Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 марта 2011 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Почему глупеет молодежь?В республике все ниже опускается планка образованности детей. Докатились - учиться становится не модно... Группа кыргызстанских школьников вернулась из Алматы, где принимала участие в IХ Международной математической олимпиаде "Шелковый путь". Суусарбек Байбаев из Джалал-Абадской области получил "бронзу" среди 120 участников из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. Наш призер в этом году заканчивает Кыргызско-Турецкий лицей и имеет неплохой опыт участия в международных соревнованиях по математике. Например, два года назад он завоевал бронзовую медаль на Пятидесятой международной олимпиаде в городе Бремен (Германия). - Суусарбек решил одну из трех предложенных задач, и это уже неплохой результат, ведь только победитель осилил все три, - говорит руководитель нашей сборной, доцент кафедры магистратуры АУЦА Бурас Болжиев. - Кыргызстан представили восемь человек, большинство - учащиеся столичных школ, только двое из регионов. По условиям конкурса, нужно было решить три комбинаторные задачи - по геометрии, алгебре и теории чисел. Они были непростые, попалась даже такая, что не смогли разгадать и тренеры. Однако на этом все, чем мы можем похвастаться в плане интеллектуального потенциала, похоже, заканчивается. Учителя, родители и чиновники отмечают, что в последние годы резко падает уровень грамотности школьников. Показывают это даже простейшие исследования. Например, у кыргызстанских старшеклассников самые плохие результаты в международном тестировании PISA по чтению, математике и естественным наукам, проводимом под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Оно проходит раз в три года, и по итогам 2009-го мы заняли последнее, 65-е место. Что является причиной тенденции, при развитии которой уже через несколько лет мы рискуем получить неграмотное поколение? Эксперты считают, что на уровень образования самым существенным образом влияют глобальные проблемы государства: слабый уровень экономического развития страны, низкая заработная плата учителей, нехватка учебников. Но есть в ситуации небольшие просветы. К сожалению, их в очередной раз обеспечивают не чиновники, ответственные за грамотность молодого поколения, а общественные организации и доноры. Одной из инициатив для привлечения школяров к учебе является прошедшее на днях в школах республики состязание по математике "Кенгуру не знает границ". Конкурс составлен так, что в нем смогли принять участие все желающие со 2-го по 11-й класс, каждый участник находил для себя посильные и интересные задачи. Во всем мире "Кенгуру" проводится в один день, как правило, это третий четверг марта. Около полутора тысяч учащихся из Кыргызстана вместе с миллионами детей по всему миру напрягали мозги и находили правильные ответы. - Главная цель - привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание может быть делом живым, увлекательным и даже веселым, - говорит Болжиев. - "Кенгуру" проводится в Кыргызстане с 2005 года. В нашей стране его организатором выступает Общественный фонд BLM. Здесь не определяют лучших, сравнение участников по странам и регионам не проводится. Главное - показать, что серьезная наука может быть очень увлекательной. Математика развивает мышление, логику. Ее поклонники умеют выделять главное, не отвлекаться на детали, формулировать цель своей деятельности и искать нестандартные решения, чтобы ее достигнуть. Но у нас в республике до сих пор все олимпиады проводятся на общественных началах, их никто не спонсирует, а в бюджете Минобразования даже не заложена такая статья. Когда кыргызстанских ребятишек приглашают на конкурсы в другие страны, их родителям часто приходится отказываться из-за нехватки средств или искать частных спонсоров на оплату поездки. - Традиция олимпиад у нас в республике ушла в прошлое, - сетует Болжиев. - А в Минобразования соседнего Казахстана, наоборот, работает специальный отдел, который занимается организацией и проведением олимпиад среди школьников. Там чиновники понимают, что вкладывают средства в будущее. В Китае работают в том же направлении, поэтому на последней, пятьдесят первой олимпиаде, которая проходила в Астане в прошлом году, пять из шести китайских школьников взяли "золото", а наши лишь одно "серебро" и одну "бронзу". В республике не хватает учителей по математике, особенно в регионах. Поэтому и страдает уровень образования, дети не стремятся к точным наукам, они уже не могут самостоятельно решать простейшие математические задачи. - В Кыргызстане среди школьников сложилась опасная тенденция, - считает детский психолог Марина Литвинова. - У ребят укореняется мнение, что хорошо учиться - не модно. Хотя каждое последующее поколение более развито, чем предыдущее. Современные дети на лету схватывают новые знания, уже в два года работают на компьютере. Но теряют навыки и культуру общения. К тому же произошло социальное расслоение общества. Чада из обеспеченных семей считают, что родители все им купят, и отказываются нести ответственность за свои поступки. Часто родителям просто некогда заниматься воспитанием детей, а ведь все зависит от семьи. Поэтому нужно как можно больше общаться с ребенком, а не предоставлять его самому себе. Чем раньше вы обратите внимание на него, тем лучше будут результаты его учебы, тем более интеллектуально развитым он вырастет. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34770/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007