Распечатать: Душу за парту РаспечататьОставить комментарий: Душу за парту Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Душу за парту Посмотреть комментарии

25 октября 2012

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Душу за парту

    Школы Бишкека и Оша с началом учебного года перешли на подушевое финансирование. Если раньше деньги выделяли на целый район, то теперь — на отдельную школу или гимназию.

    Причем оплата будет напрямую зависеть от количества учеников: на каждого школьника отводится определенная сумма, в которую входят страховые взносы, зарплата учителей, приобретение расходных материалов и другое. И эти средства следуют за учеником в ту школу, которую его родители выберут. Зарплата учителей может вырасти, но не всех, а только самых лучших педагогов. Кто будет в их числе, решит директор школы.

    Качество или количество

    Чиновники из Министерства образования считают, что новый принцип финансирования позволит хорошим школам сразу почувствовать свое преимущество, так как ставит финансирование учреждения в зависимость от качества работы педагогического коллектива. Чем лучше школа, тем больше учеников захотят в ней учиться.

    По данным Министерства образования, финансирование системы школьного образования уже достигло 7 миллиардов сомов, или десятой части бюджета страны. Кроме того, ежегодно школы привлекают порядка миллиарда сомов средств родителей.

    — Введение подушевого финансирования будет направлено не на содержание школы и улучшение инфраструктуры, а на оплату услуг, направленных на ученика, — говорит министр образования Канат Садыков. — Несмотря на то что в последние годы увеличивается бюджет, оборудование не обновляется, условия для учеников остаются на низком уровне. Сумма расходов в целом не улучшает ситуацию, а ухудшает, так как расходы направлены не на услуги, непосредственно касающиеся ученика. До сих пор школы не были заинтересованы в привлечении учеников. Большинство зданий, особенно в сельской местности, стоят полупустые, в классах по 10—15 детей, а иногда и того меньше. Есть заведения, где на 12 детей — 4 класса. При этом бюджет продолжает содержать пустующие здания, платить учителю зарплату вне зависимости от того, с каким количеством ребят в классе он работает — 5 или 45.

    Карлики из регионов

    У  реформы нашлись и противники, которые считают, что школа — не магазин, где объем продаж и прибыль являются главными критериями успеха. Очевидно, что руководство отечественного образования погналось за единственным показателем, имя которому — экономическая целесообразность: выгоднее содержать учебное заведение, где много учащихся. Во-первых, новая система подойдет для больших школ, имеющих по 5—6 классов в параллели и насчитывающих более тысячи учеников. Да, среди столичных школ есть такие, но в регионах в основном небольшие школы.

    — Принцип “деньги идут вслед за учеником” губителен для Кыргызстана, это приведет к тому, что деньги и ученики будут сосредоточены в столице и еще двух-трех центрах, — считает руководитель общественного объединения “Таза Табигат” Анара Дауталиева. — При этом дети из отдаленных районов либо не смогут добраться до школ и перестанут учиться, либо не вернутся в родные села, а столица просто не выдержит наплыва учеников. Отдаленные и приграничные школы остаются без единственного очага культуры — школы. Не продумана система привоза детей в соседние села и им приходится ходить пешком на далекие расстояния. У многих сельчан не хватает денег на качественную обувь, а китайская быстро рвется. Скорее всего, такие дети могут бросить учиться.

    По информации “Таза Табигат”, несколько малокомплектных школ, где учащихся было меньше положенной нормы — 400 человек, уже закрыты. Однако министр Канат Садыков заверил, что еще не была закрыта ни одна школа, но было предложено органам местного самоуправления рассмотреть возможность объединения наполовину заполненных школ.

    — Здания освободившихся школ будут отводиться под пришкольные сады или внешкольные кружки, где можно задействовать учителей, которые могут остаться без работы, — считает министр.

    В Ысык-Атинском районе в айыл окмоту Интернациональный было две школы — “Ак-Ниет” и “Ак-Тилек”, которые находились через дорогу друг от друга. Поскольку обе школы были малокомплектными, МОиН приняло решение их объединить, а на базе “Ак-Ниета” открыть детский сад, так как она изначально размещалась в типовом здании бывшего детсада.

    Ситуация со школами в малых городах оказалась схожей. Так, в Кара-Балте 13 школ, в семи из них комплектация составляет 50—70 процентов от проектной мощности зданий. МОиН предлагает разместить учеников в девяти школах, а высвобожденные здания начальных школ № 1 и № 2, которые располагаются в бывших детских садах, использовать по профилю. Тем более что спрос на детские сады в городе очень высок.

    Мертвые души

    Согласно постановлению правительства, в городских школах в 1—9 классах должны обучаться не менее 26 учеников, в 10—11 — не менее 21. И некоторые эксперты опасаются, что эта норма вынудит директоров учебных заведений приписывать учеников ради увеличения финансирования школ, таким образом появятся “мертвые души”. Но в Минобразования опровергают и эти опасения.

    — Численность учащихся устанавливается на начало учебного года на основе статистической отчетности. Эти сведения ежегодно проверяются отделами образования и финансовыми отделами на местах. При расчетах бюджета численность учащихся принимается только один раз на начало учебного года, — считает министр Садыков.

    Сколько стоит ученик

    Стоимость основных общеобразовательных услуг на одного ученика в средних классах (сомов в год).

Расходы на заработную плату

8695

Взносы в Социальный фонд

1500

Учебные расходы

133

Расходы на повышение квалификации

93

Расходы на приобретение учебников

229

Расходы на текущий ремонт

233

Итого

10883

Начальные классы

10350

Гимназические классы

14434

Лицейские классы

14025

    Бухгалтер и завхоз

    Учителя и администрация школ жалуются, что в их обязанности входит не только проведение урока и проверка заданий, но и  составление различной документации. Педагоги вынуждены выполнять работу завхоза, бухгалтера, экономиста, строителя, уборщика. Между тем при переходе на отдельный казначейский счет составлением сметы расходов и проектом бюджета должна заниматься бухгалтерия школы.

    — Сейчас большая ответственность ложится на плечи директоров, и главная проблема — нехватка бухгалтерских кадров, ведь раньше мы относились к централизованной бухгалтерии при районных центрах образования, и нас это вполне устраивало, — говорит директор школы-гимназии № 48 Татьяна Роткина. — В месяц бывает до четырех проверок. Они создают нервозную обстановку в коллективе. Мы еще не знаем, как работать с подушевым финансированием, а многочисленные проверки смотрящих и наказывающих органов только мешают и отвлекают. Хотелось бы поработать спокойно хотя бы первый год. Причем подавляющее количество проверок вызваны жалобами, не имеющими оснований. 

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/38335/


Распечатать: Душу за парту РаспечататьОставить комментарий: Душу за парту Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Душу за парту Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007