливые судебные решения.
Именно на омбудсмена люди возлагают сегодня надежды на справедливость, которой невозможно добиться нигде. Поэтому миссия акыйкатчы невероятно сложна, а ее успех зависит в первую очередь от того, какую позицию займет Турсунбай Бакир уулу. Если он настроен последовательно и бескомпромиссно защищать права граждан, как предписывает закон, то жизнь его будет нелегкой. Если возобладает желание не ссориться с властью и идти по пути компромисса, значит, это не тот человек. В последнем случае сам институт омбудсмена теряет смысл, так как становится еще одной декоративной структурой, потемкинской деревней, выстроенной для услады глаз международного сообщества.
У нас уже есть Совет демократической безопасности, Совет по добросовестному управлению. Можно еще создать Совет по выработке советов для всех предыдущих и последующих Советов. Практическая эффективность всех этих новообразований скорее всего будет равна нулю. Потому что они бумажные и появились на свет как результат политического пиара, направленного на укрепление демократического авторитета Кыргызстана в мире. Но авторитет, построенный на мифах, не может держаться вечно. Рано или поздно Запад вынужден будет признать, что демократия в Кыргызстане — это наживка на удочке для вылавливания грантов и кредитов.
До тех пор, пока эти самые кредиты нашей стране будут выдавать под “честное пионерское слово” о том, что права и свободы граждан являются здесь приоритетными, мы не выберемся из лжи, нищеты и бесправия.
Согласно Конституции КР и закону, омбудсмен как раз и должен проверять состояние соблюдения прав и свобод человека и гражданина, скрупулезно отслеживать все нарушения демократии в Кыргызстане и ставить об этом в известность международное сообщество. Полномочия акыйкатчы в этом плане весьма обширны. Прежде всего — это государственный орган, имеющий право контролировать любую власть в связи с делами, по которым вынесено окончательное судебное решение.
Как раз в этой сфере омбудсмену КР предстоит серьезное испытание. Как велит закон, в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина акыйкатчы направляет в соответствующие органы акты реагирования для принятия ими мер. По принятому омбудсменом решению государственный орган, должностное или юридическое лицо, решение которых обжаловано, обязаны в течение 15 дней представить омбудсмену письменный доклад. Если его работе будут чинить препятствия, омбудсмен вправе составить специальный доклад для президента КР и международного сообщества. То есть утаить какие–либо нарушения прав и свобод не удастся.
Для наших судов такая практика представляет большую опасность в тех случаях, когда они принимают неправомерные решения. Иллюстрировать подобные факты легче всего исходя из собственного опыта. А опыт “Моей столицы” однозначно свидетельствует о том, что вступившие в силу решения Бишкекского суда, куда мы обжаловали решения первой инстанции, направлены на разорение и закрытие независимой газеты, а вовсе не на установление истины и справедливости.
Нам не остается ничего другого — только долбить и долбить в одну точку: вода камень точит. Мы ведь боремся за газету не только потому, что она нас кормит. Куда проще было бы зарабатывать на жизнь, не касаясь политики и не осложняя себе существование. А если бы при этом мы еще делали реверансы в сторону власти и пели ей хвалебные оды, никаких проблем и судов у газеты бы не было. Но главная задача независимой прессы, как мы ее понимаем, — реализовать свое конституционное право на свободу слова и печати и конституционное право граждан на выбор информации. Когда в стране будут уничтожены независимые газеты (а к этому все идет), выбора у граждан не останется — им будут скармливать только информацию, не вызывающую аллергии у “Белого дома” и правительства. И в стране прав человека восторжествует только одно мнение — этого самого человека, имя которому президент.
В прошлую пятницу мы опубликовали решение омбудсмена о нарушении Ленинским судом и Бишкекским городским судом прав и свобод независимого журналиста Приживойт. В судах мы доказывали, что г. Ерсариева, являясь председателем совета директоров АОЗТ “Издательский дом “Вечерний Бишкек”, осуществила ряд незаконных действий на основании нелегализованной в Кыргызстане доверенности, полученной от фирмы “Петровски корп.”. Причем доверенность была получена в то время, когда “Петровски корп.”, зарегистрированная в американском штате Делавар, не действовала по причине неуплаты налогов. Опираясь на ответ Министерства юстиции КР, омбудсмен признал, что в Государственном реестре юридических лиц американская корпорация “Петровски корп.” с 1 января 1997 года по 28 января 2002 года в качестве зарегистрированного или ликвидированного юридического лица не значилась и действовала здесь только на основании доверенности. А этот иностранный документ не прошел, как того требует законодательство, консульскую легализацию, которая устанавливает подлинность подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве.
Как мы уже писали, ни Ленинский суд, ни коллегия Бишкекского городского суда не исследовали эти вопросы. Ясно, что не личность гражданки Казахстана так магически повлияла на уважаемых независимых судей, а личность того, кто за ней стоит, — фактического владельца контрольного пакета акций газеты “Вечерний Бишкек”. Но для судей признать неопровержимые доказательства правоты “МС” и журналиста — значило бы решить дело в пользу газеты и вызвать гнев члена благородного семейства.
На такой подвиг наше правосудие оказалось неспособным. И вал нарушений покатился дальше. В настоящее время в Свердловском суде рассматривается иск о признании незаконными действий представителей “Петровски корп.” по продаже здания и акций “ВБ”. Бессменный адвокат алкогольных чиновников и “Вечерки” г. Остриков предъявил суду удивительный документ — пролонгированную доверенность ответчицы Ерсариевой от фирмы “Петровски корп.”. Такого понятия в законе нет, о чем истцы заявили на заседании. Но адвокат вышел из патовой ситуации весьма оригинальным образом. Он заявил, что раз в законе нет запрета на пролонгацию доверенности, значит, это дозволяется. Судья А. Базаралиева охотно приняла трактовку г. Острикова и приняла этот, с позволения сказать, документ. И опять–таки без консульской легализации.
Истцы представили в суд правовое заключение омбудсмена о том, что консульская легализация иностранной доверенности в КР обязательна и что иностранные юридические лица должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции. А. Базаралиева сказала, что эти доводы будут учтены при вынесении решения в совещательной комнате.
Угадайте с трех раз, с кем судья будет совещаться.
Остается еще раз напомнить всем, кто так или иначе склонен приносить права граждан в жертву интересам высоких лиц, что отныне такие действия не удастся скрыть под покровом тайны. Любое нарушение прав и свобод человека и гражданина будет отслежено и предано гласности на самом широком уровне. Об этом узнает и народ Кыргызстана, и президент страны, и международное сообщество. Стать притчей во языцех гораздо менее приятно, чем творить нарушения втихаря…
Рина ПРИЖИВОЙТ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4120/