Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
20 января 2012 | ПЕРСОНЫ |
Маасаки Имаи: Кайзен — универсальный путь к совершенствуПо нашим разбитым дорогам колесят сотни тысяч иномарок. Из разных стран и континентов. Но спроси первого попавшегося на пути школьника начальных классов, какой марки автомобиль среди этой массы металла он бы выбрал, тот укажет на “Тойоту”. А обладание “Лексусом” стало своего рода показателем социального статуса и успешности его владельца. А еще каких-то шестьдесят лет назад автомобильный концерн, выпускающий чудо-технику, был на грани разорения. От банкротства его спасли не многомиллиардные вливания, как в “Дженерал моторс”, а новый взгляд на управление производством под названием кайзен. Такова сегодня наша жизнь, что даже малыши детсадовского возраста задаются вполне взрослыми вопросами: почему одни люди успешны, а другие нет? Что помогает иным без помощи родственников, связей, материальной базы подняться по карьерной лесенке на самый верх? Самому сделать себя. А что мешает другим при наличии всех составляющих засидеться на старте и, в конце концов, прослыть неудачником? Чем страна и общество несчастнее, тем чаще возникают эти неудобные, сравнительные вопросы. В Кыргызстане, которому за последние два десятилетия так не везло с правителями, за что нас некоторые завсегдатаи интернет-форумов прозвали лузерами, они, можно сказать, витают в воздухе. Между тем есть в нашем мире люди, не полагающиеся на случайную удачу, а умеющие достигать успеха на любом месте. Пошагово, с помощью выстроенной философской системы, которую его сторонники считают универсальной. По твердому убеждению основоположника системы кайзен Маасаки Имаи, успех не бывает случайным. Его можно смоделировать, сконструировать, выстроить, cпланировать и, наконец, осуществить. Слово “кайзен”, что в переводе с японского означает “усовершенствование”, известно во всем мире. Особенно оно популярно у менеджеров. Нам выпала редкая журналистская удача поговорить со знаменитым японцем, который буквально на один день прилетел в Алматы, чтобы посмотреть, как внедряется его производственная философия на табачной фабрике, принадлежащей японскому гиганту JTI. На беседу с Маасаки Имаи организаторы встречи выделили час и ни минутой больше. Желающих увидеть живую легенду, которому сегодня 85, и который, тем не менее, до сих пор путешествует по миру, было больше, чем мог выдержать жесткий, расписанный по минутам распорядок визита. — Хочу начать наш разговор с объяснения философии кайзен, так, как понимаем его я и мои сторонники по всему миру, — тихим голосом, потупив взор, словно уйдя в себя, заговорил Маасаки Имаи. — Кайзен — означает мировоззрение или менталитет людей, которые не всегда удовлетворены положением вещей, которые всегда верят, что можно сделать еще лучше. В английском языке есть выражение: если что-то не сломалось, пусть работает. И это тоже своеобразное мировоззрение, которое распространено в западных компаниях. То есть, если машина или оборудование функционируют, не надо вмешиваться в процесс, пока техника сама не выработает свой ресурс или не сломается. Кайзен же предполагает иное: вы в гуще событий, постоянно следите за тем, что происходит вокруг вас, ищете любую возможность, чтобы улучшить ситуацию. Может быть, это особенность японского менталитета, всегда чувствовать себя неуверенно, всегда мучиться вопросом: действительно ли я выполнил свою работу на все сто? По словам Маасаки Имаи, в отличие от типичного образа западного менеджера, который самоуверен и знает, казалось бы, ответы на все вопросы, именно присущая японцам способность постоянно сомневаться в результатах своего труда, помогла им поднять страну из руин Второй мировой войны и превратить в азиатского дракона. — Никакие достижения не заставляют нас чувствовать себя полностью удовлетворенными проделанной работой, мы не почиваем на лаврах. Поэтому, если объяснить вам, что представляет собой дух кайзен, то я скажу так — это ни дня без приключений, — при этих словах казавшийся уставшим старец в элегантном костюме вдруг оживился, в глазах появился огонек интереса. — Точно так же, как каждое утро вы умываетесь, завтракаете, точно так же каждое утро вы должны практиковать кайзен. Это как долгое путешествие, которому нет конца, так нет конца и совершенству. Слушая Маасаки Имаи, который романтично обрисовал нам на самом-то деле теорию управления производством и компанией, мы не могли не восхититься его поэтичной речью и умением в обыденном видеть не только глубокий смысл, но и прекрасное. — Поскольку “Тойота” считается лучшей кайзен-компанией, это автоматически означает, что она лучшая в мире. Путешествие компании “Тойота” в кайзен началось в середине прошлого века, сразу по окончании Второй мировой. После войны “Тойота” была практически банкротом, потому что возник кризис перепроизводства грузовиков. Совпало два события: затоваривание складов компании и начало экономической рецессии. В результате “Тойота” не могла продать свою продукцию, в то же время ни один банк не соглашался давать компании заем для выправления ситуации. Самый известный в мире кризис-менеджер с удовольствием делился с нами воспоминаниями, как благодаря анализу и исследованию причин банкротства автоконцерна зародилась философия умного, рационального управления. — В конечном счете менеджеры пришли к выводу, что такое громоздкое производство не подходит маленькому рынку Японии. — Было решено перепрофилировать завод таким образом, чтобы не производить товара больше конкретных заказов. И с тех пор на “Тойоте” по сей день продолжают совершенствовать кайзен, сегодня известной в мире как система лин. “Лин” в переводе с английского означает “поджарый, худощавый”, объяснил нам переводчик. Она весьма распространена в Европе. Особенно полюбилась немцам. Наверное, за экономичность, чтобы с помощью минимальных ресурсов добиваться максимальной эффективности. — Теперь сравните послевоенную ситуацию на заводе “Тойота” с экономическим положением, в котором оказался автогигант “Дженерал моторс”, — продолжал развивать свою мысль японский гость. — Два года назад JM и “Крайслер” были банкротами. Они возродились благодаря финансовой поддержке правительства США. Сейчас JM называет себя новым “Дженерал моторс”. Но я не думаю, что это так. То, что было сделано, — лишь финансовая реструктуризация. Американцы изменили самый верхний уровень менеджмента. Это типично западный подход. Как только возникают проблемы в производстве, они начинают финансовые вливания. А то, что мы сумели сделать, чтобы спасти “Тойоту”, была операционная реструктуризация. Это изменение отношения людей к бизнесу и способ его ведения. По словам Имаи, на Западе забывают о подключении трудовых ресурсов, в то время как в центре производственной системы лин — люди. Издревле так велось. Это знали даже японские феодалы, которые сравнивали своих крепостных с камнями и рвом, защищающих их. “Поэтому проявление милосердия к людям — очень важный фактор. Фактически милосердие и сострадание — наши активные союзники. Зато ненависть и пренебрежение к ним множит количество наших врагов. Поэтому для японских производителей люди являются самым главным, высокостоимостным активом”, — заявил Маасаки Имаи. Он уверен, что для западных компаний трудовые ресурсы — это затраты в виде зарплаты. Поэтому, когда начинается рецессия, начинаются массовые сокращения рабочих мест. Японцы же поступают по-другому: не снижают затраты на производство, а сокращают расходы руководства и управления. Согласитесь, эта простая японская методика сегодня так необходима нашей стране, и мы не преминули спросить господина Имаи, можно ли применить философию кайзен в управлении государством? — Можно, — тут же последовал ответ. — Эта система использована в государстве Маврикий. Наши консультанты помогли этой стране выработать новую стратегию выживания. Очень важно, чтобы лидеры страны сами почувствовали кризис. Если они почивают на лаврах, говоря, “у нас все отлично”, в такой момент может обанкротиться не только компания, но и целое государство. Важны заинтересованность и готовность топ-менеджеров компании или страны к переменам, способность проявить политическую волю. Вопросов к японскому гостю было множество. И он как человек вежливый и дисциплинированный отвечал бы на все. Однако его заботливые помощники, как рефери, внимательно следили за временем. Отсчитав ровно шестьдесят минут, отведенных на беседу, они увели Маасаки Имаи на другую встречу. Мне лишь удалось почти на бегу узнать у его секретаря, что знаменитый создатель кайзен сейчас работает над новой книгой, которая, возможно, выйдет в свет уже в 2012 году. И не исключено, станет бестселлером, как все другие его печатные труды. P.S. Кайзен постепенно приживается и в СНГ. Например, как рассказали эксперты в этом вопросе, в России, если предприятия принадлежат западным компаниям, то это обязательное требование. Если на заводе или фабрике сохранились частично принципы советского управления, то там, как правило, считают, что передовой менеджмент у них не приживется. При этом ссылаются на человеческий фактор: мол, у нас люди другие. Конечно, это не что иное, как отговорки. На соседнем предприятии все работает, функционирует, растет производительность труда и улучшается качество благодаря грамотному управлению, а тут нет? Просто это косность мышления. Поэтому самая главная задача — изменить его, считает Маасаки Имаи. Стратегия кайзен предусматривает оптимальную организацию рабочего места: стол, например, находится от пола на высоте метр двадцать. На японских заводах даже очерчены места, где должны находиться ступни рабочего. Все должно быть под рукой, чтобы сотрудник не делал лишних движений. В арсенале очень много различных методов и инструментов, благодаря которым можно увеличить производительность труда, улучшить творческий процесс. В Кыргызстане философия кайзен внедряется пока только на двух небольших предприятиях. Что для японцев пройденный этап, у нас — только пилотный проект. Пока стереотип мышления сильнее желания усовершенствоваться. Лариса ЛИ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36769/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007