Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 февраля 2011 | ПЕРСОНЫ |
Зинаида ПЕТРЕНКО: Шесть-ноль в мою пользуВ воскресенье на сцене Государственного национального русского театра драмы им. Чингиза Айтматова состоится бенефис народной артистки КР Зинаиды Петренко. В эти дни актриса отмечает свой юбилей и 35-летие служения родному театру. Мы встретились с юбиляршей в ее театральной грим-уборной. - Зинаида Михайловна, многие женщины, а тем более актрисы, не любят напоминаний о количестве прожитых лет. - Я не скрываю свой возраст и спокойно к этому отношусь, ведь шестьдесят - это значит шесть - ноль в мою пользу. В детстве с нетерпением ждешь своего дня рождения, а теперь воспринимаешь его просто как закономерный этап жизни. В Русском театре, кстати, существует традиция проведения непременно веселых капустников. Чем в этот раз будут удивлять зрителей, не знает даже сама юбилярша. За капустник отвечает ее дочь, молодой режиссер Нелли Плешакова. - От меня все это тщательно скрывают, шепчутся, секретничают, - улыбается Зинаида Михайловна. - Поэтому даже не представляю, что готовят, но догадываюсь: хотят пошутить. И я с удовольствием этого жду. Сама люблю пошутить или подметить смешные человеческие подробности. Конечно, юмор должен быть добрый. Я - клоун, и не раз это говорила. На счету актрисы более шестидесяти сыгранных ролей различного плана. Петренко мастерски воплотила образы персонажей пьес отечественных и зарубежных драматургов. Заразительный темперамент, колоссальная самоотдача, обаяние, колоритная сценическая внешность делают каждую работу артистки яркой и запоминающейся. Так уж повелось, что режиссеры видят в ней характерных героинь. - Я актриса, и каждую минуту своей сознательной жизни горжусь этим. Вообще от каждой новой роли я делаюсь богаче. Поэтому-то мы, актеры, и чувствуем, что проживаем несколько жизней, и каждое открытие, если оно действительно происходит, обогащает нас. К примеру, на сцене я всегда играла исключительно отрицательные роли. Но в жизни я верная и преданная женщина, внимательная хозяйка и заботливая мать. И я пришла к выводу: чем больше мы играем плохих людей на сцене, тем меньше остается шансов быть таковыми в жизни - вот она, прямая связь между сценой и жизнью. - А волнение с годами проходит? - Каждый раз, как впервые, с огромным волнением готовлюсь к выходу. Перестаю волноваться только на сцене. Теперь я увереннее чувствую себя в профессии, чем в начале пути. Стала более опытной, хотя в душе все так же трепетно люблю театр. Между тем складывается актерская династия Петренко. Дочь Нелли успешно играла на сцене театра, окончила режиссерский факультет Государственного института театрального искусства в Москве, и вот уже ставит спектакли в родном театре. А теперь еще внучка - 14-летняя Ядвига играет первые роли на сцене. - Вы не отговаривали своих девчат от актерской судьбы? - Человек должен набить свои шишки. Я рада, что каждый ищет и находит себя, шаг за шагом, от роли к роли. Еще горжусь тем, что в день рождения выйду к зрителю в образе старой актрисы из спектакля "Мочалкин блюз", режиссером которого является моя дочь Нелли Плешакова. Нелли - лидер, поэтому режиссерское ремесло ей близко по характеру. А внучка еще в пятилетнем возрасте дебютировала на сцене. На мое 50-летие она вышла и прочитала монолог Нины Заречной "Я - чайка". Хотя я не желала бы им актерской доли. Ведь актрисой быть сложно, она должна уметь, как говорят, прогибаться, а они у меня очень своевольные. Иногда ведь стоит промолчать, уступить, проявить мудрость. А современная молодежь не такая - хлопают дверьми и предъявляют претензии. Такое впечатление, что наступает период матриархата, женщины идут вперед и уже не ждут помощи, они сами все умеют, даже если понадобится гвоздь вбить. Но это неправильно, потому что впереди должен быть мужчина, а он сейчас слаб. - Насколько совпало ваше амплуа с представлением о собственных возможностях? - Я часто слышу, что стерва - это вершина мастерства быть женщиной. Ну что ж, я им овладела, я всегда была стервой на сцене. А вообще мечтаю об оперетте. С детства хотела не только играть, танцевать, но еще и петь. Мы же женщины совдеповские, комсомолки и пионерки. Мы умели помолчать, дома поплакать в подушку, никому не устраивали истерик. Я пробую все предложения режиссеров, но всегда оставляю за собой возможность внедрить свои идеи. Иногда они закрепляют мою фантазию, если видят, что она выигрышная. А если говорят, что это плохо, я соглашаюсь. Стараюсь понять язык, юмор, интонации, подтекст каждого режиссера, с которым работаю. Я пришла к следующему выводу: успех спектакля - это 99 процентов правильного распределения ролей. Актриса щедро делится своим опытом с молодым поколением - ведет курс актерского мастерства в школе-студии при Государственном национальном русском театре драмы им. Ч. Айтматова, преподает в Государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой. Она открыла многих нынешних успешных актеров театра. - Я всегда любила заниматься речью, хорошо читаю стихотворения и прозу. В педагогику попала случайно, как-то еще в союзные времена пришлось подменить режиссера Валерия Кружкова, который преподавал в нашей студии при театре. Мне понравилось, так и осталась. Преподавание - это отдельная и очень ответственная глава моей жизни. Я тесно связана с молодым, как принято говорить, новым поколением. Порой бывает достаточно сложно донести до каждого свою мысль, быть понятой настолько, насколько необходимо, но это не наша вина, скорее примета современности. И все же тот, кто хочет, кто серьезно подходит к своей цели, в кратчайшее время преодолевает этот барьер, и семимильными шагами идет к заслуженному успеху и славе. Актера нельзя воспитать и обучить, не вырастив в нем прежде всего человека чувствующего и ответственного. И с каждым новым выпуском молодых актеров я понимаю, что у театра есть новые силы, новая кровь и новые вершины, а значит, есть будущее. - Профессия актера во все времена была востребованной у молодежи. А как сейчас? - Талант - это бесценный дар, который при рождении дается от Бога как подарок. Одновременно это и ответственность, обязательство. Дарование необходимо не только ценить и лелеять, но и оправдывать неустанной работой по самосовершенствованию. На сцене происходит естественный отбор, уже через год учебы большинство отсеиваются, когда понимают, что ошиблись профессией. Остаются только самые настырные. - А как вы попали в актерский цех? - Моя мама всегда видела во мне адвоката, как она говорила - защитника. Ну а где еще можно было применить мой природный напор и подвешенный язык? А я не видела перед собой ничего, кроме театра, и, окончив школу, в 1968 году пришла поступать в студию при Русском драматическом театре им. Крупской. Меня приняли, а в сентябре смена руководства повлекла за собой и смену решения о моем поступлении. Мне отказали, чем нанесли психологический удар и вызвали еще большую агрессию моей мамы. Я приняла решение уехать на какое-то время к дяде в Башкирию. Устроилась на приборостроительный завод, где проработала год, но от мечты о театре не отказалась. Когда узнала, что на базе Уфимского института-консерватории открываются театральный факультет и актерское отделение, поняла, что это мой шанс. Меня сразу приняли. Далее - по распределению в город Орск Оренбургской области, и два года на сцене городского театра. Там же вышла замуж и забеременела. Родить решила во Фрунзе, рядом с мамой. Здесь и родилась Нелли. Когда ей не исполнилось еще и двух месяцев, я вернулась к дверям театра, который мне когда-то преподал урок упорства на пути к своей цели. С тех пор прошло ровно 35 лет. - Говорят, наш театр сильно изменился по сравнению с теми временами, когда здесь творили Пази или Кириллов? - Конечно, изменился, ведь театр - это живой организм, здесь все происходит согласно времени и политической обстановке. Но все это оценивается не сейчас, а потом. Если бы он застыл и остался таким же, как и в 80-е годы, его нужно было закрыть. Сегодня люди любят хохотать, причем по-пустому, просто потому, что актер смешно встал или сел. Не стоит идти на поводу у зрителя, а наоборот, надо вести его за собой. Актер - он же служитель театра, как медики, военные, учителя - все те, кто ошибки допустить не могут, права не имеют. Актер работает над душой, над нравственностью, обличая человеческие поступки, пороки. Хотелось бы, чтоб в репертуаре было больше классики - Чехова, Островского, Достоевского. Но сейчас много новых драматургов. Мне нравится играть в современных пьесах Радзинского и Коляды, я понимаю, как и что в них показать. Там также есть сложные и пронзительные характеры, которые хотелось бы примерить на себя, испытать свои актерские силы. - Сейчас у многих наших соотечественников чемоданное настроение, а вы не собираетесь уезжать? - Нет. Я не понимаю, зачем, не вижу цели. У меня здесь ученики, любимая работа. Здесь мой театр, где я знаю каждый уголок. Что я буду делать в другой стране? Я не в том возрасте, чтобы срываться с места. Вот молодые - другое дело. Конечно, политическая обстановка напрягает, но, надеюсь, все успокоится. - Зинаида Михайловна, недавно вы отмечены званием народной артистки Кыргызской Республики. - Семь лет документы пролежали в министерстве, когда-то я этого очень ждала. А перестав ждать - получила всё 2 ноября прошлого года из рук президента страны. - Кого больше всего хотите увидеть на вашем юбилее? - Зрителя, особенно того, который, быть может, увидит меня впервые. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34536/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007