Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
1 февраля 2013 | ЭКОНОМИКА |
Рудник должен житьДепутаты парламента поддержали отчет госкомиссии по “Кумтору” о денонсации соглашения 2009 года. Такое решение было принято по итогам обсуждения данного документа. Главе Минэкономики и антимонопольного регулирования Темиру Сариеву удалось убедить нардепов, что по соглашениям, заключенным в 1992—1994 году, вся схема финансирования и управления проектом была построена таким образом, что корпорация “Камеко” и ЗАО “Кумтор Оперейтинг Компани”, в отличие от Кыргызстана, получали стабильные дивиденды. И их интересы были хорошо защищены с точки зрения рисков и управления. Однако, по мнению Сариева, самыми невыгодными для нас стали изменения соглашений от 2003 года. — По соглашению 2003 года Кумтор стал основным активом в “Центерре”, при создании которой потенциал Кумтора был занижен, а по другим месторождениям, которыми владела “Камеко”, оценки и оплата за оставшиеся доли до ста процентов были завышены, — сообщил Сариев. — В 2007 году премьер-министром был Атамбаев. Он создал специальную группу, чтобы повысить долю Кыргызстана и налоги, но потом ушел в отставку, а парламент был распущен. Министр отметил, что члены госкомиссии так и не получили ответа на многие свои вопросы от главы “Центерры”. По его словам, в ходе работы “Кумтора” члены комиссии встречались с руководством компании в Кыргызстане, а также главой “Центерры”, который приехал из Торонто. — Наши эксперты задавали конкретные вопросы, но он попросил представить запросы в письменной форме. Если вопрос по “Кумтору” будет решен правильно, это принесет большую пользу Кыргызстану, так как от разработки данного месторождения станем получать больше дохода в бюджет страны, начнет развиваться экономика. Если же примут неправильное решение, у нас будут потери, в том числе и ухудшение инвестиционного климата. Если парламент поддержит данное заключение, то наши позиции — президента, правительства и общества — будут едиными. Тогда мы сможем быть реальной силой, — считает Сариев. Лидер фракции “Ата Мекен” Омурбек Текебаев заявил, что одним из ответственных чиновников за продвижение соглашений по “Кумтору” в ущерб национальным интересам был Равшан Жээнбеков. По словам Текебаева, в 2003 году, когда подписали второе из трех соглашений с “Центеррой”, его бывший сопартиец Равшан Жээнбеков был главой Госкомимущества. — Его имя и имена других ответственных бывших госслужащих должны быть внесены в черный список, — предложил Омурбек Текебаев. Глава коалиции большинства Феликс Кулов уверен, что кабмин должен незамедлительно начать переговоры с “Центеррой” по пересмотру соглашения. — Необходимо назначить представителя правительства в компании, который будет контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность и вопросы экологии. В любом случае нельзя останавливать производство на руднике, — резюмировал Кулов. В итоге коалиция парламентского большинства проголосовала за то, чтобы на ближайшем заседании палаты ЖК госкомиссия представила свое заключение. Также депутаты рекомендовали Генпрокуратуре рассмотреть вопрос об ответственности чиновников, депутатов парламента прошлого созыва, принимавших участие в подписании соглашения с канадской компанией. Компетентно Вячеслав ИСАЕВ, глава Гильдии горнопромышленников КР — Государству нужно было найти любой повод, чтобы прицепиться к единственному благополучному предприятию и взять с него деньги. Вместо того чтобы развивать так называемую приоритетную отрасль, которую распределили в свое время правильно. Что касается денонсации соглашения по проекту “Кумтор”, это считается неприемлемым. Нельзя каждую неделю менять договорные условия государства с доходным предприятием. В конечном итоге зарежем курицу, которая несет золотые яйца. Инвестор прежде всего, приходя в новую страну, ожидает стабильных законов и отсутствия произвола. А у нас получается самый настоящий произвол. Выиграть же в международных судах просто невозможно, так как они опираются на твердые законы и мировую практику. Более того, канадские инвесторы обязательно добьются выплаты компенсаций. В итоге вся эта бесполезная суета просто разгонит последних инвесторов. Марс ЧЕРИКЧИЕВ, эксперт, член Общественного наблюдательного совета (ОНС) Минэкономики и антимонопольного регулирования КР — Прежде чем звать новых инвесторов, Кыргызстан должен научиться работать с действующими инвесторами и решать их проблемы. Без политической стабильности, прозрачных законов и предсказуемости работы правительства известные на мировом рынке инвесторы, дорожащие своей репутацией, к нам не придут. Отмечу, что не только промышленность, но и вся экономика республики связана с проектом “Кумтор”, чей вклад составляет 11 процентов ВВП и свыше 50 процентов объемов промышленного производства. А в это время В 2011 году 13 крупных налогоплательщиков заплатили в бюджет 10,2 млрд сомов, или почти 40 процентов всех налогов. Из них доля проекта “Кумтор” составила примерно 6 млрд сомов, или 60 процентов. Показатели экспорта в стране тоже в основном держатся за счет экспорта золота. Компания CenterraGoldInc., 32,75 процента акций которой принадлежит Кыргызстану, разместила на своем официальном сайте пресс-релиз, где говорится, что CenterraGoldInc. настроена продолжить переговоры с правительством Кыргызской Республики. Компания напомнила, что в 2009 году правительство КР, как одна из сторон, подписывало соглашение по “Кумтору”, в котором обговаривается специальный налоговый режим. Соглашение приняло не только правительство, но и парламент. А также его законность подтвердили Министерство юстиции и Конституционный суд (КС был распущен первым декретом временного правительства после апрельских событий 2010 года. — Авт.). Компания CenterraGoldInc. уверена, что действующее соглашение было законным, и в случае необходимости это можно подтвердить в международном арбитраже. Надежда ПОПОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/39034/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007