Что может омбудсмен в Центральной Азии?
Институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека — изначально задумывался как некий орган, способный защитить граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников.
Чем должен и чем может заниматься омбудсмен в странах Центральной Азии?
В среду в Киргизии, в городе Чолпон-Ата состоится встреча омбудсменов. Планируется, что в ней примут участие уполномоченные по правам человека из Литвы, Казахстана, Польши, Азербайджана и других стран. Из Бишкека сообщает корреспондент “Немецкой волны” Саида Юсупханова:
“Целью встречи является обмен опытом и оказание содействия киргизскому омбудсмену, который впервые появился в республике всего несколько месяцев назад. Уполномоченный по правам человека Турсунбай Бакир уулу был избран на этот пост депутатами парламента в ноябре прошлого года. В декабре он официально вступил в должность.
Действия омбудсмена носят рекомендательный характер
Местные наблюдатели считают, что новая должность, вряд ли предоставит Турсунбаю Бакир уулу большие возможности для реализации его идей. Закон “Об омбудсмене” дает ему право получать беспрепятственный доступ к высшим лицам страны, в том числе и к президенту, участвовать в заседаниях, читать документы любой степени секретности. Однако дальше действия его носят всего лишь рекомендательный характер. Власти вправе нейтрализовать любые предложения омбудсмена.
Помимо этого, эффективности работы главного правозащитника может помешать слабое финансирование. Ежегодно правительство будет выделять институту омбудсмена около 86 тысяч долларов, что является недостаточной суммой. Тем не менее, к нему уже обратились за правовой защитой почти 100 человек, в их числе оппозиционная газета “Моя столица”. Одним из его первых шагов является предложение по усовершенствованию пенитенциарной системы страны, направленное президенту Аскару Акаеву. Омбудсмен предлагает ввести в исправительных учреждениях должность психолога”.
Что хорошо в Швеции…
Институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека — изначально задумывался как некий орган, способный защитить граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников. Такое определение, по крайней мере, ему дают политологи. Ведомство омбудсмена впервые появилось в Швеции. Чтобы как-то уравновесить широкие полномочия короля с полномочиями парламента, последнему предоставлялось право избирать специального парламентского комиссара — омбудсмена. Тот, в свою очередь, должен был осуществлять надзор за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти.
В настоящее время существует более 100 омбудсменов в различных странах мира. Для института омбудсмена характерно прежде всего то, что эта должность существует в рамках парламентаризма. Важнейшая черта института омбудсмена-его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним. Соблюдается ли это правило в странах Центральной Азии?
Полномочий достаточно, хотя они и ограничены
В сентябре прошлого года институт уполномоченного по правам человека был учрежден и в Казахстане. За это время в бюро омбудсмена поступило 226 обращений. Рассказывает Евгения Вышемирская:
“Институт омбудсмена существует меньше года, но уже имеются конкретные результаты его деятельности. Не без участия уполномоченного по правам человека было удовлетворено одиннадцать жалоб граждан. В государственные органы направлено шесть рекомендаций. Об этом 7 апреля на пресс- конференции в Астане сообщил омбудсмен республики Булат Байкадамов. По информации сотрудников его бюро, 95 процентов жалоб поступает от частных лиц, но были случаи, когда за помощью к уполномоченному по правам человека обращались и правозащитные организации Казахстана. Среди рассмотренных сотрудниками института проблем, например, такие: неправильное начисление пенсий и социальных пособий, низкое качество медицинского обслуживания. Бывает, что люди жалуются на неправомерные действия сотрудников прокуратуры и судов, но в этих случаях омбудсмен помочь уже не в состоянии. Он попросту не обладает для этого достаточными полномочиями. “В тех случаях, когда у граждан есть возможность самостоятельно решить ту или иную проблему, мы объясняем, как это сделать. Между тем, нужно признать, что многие не предпринимают никаких усилий для собственной защиты и считают, что омбудсмен в Казахстане является их адвокатом. В таких случаях возможен мотивированный отказ”, — отмечает Булат Байкадамов.
Кроме того, уполномоченный по правам человека в Казахстане подчеркнул, что его полномочия в республике действительно ограничены, но для решения поступающих жалоб их пока достаточно. “Я не хочу сказать, что у нас нет нарушений прав человека. Как и в любом государстве, в Казахстане существует ущемление и нарушения человеческих прав. Но они не носят массовый характер, как в некоторых других странах, где работают специальные докладчики управления верховного комиссара ООН по правам человека”, — отмечает казахстанский омбудсмен”.
Разные мнения
Институт омбудсмена появился в республиках Центральной Азии совсем недавно. Возможно, давать оценку его деятельности еще слишком рано. И, тем не менее, некоторые мнения на этот счет уже имеются. Специалисты в целом склонны положительно оценивать уже сам факт появления этого института в Центральной Азии. Но есть и другие мнения — менее ободряющие. Например, президент узбекистанского правозащитного общества “Матери против смертной казни и пыток” Тамара Чикунова считает, что омбудсмен в Узбекистане на сегодняшний день не способен помочь людям, нуждающимся в поддержке. Это ее убеждение основано и на личном опыте:
“Я думаю, что институт омбудсмена в Узбекистане — это проправительственная организация. Он у нас превратился в общественную приемную, куда приходят с жалобами. Но я бы не сказала, чтобы там кому-то помогали. По крайне мере, в моем опыте этого не было. У меня горький опыт, потому что у меня расстреляли сына. Он был приговорен к смертной казни по несправедливому приговору. Я пыталась это решение обжаловать. Обращалась в различные правозащитные структуры, в том числе — к омбудсмену. Но я не получила ни поддержки, ни реальной помощи. И это было не только со мной. Думаю, институт омбудсмена изначально создавался, чтобы оказывать помощь людям, но в Узбекистане это очень сложно. Естественно, если работать с оглядкой на постановления правительства, вряд ли можно помочь человеку”.
Дарья Брянцева.
«Немецкая волна».
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4101/