Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
16 декабря 2011 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Мы за ценой не постоимБесплатное среднее образование приказало долго жить. Многие годы родителям учеников приходится платить буквально за все: за учебники, ремонт, обустройство территории, наглядные пособия. В итоге школы превратились в весьма доходный бизнес миллионными оборотами Однако чиновники от образования отказываются официально признавать, что школа не без их участия встала на коммерческие рельсы — из Минобразования каждый год выходят приказы, запрещающие различные денежные взносы в школах. Однако родители продолжают платить. Госслужбой финполиции с начала нынешнего учебного года возбуждено 6 уголовных дел по незаконным поборам в школах № 68, 14, 72, 31, 24, 91. Более 40 директоров школ столицы получили выговоры. Методы Снежаны Денисовны Имя героини юмористического телесериала “Наша раша”, учительницы престижной школы Снежаны Денисовны, стало нарицательным для нечестных педагогов. Она обманом и шантажом вымогает у учеников и их родителей деньги на собственные нужды. Оказалось, такие кадры встречаются и в реальности. Недавно в руки сотрудников финпола попала шокирующая запись видео с мобильного телефона, на котором классный руководитель школы № 91 заставляет детей платить ежемесячные взносы в общественный фонд учебного заведения. На полутораминутной записи хорошо видно и слышно, как преподаватель кричит на школьников: “Вы когда заплатите деньги? Идиоты! Что я скажу директору? Я же ясно сказала, принесите деньги! А вы что? Ваши отмазки уже надоели!”. Потом учительница в пылу хватает за волосы девочку, которая протирает доску. И кричит при этом: “Ты че, крутая?”. Этот ролик попал столичным финполовцам вместе с заявлением от гражданки Эшалиевой, которая сообщила, что в школе № 91 с родителей учеников регулярно взимаются добровольно-принудительные взносы от 50 до 300 сомов. Кроме того, при поступлении администрация берет спонсорские от 1 до 3 тысяч сомов. По факту заявления в учреждении была проведена проверка, которая подтвердила все нелицеприятные факты, возбуждено уголовное дело. Школа № 91 находится на окраине столицы, здесь в основном учатся дети внутренних мигрантов с новостроек, поэтому и суммы крутятся относительно небольшие. Зато в центре города ставки увеличиваются. На днях скандал разгорелся в благополучной школе № 24. Финпол и Минобразования провели аудит учебного заведения. Ревизоры обнаружили, что оно рассчитано на 630 учеников, а фактически здесь учатся 1 тысяча 556 детей. Школа имела три источника финансирования: из бюджета, специальных средств и со счетов общественного фонда заведения. Анализ поступавших за три года денег показал, что так называемые спецсредства формировались за счет денег родителей, чьи дети обучались в коммерческих классах — 900 сомов ежемесячно плюс 500 за подготовительное обучение старшеклассников в одном из вузов. С сентября 2011 года платные классы в школе были закрыты, но нагрузка на родителей не уменьшилась. Практиковали всевозможные виды сборов: доплата директору, завучам, преподавателям, оплата техперсоналу, службе безопасности, сбор в классную копилку, укрепление материально-технической, учебной базы и так далее. При школе работает общественный фонд, который пополняется из родительских взносов. При поступлении новичка его родители платили взнос от 2 до 10 тысяч сомов, кроме ежемесячного фиксированного взноса до 350 сомов. За 10 месяцев нынешнего года в фонд поступило более 2 миллионов 400 тысяч сомов. Изучив эти материалы, прокуратура Бишкека возбудила уголовное дело по статьям 149 и 225 УК КР (“Невыполнение Закона “О всеобщем обязательном образовании” и “Незаконное получение вознаграждения служащим”). Родители не против Как только информация о финансовом беспределе в 24-й школе просочилась в прессу, учительский коллектив и члены родительского комитета взялись за спасение честного имени гимназии. Была организована пресс-конференция, на которой участники встали на защиту директора. По словам замдиректора Натальи Знаменской, недавно в школе проводили проверку аудиторы Счетной палаты, которые нарушений не выявили. Кроме того, аттестационная комиссия подтвердила статус школы и порекомендовала ей пройти аттестацию на его повышение. — Мы считаем, вся травля организована с целью “расшатать” хорошее учебное заведение и провернуть рейдерский захват, — заявили родители и учителя. — Нам ставится в вину, что школа переполнена, но сейчас такая проблема стоит перед всеми образовательными учреждениями столицы. Также не может быть речи об искусственном выдавливании отстающих учеников — конечно, у нас есть двоечники, как и в любой школе. Замдиректора Лина Ли добавила, что учителя не собирают деньги, этим занимается попечительский совет и общественный фонд, состоящий из родителей учеников. — Все учителя подписывают приказ о запрете сбора средств. Только родители собирают деньги, причем на добровольной основе, и сами решают, на что их распределять. Директор и завучи не входят ни в фонд, ни в попечительский совет. Если что-то нужно, руководство пишет официальное письмо с просьбой родителям, — рассказала Лина Ли. — За время существования коммерческих классов мы отчисляли 20 процентов собранных средств в качестве налога государству. За три года выплатили 2 миллиона 240 тысяч. Несколько родительниц подтвердили слова педколлектива. — Мы против того, чтобы борьба с коррупцией переросла в борьбу с директорами и учителями, дающими качественное образование, — говорит родительница Ольга Михалюк. — Наша школа — жемчужина среднего образования. Именно коммерческая основа позволила выжить образованию, на деньги с платных классов покупались учебники, мебель, делался ремонт. Мы не нарушали закон. В Конституции было написано, что платное образование может существовать, а когда год назад Конституция поменялась, коммерческие классы упразднили. Однако на вопрос журналистов о сумме собранных за последние 3 года средств, попечительский комитет ответить не смог. Разговор по душам В 2008 году начались опыты по внедрению подушевого финансирования. С подачи Всемирного банка в ряде школ Ысык-Атинского района Чуйской области был реализован пилотный проект. Утверждается, что его результаты можно назвать положительными. Среднее образование Кыргызстана стоит на пороге коренных перемен, с 2012 года все школы будут переведены на подушевое финансирование. Отличие системы от традиционной в том, что раньше субсидировались школы, а теперь — школьники. Директорам учебных заведений разрешат самим распределять деньги. Меж тем большинство из них — дамы пенсионного возраста. Под силу ли им реформы? Часть директоров, получив всю полноту власти, будут, безусловно, исходить из интересов нужности и полезности. Но найдутся и такие, которые будут руководствоваться другими целями. Один из главных рисков — нечистая работа с финансами. В наших реалиях это неизбежно. И после того как принцип финансирования станет общереспубликанским, не появятся ли в списках учеников “мертвые души”? — Нам сейчас спустили директиву провести расчет, но как его сделать, никто не знает, потому что в школах нет бухгалтеров, которые могли бы прикинуть годовой бюджет школы и зарплату каждого учителя, — считает директор школы № 1 Валентина Кириченко. — Да, пилотные школы из районов поднялись на подушевом финансировании. Но в столице мы от таких денег отвыкли. Неизвестно, получит ли каждая школа средства, которые запланирует, и есть ли в городском бюджете такие деньги? — Нам деваться некуда — надо чинить крышу, красить стены кабинетов, перестилать линолеум, нужно подготовить школу к новому учебному году, когда придут проверяющие. В этом году всех директоров школ оштрафовали за переуплотненность классов, но в то же время Минобразования выпустило приказ, чтобы мы принимали всех детей, — с таким мнением выступили директора на встрече с депутатами Бишкекского горкенеша. Депутаты городского совета выслушали жалобы руководителей образовательных учреждений и пообещали разобраться. — Директора вынуждены заниматься сбором финансов в фонды, городские власти не могут помочь из-за недостатка денег, — говорит председатель столичного парламента Марат Аманкулов. — Известно, что Бишкек ежегодно собирает внушительную часть налогов, около 80 процентов которых перетекает в республиканский бюджет. Чтобы на строительство школ и детсадов появились деньги, нужно менять закон о статусе столицы — свои предложения мы уже направили в Жогорку Кенеш. Считаем, что в столичной казне должно оставаться не менее 51 процента общих налоговых сборов. В этом году из 22 миллиардов сомов городу осталось всего 4,4 миллиарда. Бишкек — мегаполис, а мы постоянно ходим с протянутой рукой. Собрание Каныкей ЭГЕМБЕРДИЕВА, представитель родительской общественности школы № 24 — Принуждения со стороны администрации школы нет, все делается добровольно. Мы понимаем, зарплата учителей низкая, но при этом хотим отдать детей в хорошие условия, чтобы педагоги были заинтересованы в работе. Желаем, чтобы дети учились в школе со стопроцентной укомплектованностью педагогами, все уроки проходили без срывов из-за нехватки кадров. Мы платили за обучение в коммерческих классах по 900 сомов. Это был обычный класс, но с дополнительными условиями — например, число учеников не превышало 20 человек. Когда коммерческие начинания упразднили, мы возмущались, потому что сбился график обучения — детям теперь надо успевать учиться во вторую смену и посещать внешкольные кружковые занятия. Сейчас остались обычные бюджетные классы, платим ежемесячно на нужды школы 200—300 сомов, которые идут на доплаты учителям, классному руководителю, техничкам и охране. Деньги отдаем в общественный фонд. Алевтина ПОПОВА, мама ученицы одной из столичных школ — Так называемые общественные фонды создаются зачастую для легализации незаконных поборов в учебных заведениях. При этом если родители отдельного ученика отказываются платить, его сразу начинают выживать из школы. В гонениях участвуют не только педагоги, но и представители родительского комитета. Многие директора пользуются тем, что родители стесняются спрашивать со школы финансовый отчет. А если и спрашивают, потом сами не рады. Вспомните, какая трагедия случилась года три назад в России. Ученик младшего класса покончил с собой из–за того, что не сдавал деньги в школу и классный руководитель морально издевалась над ним. Надо обязать учителей, завучей и директоров обращаться по финансовым вопросам исключительно к родителям. А тех, кто будет выпрашивать деньги с учеников в стенах школы, привлекать к уголовной ответственности за вымогательство. Педсовет Начальник Управления образования мэрии Бишкека Айгуль НИЯЗОВА — Все сборы — добровольные. Руководители, которые принуждают родителей оплачивать нужды, не поощряются, к ним применяются меры — выговор или увольнение. Общественные объединения и фонды функционируют в школах более 15 лет. В 75 из 93 школ Бишкека существуют добровольные фонды поддержки. Не во всех составах значатся независимые родители. Рекомендуем переизбрать членов ОО или фондов, чтобы они отслеживали доходы и расходы. Жогорку Кенеш принял закон о попечительских советах, который, надеемся, приведет в порядок эту работу. Я заявляю, что руководители школ, где у родителей против их воли вымогают деньги, будут наказаны — они получат административное взыскание или будут уволены. Государство выделяет деньги только на зарплату учителям, оплату коммунальных услуг и частичный ремонт зданий. Охрана в школах не предусмотрена вовсе, уборка — фактически тоже. В бюджет не заложены средства на подписку на периодические издания, покупку методической литературы, классных журналов, мела и тряпок для школьных досок. Финансирование на капитальный и текущий ремонт составляет 20 процентов от потребности. На свой аршин Международные исследования показали: лучшее образование дают школы, которые сами выбирают учебные программы, подбирают кадры, распоряжаются финансами. По результатам международной оценки учащихся 15-летнего возраста PISA (Program International Student Assessment), на первое место попали школьники из Финляндии, Австралии и Южной Кореи. Последняя до сих пор в лидерах. Высоких позиций там достигли не повышением расходов на образование, а за счет передачи рычагов управления самой школе. Ей виднее, как организовать учебу, чтобы полнее раскрыть способности детей. Польша, Чехия, Эстония, Латвия, имевшие похожие на советскую системы образования, прислушались к советам экспертов и резко вырвались вперед. У Тайваня, Сингапура, Китая необыкновенные темпы в достижениях школьников. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36644/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007