Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 декабря 2013 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Как курица лапойЛюбой графолог подтвердит: почерк — это характер. Работая над своими каракулями, дети меняются психологически. Дети, у которых нет проблем с почерком, как правило, не имеют их и с дисциплиной. Но графологи предупреждают: нередки случаи, когда за почерком, далеким от стандартов школьных прописей, скрывается незаурядная личность. Почерк — это характер — Мой сын — неглупый ребенок. Пишет грамотно, но почерк отвратительный. Видимо, из-за этого у учителей рука не поднимается ставить ему оценки выше “четверки”. Как исправить этот недостаток? — интересуется наша читательница, мама пятиклассника Марина Таирова. К сожалению, плохой почерк является настоящей проблемой для многих школьников. Часто даже окончившие начальные классы дети не умеют правильно сидеть, неправильно держат ручку при письме. Учителя редко обращают на это внимание. Да и сама методика обучения письму в начальной школе далека от совершенства. А ведь оценка, как правило, процентов на сорок зависит от правильного оформления текста, в том числе и от почерка. — Почерк — это характер, состояние духа человека: что у него внутри, так он и пишет, это скажет любой графолог. Исправляя в тетрадке свои корявости, дети меняются психологически, — считает психолог и педагог начальных классов Ирина Панкратова. По этому вопросу существует немало стереотипов, например, считается, что для девочки красивый почерк — это естественно, а вот с мальчиками надо потрудиться, а с возрастом проблема может только усугубиться. — На красивый почерк влияет множество факторов: мотивация, эмоциональное состояние, здоровье, развитые мышцы руки и пальцев, удобная ручка и рабочее место, — считает специалист. — Мальчик или девочка — это не влияет на качество почерка, возможности изначально у всех примерно одинаковые. Удивительно, но факт — мальчики пишут весьма неплохо и могут в этом плане конкурировать со своими одноклассницами. Это объясняется тем, что мальчиков чаще, чем девочек, отдают в спортивные секции. На занятиях любым видом спорта или танцами развиваются ловкость, сила, точность движений, выносливость к нагрузкам и самоконтроль, происходит общее укрепление организма и нервной системы в частности. Это как раз то, что нужно для красивого почерка! А девочки могут противопоставить этому природную усидчивость, стремление к красоте и расположенность к прикладному творчеству. Тонким перышком в тетрадь Как выровнять почерк? Учителя начальной школы только показывают, как нужно правильно писать ту или иную букву. На то, чтобы вырабатывать у детей каллиграфический почерк, у них просто нет времени. Ребенку понадобится помощь родителей. — За несколько десятков лет методы обучения письму не изменились, поэтому придется возвращаться к тому, с чего начинали — к прописям, — советует психолог и педагог Ирина Панкратова. — Естественно, за четыре строчки моторный навык не успеет выработаться, для этого нужно больше времени. Шаблон вашей прописи должен быть в косую линейку, а буквы распределены так, чтобы перед буквой, которую пишет ребенок, стояла буква образец. Получится чередование образца и детской буквы. Дело в том, что при написании ребенок смотрит на предыдущую букву и если она нехорошо написана, то ребенок напишет такую же. Для того чтобы ему было интереснее, вы можете сказать, например, что пишет он не буквы, а жителей из страны Азбуки и каждый житель хочет быть ровным, красивым. После того как ребенок научился сносно выводить буквы, нужно начинать обводить и писать самостоятельно слова и предложения. — Самая главная ошибка родителей — заставлять ребенка писать много. Этим можно только отбить желание научиться красиво писать, — предупреждает специалист. — Пишите каждый день, но небольшие тексты. Пусть это будут шесть строк, но написанных красиво и старательно. Что касается грамотности письма, то книга — главный помощник для освоения правильного написания слов. Количество прочитанных книг постепенно перейдет в качество письма. Дети, которые много читали, очень быстро замечают: для того чтобы знать, как пишется слово, им необязательно учить правила. А все остальные пробираются через дебри грамматики русского языка. Специалист отмечает, что обучение ребенка не стоит начинать слишком рано. Однако родители будущих первоклассников могут подготовить дошкольника к успешному овладению письмом в школе. — В обучении письму нет ничего сложного. Добросовестные родители легко справляются с этим процессом, было бы только время и желание. Усаживая ребенка за прописи, садитесь рядом и следите за написанием линий, элементов и сопровождайте письмо советами и замечаниями, — говорит психолог. — Неправильным будет показать, как пишется буква, и пойти дальше готовить обед. Ребенок должен видеть, что вы относитесь к этим занятиям очень серьезно. Нужно вложить ребенку ручку в руку, показать, как правильно ее держать. Дети сначала рисуют наклонные палочки, затем основные детали букв. На первых порах письмо только отрывное. Важный этап в обучении письму — уделите больше внимания знакомству с буквой “И”. Элементы ее написания присутствуют в каждой букве. Овладев написанием “И”, ребенку легче будет писать треть всех букв. На заметку Развить мышцы рук и тем самым улучшить почерк можно с помощью нехитрых подручных тренажеров. Это абсолютно доступные вещи: массажер для ладоней, кистевой эспандер, “ёжики”. Также не стоит забывать о таких спортивных снарядах, развивающих общую ловкость и координацию, как скакалка, велосипед и мяч. Многие дети с проблемным почерком с трудом осваивают велосипед, плохо прыгают через скакалку и испытывают затруднения при игре в мяч. Надо больше двигаться, играть в подвижные игры на улице, а дома лепить, плести, штриховать. Опасные сигналы Если ребенок не страдает серьезными проблемами моторики и координации, но его почерк, с точки зрения взрослых, “ужасен”, причины надо искать в психологической плоскости. — Просто так почерк не портится. И если, не разобравшись с причинами, насильно заставлять школьника вырисовывать буквы, к возможным его психологическим травмам добавится дополнительная беда — стресс из-за недовольства родителей, — считает психолог и педагог Ирина Панкратова. Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а относительной читабельности — именно в этом главная функция почерка. Личность формируется, во-первых, из врожденных, а во-вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк — лишь отражение этого комплекса. Любая личность может меняться как в сторону развития, так и в сторону деградации. И почерк следует за этими изменениями. Однако есть элементы почерка, которые ярко свидетельствуют о проблемах со здоровьем или психологических трудностях ребенка, на которые стоит обратить внимание. — Прежде всего, это отсутствие нажима или очень слабый нажим. Переверните лист бумаги — если нажим имеется, он чувствуется на ощупь. Нажим — ресурсы энергии, физических и психических сил, сопротивляемости личности, — говорит специалист. — Обратите внимание на размер букв. “Бисерный” почерк и несбалансированность записанного и незаписанного пространства (“белые дыры”) могут означать уход в себя, острое чувство одиночества, ощущение изолированности. Часто такое явление присуще примерно 11-летнему возрасту. Затем это переживается, и размер букв начинает расти. Если нет, возможно, ребенок нуждается в вашей поддержке и помощи. Также важна форма букв. Узкие и скукоженные в сочетании с неспонтанным, небеглым почерком часто свидетельствуют о чрезмерном психологическом напряжении, негативе, аутоагрессии, конфликтности или неврозе. Если буквы практически нечитабельны (не путать с “некрасивостью”), можно говорить о больших сложностях в социальной, коммуникативной, межличностной сфере. Также обратите внимание на “рваные” левые поля, хаос на листе, очень неровные строки и резкие перепады в разных элементах, в том числе и нажиме. Чудеса графологии Анализом почерка занимается графология. Благодаря данной дисциплине по почерку можно определить самооценку, силу воли, эмоциональность и многое другое. Оказывается, при написании “от руки” поступают определенные импульсы из мозга, которые связаны с чертами характера человека. Современные графологи могут воссоздать портрет человека по семи основным характеристикам: размеру букв, их наклону и форме, направлению почерка, интенсивности нажима, характеру написания слов и общей оценке почерка. Почерк может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Размер почерка говорит об общительности человека. Так, обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же указывает на замкнутость и скрытность. Угловатые буквы характерны для эгоистичных людей, а закругленные — для людей добрых и отзывчивых. Сильный нажим — признак силы воли и усидчивости. Бледные буквы свойственны слабовольному человеку. Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый бывает у людей активных, любознательных, с веселым нравом. Неразборчивый говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности. Каракули врача — Доктор, лекарство, которое вы выписали, мне так помогло! — Позвольте, больной, но я вам ничего не выписывал… — Ну, вспомните, доктор: вы еще оставили рецепт на столе… — Никакой это не рецепт. Я просто на этом листочке ручку расписывал! Удивительно, но встретить врача с красивым каллиграфическим почерком — большая удача. Так почему у врачей неразборчивый почерк? Если поглубже разобраться с этим вопросом, ответ на него становится очевидным. В университете из-за большого количества информации и небольшого количества времени ее записать почерк портится. Второй причиной непонятного почерка является малое время, отведенное на прием одного больного. Врачам необходимо быстро оценить состояние человека, проанализировать разнообразные симптомы, сверить анализы и на основании полученной информации сделать вывод — поставить диагноз и выписать лечение. К тому же зачастую многие специалисты в процессе своей практики становятся менее восприимчивы к окружающим людям. В почерке читабельность напрямую связана с социальными навыками: умением выслушать, посочувствовать, в том числе, принять и понять чувства другого человека. Именно эти качества начинают притупляться со временем у человека, который по долгу профессии постоянно имеет дело с чужим горем и болью. Однако некоторые сохраняют в себе способность сопереживать и сочувствовать окружающим. Тогда и в почерке врача все же будет присутствовать некая относительная читабельность. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/40979/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007