Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 ноября 2011 | СЮЖЕТЫ |
Маршруты бишкекские, маршруты знакомые“Тетя Ася приехала!” — эти радостные “рекламные” выкрики наверняка у многих ассоциируются с обаятельной блондинкой — любительницей чистоты и порядка. Оказалось, что и у нас в Бишкеке есть своя тетя Ася — кондуктор четвертого троллейбуса. Правда, эта тетушка не помешана на стирке, наша Ася, как ее называют пассажиры, болеет душой за чистоту помыслов и действий. Пятерка на “четверке” Чего стоило поймать “четверку” под номером 1531, на которой разъезжает наша Ася! Как ни спешила я к 6.30 утра в первое депо, что на пересечении Московской и Фучика, все равно не успела. Хотя от моего дома до троллейбусного парка, как говорится, рукой подать — минут двадцать ходьбы. Пешая прогулка отпала сразу: небезопасно. Опоздала по вине такси, сонная девушка-оператор пообещала прислать машину, а потом перезвонила и сказала: “Извините, машинок нету”. Все-таки удалось раздобыть “мотор”, водителю сказала — гони, мне в шесть тридцать в депо надо быть. И “полетели”, проскакивая мигающие светофоры. А моя “четверка” уже ушла, хотя на месте мы были в 6.32. С одной стороны, обидно, с другой — радует, что у муниципальных транспортников железная дисциплина. Узнать о жизни столичных кондукторов пришла мысль, когда прокатилась на “четверке”, возвращаясь с работы. После суетного дня и беготни троллейбусный сервис показался вполне приличным: нашлось место в уголке, подошла кондуктор, взяла плату за проезд. Настроение сразу улучшилось — не надо пробираться через “человеческие тернии” к выходу, который рядом с кабиной водителя. А как они живут, кондукторы? И почему их не видно на всех маршрутах? Позвонила в Бишкекское троллейбусное управление (БТУ), побеседовала с начальницей Бактыгуль Джакыповой, напросилась поработать кондукторшей. — Поработать кондукторшей? — смеясь, переспросила Бактыгуль Мусаевна. — Ага, — отвечаю. — Приходи в среду в 6.30 утра в депо. Найдешь машину 1531. На ней Лида с Асей работают. С Лидой и Асей мы встретились гораздо позже, часов в девять, как и было назначено, в депо. До этого пыталась поймать свою “четверку” № 1531 на остановке на линии. Четвертый троллейбус следует по маршруту “Парк Фучика — Кожзавод”. Интервал движения — десять минут. Встретила пять-шесть “четверок”, а моих Лиды и Аси в них нет. “Рогатые” один за другим проплывали мимо. Почему проплывали? Троллейбусы белорусского производства смахивают на небольшие корабли, на “палубах” которых светло и комфортно. Это позже меня переубедили, что “белорусы” совершенно неудобны для пассажирских перевозок. Спросите, кто? Ася. Она же — кондуктор с восемнадцатилетним стажем Ася Ахметовна Исанбаева. Но обо всем по порядку. Перед тетей Асей я “нарисовалась”, когда они с водителем Лидией приехали в депо, чтобы починить средние двери — их заклинило. Беседа пошла сама собой, без напряжения. Вот что значит многолетний опыт коммуникации! — Да как мы живем? Хлеб и воду жуем, — с ходу пошутила Ася Ахметовна. — Мало нас осталось — всего пятеро на маршруте. — А остальных куда дели? — Уволились, а может, поувольняли. Кто его знает… — Так без кондуктора в общественном транспорте никуда, — говорю. — Это и удобство для пассажиров, да и месячный план по выручке можно делать без проблем. — Можно. Да только не всем это нужно, — отвечает мне тетя Ася, хитро улыбаясь. Оклад водителя троллейбуса — около десяти тысяч, кондуктора — вполовину меньше, хотя второй целый день проводит на ногах, обилечивая пассажиров. Для него важно выполнить план, от этого зависит, ждать премии или нет. Водителям проще: свои десять “штук” они получат в любом случае, главное, чтобы не было “косяков” — опозданий на работу, пьянок или нарушений ПДД. — Премий лишают редко, — продолжает тетя Ася. — На предприятии царят дисциплина и порядок еще с советских времен. Люди не хотят потерять работу, потому придерживаются установленных правил. — Как на работу добираетесь в такую рань? — не удержалась от вопроса, вспоминая свою историю с такси. — А нас “дежурка” собирает. Ежедневно с пяти утра объезжает остановки, расположенные рядом с домами сотрудников. Тысячи улыбок Не переставая удивляться выдержке и преданности профессии наших транспортников, веду “допрос”. — Как боретесь с “зайцами”, пьянчугами и хулиганами? — Я с ними не борюсь. Зачем идти на конфликт? Может, человеку плохо? “Зайцев” у нас не бывает — я чуть ли не каждого пассажира в лицо знаю, а они меня. Если говорить о тех, кто “под мухой”, они сразу как зайдут, говорят: “Теть Ась, ты посади меня где-нибудь в уголке. Я сегодня немного выпил”. Вон, видишь те четыре места в “хвосте” — это места для них. Посажу у окошка, они никому не мешают. С хулиганами у меня особый разговор. Удивительно, но больше других дебоширят сотрудники МВД. Носят форму, погоны, а ведут себя хуже хулиганов. Садятся в транспорт нетрезвыми, хамят, когда пытаешься успокоить. Некоторые даже дерутся. — Дерутся?! — Был случай, когда нам пришлось воевать с капитаном милиции — женщиной, бывшей сотрудницей СИЗО. Так она всех мужиков наших раскидала. Взрывная такая, сильная. Недостойно ведут себя и воины-афганцы — не хотят платить за проезд. Когда начинаешь говорить, что льготы заменили выплатами, начинают ругаться. Не нравятся мне их иждивенческие настроения. Они уверены, что все им должны. — И как поступаете? — Не ругаюсь. Просто в следующий раз не пускаю в салон. Говорю, если заплатят — открою дверь, а нет — пусть идут пешком. С первых минут беседы видно, что Ася Ахметовна — женщина не промах — любого на место поставит. Оказывается, моя прозорливость верна. Тетя Ася долгое время была бригадиром кондукторов, жестко отстаивала интересы своих коллег. С начальством не церемонилась, говорила все как на духу. — Директора нашего бывшего — Камчыбека Жаныбекова, отдавшего БТУ сорок лет жизни, мы все называли не иначе как папа, — вспоминает тетя Ася. — Золотой человек, талантливый руководитель. Он каждого сотрудника по фамилии-имени знал. Меня дочкой называл. До сих пор о нем вспоминаем с особой теплотой. — Планируете “завязать” с троллейбусами? — Люблю я свою работу. Всегда думала: как можно жить на земле, если не прикипел к ней душой? Как работать, если не любишь дело, которым занимаешься? У меня дом на Иссык-Куле. Там большой сад. Скоро поеду туда. На три месяца беру отпуск без содержания. Дочку надо доучить. Она на пятом курсе лечебного факультета КРСУ учится. Сама тетя Ася во Фрунзе приехала из Чечни. По распределению попала на завод им. Фрунзе. Долгое время трудилась в отделе сбыта. Вышла замуж за кыргыза. Родили детей. Сейчас растят внуков. — Думаю, мне в жизни повезло. У меня хороший муж, дети. Есть любимая работа. А ты замужем? Детки есть? — Нет пока. — Ну, значит, еще не время. Я вообще любого разговорить могу, — говорит тетя Ася, заметив мое легкое смущение. — У меня много приятельниц и приятелей среди пассажиров. И это правда. Как вышли на маршрут — отбоя от друзей не было. Здороваются, угощают конфетами, целуют руки. Тетя Ася в центре внимания. Улыбается. Ей улыбаются в ответ, желают хорошего дня. Один на всех — Все маршруты у нас продуманны, могут приносить хорошую прибыль, — уверена Ася Ахметовна. — К примеру, на четвертом пассажиропоток составляет около трех тысяч человек. У “девятки” неплохие показатели. Четырнадцатый маршрут пользуется спросом. Так что если организовать все по уму, можно за пару лет сделать БТУ процветающим предприятием. Транспортники искренне сожалеют, что их бывшего руководителя Геннадия Милицкого повысили, отняв тем самым опытного управленца. — Я даже с мэром Исой Омуркуловым говорила, — продолжает тетя Ася. — Сказала ему: за что вы нас так наказали, забрав Геннадия Алексеевича? На что он ответил: мол, если в БТУ в Милицком нуждаются сотни сотрудников, то в муниципальном транспортном секторе — тысячи. Что тут скажешь? Действительно, дела на Бишкекском пассажирском автотранспортном предприятии (БПАТП) оставляют желать лучшего. Как бы ни боролось руководство столичного автопарка с водителями, нарушающими правила дорожного движения, курящими в салоне, разговаривающими по сотовому за рулем, успехи не грандиозны. Об этом свидетельствуют звонки горожан, поступающие на телефон доверия. В БПАТП отмечают: прежде чем попасть в штат муниципального предприятия, каждый водитель проходит тщательную проверку — сдает экзамены, демонстрирует навыки вождения. Однако, оказавшись в транспортном потоке, порой забывает усвоенное. — Выезжая на Алматинку, многие бросают руль, говорят, что не умеют маневрировать в таких пробках, хотя стаж у них более двадцати лет, — отмечают транспортники. — Приходится учиться заново. В отличие от троллейбусных маршрутов из шестнадцати автобусных только три являются самоокупаемыми, остальные работают в убыток. Пассажиры, разъезжающие с липовыми удостоверениями и проездными, наносят существенный ущерб казне городского предприятия, которое было восстановлено в 2008 году. По данным департамента информации и рекламы, в Бишкеке 74 тысячи льготников, однако большинство из них услугами автопарка не пользуются. За бабушек и дедушек катаются их внуки и внучки, которые без зазрения совести показывают пенсионные удостоверения кондукторам и водителям. Но, несмотря на существующие проблемы, транспортники любят свою работу. И выходят на маршруты с хорошим настроением. Яркий пример тому — неунывающая тетя Ася, встреча с которой обязательно останется в памяти тех, кто ездит на “четверке”. Фото Владимира ВОРОНИНА. Надежда ПОПОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36400/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007