Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
25 октября 2012 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА | ||||||||||||||||||||
Душу за партуШколы Бишкека и Оша с началом учебного года перешли на подушевое финансирование. Если раньше деньги выделяли на целый район, то теперь — на отдельную школу или гимназию. Причем оплата будет напрямую зависеть от количества учеников: на каждого школьника отводится определенная сумма, в которую входят страховые взносы, зарплата учителей, приобретение расходных материалов и другое. И эти средства следуют за учеником в ту школу, которую его родители выберут. Зарплата учителей может вырасти, но не всех, а только самых лучших педагогов. Кто будет в их числе, решит директор школы. Качество или количество Чиновники из Министерства образования считают, что новый принцип финансирования позволит хорошим школам сразу почувствовать свое преимущество, так как ставит финансирование учреждения в зависимость от качества работы педагогического коллектива. Чем лучше школа, тем больше учеников захотят в ней учиться. По данным Министерства образования, финансирование системы школьного образования уже достигло 7 миллиардов сомов, или десятой части бюджета страны. Кроме того, ежегодно школы привлекают порядка миллиарда сомов средств родителей. — Введение подушевого финансирования будет направлено не на содержание школы и улучшение инфраструктуры, а на оплату услуг, направленных на ученика, — говорит министр образования Канат Садыков. — Несмотря на то что в последние годы увеличивается бюджет, оборудование не обновляется, условия для учеников остаются на низком уровне. Сумма расходов в целом не улучшает ситуацию, а ухудшает, так как расходы направлены не на услуги, непосредственно касающиеся ученика. До сих пор школы не были заинтересованы в привлечении учеников. Большинство зданий, особенно в сельской местности, стоят полупустые, в классах по 10—15 детей, а иногда и того меньше. Есть заведения, где на 12 детей — 4 класса. При этом бюджет продолжает содержать пустующие здания, платить учителю зарплату вне зависимости от того, с каким количеством ребят в классе он работает — 5 или 45. Карлики из регионов У реформы нашлись и противники, которые считают, что школа — не магазин, где объем продаж и прибыль являются главными критериями успеха. Очевидно, что руководство отечественного образования погналось за единственным показателем, имя которому — экономическая целесообразность: выгоднее содержать учебное заведение, где много учащихся. Во-первых, новая система подойдет для больших школ, имеющих по 5—6 классов в параллели и насчитывающих более тысячи учеников. Да, среди столичных школ есть такие, но в регионах в основном небольшие школы. — Принцип “деньги идут вслед за учеником” губителен для Кыргызстана, это приведет к тому, что деньги и ученики будут сосредоточены в столице и еще двух-трех центрах, — считает руководитель общественного объединения “Таза Табигат” Анара Дауталиева. — При этом дети из отдаленных районов либо не смогут добраться до школ и перестанут учиться, либо не вернутся в родные села, а столица просто не выдержит наплыва учеников. Отдаленные и приграничные школы остаются без единственного очага культуры — школы. Не продумана система привоза детей в соседние села и им приходится ходить пешком на далекие расстояния. У многих сельчан не хватает денег на качественную обувь, а китайская быстро рвется. Скорее всего, такие дети могут бросить учиться. По информации “Таза Табигат”, несколько малокомплектных школ, где учащихся было меньше положенной нормы — 400 человек, уже закрыты. Однако министр Канат Садыков заверил, что еще не была закрыта ни одна школа, но было предложено органам местного самоуправления рассмотреть возможность объединения наполовину заполненных школ. — Здания освободившихся школ будут отводиться под пришкольные сады или внешкольные кружки, где можно задействовать учителей, которые могут остаться без работы, — считает министр. В Ысык-Атинском районе в айыл окмоту Интернациональный было две школы — “Ак-Ниет” и “Ак-Тилек”, которые находились через дорогу друг от друга. Поскольку обе школы были малокомплектными, МОиН приняло решение их объединить, а на базе “Ак-Ниета” открыть детский сад, так как она изначально размещалась в типовом здании бывшего детсада. Ситуация со школами в малых городах оказалась схожей. Так, в Кара-Балте 13 школ, в семи из них комплектация составляет 50—70 процентов от проектной мощности зданий. МОиН предлагает разместить учеников в девяти школах, а высвобожденные здания начальных школ № 1 и № 2, которые располагаются в бывших детских садах, использовать по профилю. Тем более что спрос на детские сады в городе очень высок. Мертвые души Согласно постановлению правительства, в городских школах в 1—9 классах должны обучаться не менее 26 учеников, в 10—11 — не менее 21. И некоторые эксперты опасаются, что эта норма вынудит директоров учебных заведений приписывать учеников ради увеличения финансирования школ, таким образом появятся “мертвые души”. Но в Минобразования опровергают и эти опасения. — Численность учащихся устанавливается на начало учебного года на основе статистической отчетности. Эти сведения ежегодно проверяются отделами образования и финансовыми отделами на местах. При расчетах бюджета численность учащихся принимается только один раз на начало учебного года, — считает министр Садыков. Сколько стоит ученик Стоимость основных общеобразовательных услуг на одного ученика в средних классах (сомов в год).
Учителя и администрация школ жалуются, что в их обязанности входит не только проведение урока и проверка заданий, но и составление различной документации. Педагоги вынуждены выполнять работу завхоза, бухгалтера, экономиста, строителя, уборщика. Между тем при переходе на отдельный казначейский счет составлением сметы расходов и проектом бюджета должна заниматься бухгалтерия школы. — Сейчас большая ответственность ложится на плечи директоров, и главная проблема — нехватка бухгалтерских кадров, ведь раньше мы относились к централизованной бухгалтерии при районных центрах образования, и нас это вполне устраивало, — говорит директор школы-гимназии № 48 Татьяна Роткина. — В месяц бывает до четырех проверок. Они создают нервозную обстановку в коллективе. Мы еще не знаем, как работать с подушевым финансированием, а многочисленные проверки смотрящих и наказывающих органов только мешают и отвлекают. Хотелось бы поработать спокойно хотя бы первый год. Причем подавляющее количество проверок вызваны жалобами, не имеющими оснований. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/38335/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007