Добровольцы в Кемин есть?
Публикация в “МС” о планирующихся для школьников экскурсиях по “акаевским местам” вызвала мгновенные отклики горожан. Оказывается, в некоторых школах уже предупредили: перед летними каникулами предстоят такие экскурсии, нужно сдать по 200 сомов…
Пока вроде бы речь идет о добровольном посещении родного села президента страны. А если добровольцев будет мало, в ход может запросто пойти и принуждение. В прошлом такое с нами проделывали регулярно — взять хотя бы систему политзанятий: независимо от желания гражданина его заставляли повышать идейный уровень и тратить жизнь на отсиживание никому не нужных политинформаций и лекций по линии общества “Знание”. Но то хотя бы бесплатно…
Школа наша уже криком кричит, задыхаясь от безденежья и бессилия перед приказами, выполнять которые нету никакой возможности, а не выполнять — чревато. Начнем с того, что минимальный должностной оклад учителя в соответствии с Законом КР “Об образовании” должен быть не ниже 5 минимальных зарплат, то есть 500 сомов. Эту статью правительство не выполняет, как не выполняло до внесения поправок в ноябре 1997 года норму о десятикратном минимуме. Молодой учитель обречен получать в первые годы жалкие 280 сомов. Этот позор для страны никто не пытается ликвидировать, закон, даже вдвое урезавший минимальную зарплату учителя, не выполняется.
Вот вымрут, как динозавры, учителя советской закваски, воспитанные на чувстве долга, и кто придет сеять разумное, доброе, вечное за такие деньги? Да лучше на “Дордое” пирожки продавать.
Зато, борясь со школьными поборами, министр образования Ишенкуль Болджурова запретила создание благотворительных фондов поддержки школы. Разумеется, большинство родителей тому рады, тоже ведь в массе своей едва концы с концами сводят. Но что делать школьной администрации, когда каждый день со всех сторон валятся на школу непредусмотренные в бюджете расходы?
Нынче вот поступило предписание провести обработку против крыс. Этих тварей везде развелось великое множество, так что дератизация необходима. Но это стоит от двух тысяч сомов для маленькой школы до 5–6 тысяч для большой. Пожарные требуют обрабатывать крыши при заливке специальным составом, то же самое нужно делать при ремонте систем отопления. Платить за все в сумме нужно неподъемные деньги. Где их взять? У райадминистрации нет, у министерства нет. И школы нашли единственно возможный выход — образовали благотворительные фонды. А как иначе выкручиваться?
Прошел ребенок тестирование, предусмотренное для первоклассников, и родителей просят внести в фонд поддержки энную сумму — от 2 до 25 тысяч сомов, в зависимости от престижности школы и предлагаемого уровня среднего образования. Чтобы этот уровень обеспечить, нужны опять–таки деньги — на компьютеры, на лабораторное оборудование.
Обсудить свои проблемы с министром образования директорам столичных школ за целый год не удалось. Еще в декабре они принесли в министерство письмо с просьбой встретиться. Ни слова в ответ.
Сегодня ходят слухи о том, что г. Болджурова досиживает в министерском кресле последние дни, а потом пойдет на повышение, ей прочат должность вице–премьера. По логике — первого вице–премьера, отвечающего за социальный сектор, культуру и образование. Очень вероятно, поскольку нынешнему первому заместителю председателя правительства — Курманбеку Осмонову — может быть, трудно выполнять одновременно еще и функции министра юстиции.
Значит, на образование опять придет новый человек — уже третий за последние годы. Предыдущий министр Камила Шаршекеева клятвенно заверяла учителей, что добьется для них зарплаты в полторы тысячи сомов. Не успела. Нынешний министр ничего не обещала и ничем участь своих подопечных не облегчила. Что будет делать следующий?
А пока, господа родители, собирайте рекрутов на экскурсию да готовьте по паре сотен.
Рина ПРИЖИВОЙТ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4003/