![]() | ![]() | ![]() |
23 мая 2013 | ДЕТСКАЯ КОМНАТА | ||||||||||
Книжки для малышкиПрактически каждый знает, что в книгах заложен огромный потенциал. Еще двадцать лет назад об интеллекте людей судили по тому, сколько в их доме полок с книгами. А сейчас многие родители жалуются: ребенок не любит читать и целыми днями сидит перед телевизором или компьютером. Между тем, по статистике, только 10 процентов взрослых регулярно читают книги своим детям. Как приучить ребенка к чтению и с какого возраста это лучше всего делать? Читать и понимать Советский Союз был самой читающей страной в мире. В середине 80-х годов около 85 процентов родителей читали книжки своим малышам. А сегодня, по данным международных исследований, ситуация на постсоветском пространстве стала в разы хуже. — Пренебрежение чтением глушит потребность в знаниях, гасит мотивацию к самосовершенствованию, — говорит член Союза писателей России Александр Киселев. — Не раз слышал странный для меня вопрос — зачем читать? А зачем дышать? Зачем есть? Ясно, что это естественные потребности человека, и чтение должно стать такой же потребностью. Чтение развивает фантазию, художественное мышление (в отличие от кино, которое вкладывает в головы людей готовые образы), умение воспринимать красоту, возможность анализировать, сравнивать. Чтение — это интеллектуальное развитие как таковое, шлифовка ума. Слова российского эксперта подтверждают и кыргызстанские ученые. На днях в рамках Фестиваля образования в Бишкеке прошел круглый стол “Дети и книга”. Ведущие умы педагогики, эксперты и родители размышляли, как решить проблему детского чтения. — Кризис чтения наблюдается во всем мире, — замечает преподаватель Международного университета Центральной Азии Ирина Низовская. — Прививать любовь к книгам нужно сообща — родителям, образовательным учреждениям, издателям. Самое главное, чтобы книга пришла в дом. Даже 20 хороших книг способны изменить мировоззрение ребенка. Многие полагают, что, научив ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так. В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Специалисты считают: важно, чтобы ребенок не просто “проглатывал” какие-то особо интересные для него книги, а еще и научился анализировать происходящее в них. — Быстрая техника чтения — это не самое главное, гораздо важнее, чтобы ребенок понимал суть текста, а для этого нужно подключить его эрудицию, эмоции и чувства, научить сопереживать героям, — объясняет преподаватель Международного университета Центральной Азии Наталья Задорожная. — Нужно удивить ребенка. Помочь ему увидеть в обычной книге что-то необычное. Книга не должна просто так появиться у него на столе, этому должно что-то предшествовать. Возможно, интересный поход, прогулка и знакомство с кем-то, беседа. Иногда родители во время чтения малышам лишь повторяют ритм сказки, но не останавливаются на интересных моментах и не обсуждают сюжет. В итоге ребенок не может вывести образ из текста. Специалисты советуют каждый раз приучать малыша внимательно относиться к участвующим персонажам. Каждый раз беседовать на тему того, что именно ему понравилось, а что нет. Необходимо сделать обсуждение прочитанного своего рода традицией. Интересуйтесь, как ребенок воспринял поступки персонажей, как он отнесся к окончанию книги, что ему хотелось бы изменить, как повлиять на поведение героев. Все это очень важно для развития мышления ребенка и его приучения к чтению. С первых дней Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос. Поэтому младенцы очень любят стихи, они действуют на детей умиротворяюще. Важно на время чтения выключать все отвлекающие приборы, такие как телевизор, радио и иные источники звука. Осознанное восприятие книги у ребенка формируется с двух лет. Оптимальный возраст начинать учить самого ребенка читать — 4,5—5 лет. — Следует сделать традицией вечерние или воскресные чтения всей семьей, — советует детский психолог Нина Поливанова. — Создайте свой “самиздат” на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи, писать очерки об увиденном на природе, размышлять о том или ином событии. А затем можете оформить домашнюю стенгазету, разместив в ней его творения. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости. Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно. А самый лучший пример — собственный. Если дети не видят того, что родители сами читают, побудить их делать это будет весьма нелегко. В одном из книжных магазинов Бишкека существует клуб маленьких читателей. Здесь дошколята рисуют и делают любимых персонажей из подручных материалов, придумывают рассказы про своих героев. — Несмотря на то что мой ребенок непоседа, мне все же удалось его приучить к чтению книг, — говорит мама 6-летнего Антона Ольга Малышева. — Сначала было тяжело его даже усадить рядом с книгой, приходилось читать в пустоту. Я читала, а он занимался своими игрушками. Потом ситуация поменялась, но незначительно. Его стало интересовать, что же там мама так интересно рассказывает, подходил и рассматривал картинки. В конце концов мы стали читать вместе. А сейчас он сам ко мне подходит и просит прочитать ему ту или иную книгу. Чтение занимает примерно два часа в день, и читаем мы разные книжки, любим открывать для себя новые и интересные сказки. Он может рассказать сказку по картинке. От 12 и старше Подростка, как правило, с книгой не увидишь, а тем более не заставишь его читать. Но если ему с детства прививали любовь к чтению, то, даже повзрослев, он с удовольствием будет читать подходящую литературу. Кстати, можно купить ребенку электронную читалку или планшет, в них довольно удобно читать книги, да и друзьям можно похвастаться. Так что же посоветовать для возрастной категории от 12 до 16 лет? Конечно, классику: “Три товарища” Ремарка, “Трудно быть богом” Стругацких, “Над пропастью во ржи” Сэлинджера. Было бы несправедливо ограничиться лишь произведениями писателей-классиков, ведь и в наше время есть немало авторов, чьи произведения заслуживают внимания. Опрос, проведенный среди подростков, показал, что они читают фантастику, детективы и любовные романы, например, “Властелин колец” Толкиена, “Гарри Поттер” и его клоны типа “Тани Гроттер” и “Чарли Бона”. Девочкам нравится “Клуб девушек в джинсах” Енн Брашарес, тоже перевод с английского, это полностью подростковая книга для девочек. Появляется больше серьезных книг для детей — Мари-Од Мюрай “Ох, бой!”, “Дневники Алисы”, Ребекка Годфри “Рваная юбка”. Эти книги уже заслужили мировое признание и стали бестселлерами. Среди российских авторов лауреат множества премий Тамара Крюкова. Подростки оценили ее романы “Костя + Ника”, “Ловушки для героя”. Для детей помладше — “Дом вверх дном”, “Чудеса не понарошку”, “Маг на два часа”. Герои этих книг — простые мальчишки и девчонки, которые ходят в школу, гуляют во дворе, дружат, влюбляются в одноклассников, любят баловаться и время от времени ссорятся с родителями.
Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/39730/ |
![]() | ![]() | ![]() |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007