![]() | ![]() | ![]() |
11 февраля 2011 | АВТОДРОМ |
Ужасы чужих дорог глазами наших дальнобойщиковДля рядового обывателя фура на трассе - она и есть фура. Что там в ней и кто в кабине - вопросы из разряда "почему деревья качаются". А между тем в кабинах большегрузных машин сегодня происходят весьма любопытные не только для журналиста, но и социолога вещи. После развала страны советов в Кыргызстане, например, специальность дальнобойщика претерпела серьезный апгрейд. Если раньше на международных автобазах работали лишь профессионалы, то впоследствии туда устремились тысячи бывших управленцев, заводских и фабричных рабочих, колхозников, врачей, учителей и даже милиционеров, неся с собой новые порядки, традиции, менталитет. Лицо дальнобойщика стало заметно умнее, а взгляд на окружающий мир - намного глубже. Откровения Нурдина Бывший знаменитый борец и старший оперуполномоченный угро, а ныне обыкновенный шофер из Кыргызстана Нурдин Базарманкулов скромно называет себя водителем-экспедитором. - Работаю я "на бая", - отмечает он. - За рулем уже пять лет. Дома мать и братья с сестрами. Еще своих трое детей. Всех кормить надо... Баем Нурдин называет владельца фуры, а также груза. Тех, кто ездит на собственных грузовиках, считает счастливчиками. Мечта каждого кыргызского дальнобойщика - рано или поздно стать как максимум "баем" с гаражом из нескольких авто или как минимум хозяином хотя бы одной машины. - Прошлое лето считаю самым удачным, - продолжает Нурдин. - Помимо овощей, фруктов, даже сено в Россию возили. Там же все сгорело, скот кормить нечем. Что-то более или менее уродилось только у нас. Неплохие деньги поднял мой "бай" тогда... Для людей "за большим рулем", которые на трассе проводят большую часть жизни, дороги - это кровеносная система, а дальнобойщики - эритроциты, которые кровь по венам гоняют. А тромбами мы называем тех, кто нам мешает. Например, пункты весового контроля. Там "тромбы" в лице служивого люда весь мозг выгрызут и не отпустят, пока я им взятку не дам... Философ за рулем грузовика сегодня уже никого не удивит. Среди водителей много людей, образному мышлению которых позавидуют выпускники Гарварда. Постоянное перемещение в пространстве очень стимулирует мозговую деятельность. Дорожные кошмары - Пункты весового контроля сегодня - это главный кошмар дальнобойщиков, - после непродолжительной паузы возобновил свой рассказ Нурдин. - Они даже страшнее гаишников. Помните недавние бунты, когда дальнобойщики разгромили весовую в Кара-Куле, а затем еще несколько недель кряду бузили в Бишкеке? Достали эти уроды нашего брата. Но в чужом государстве, мы, конечно, все приличия соблюдаем - ведем себя тише воды и ниже травы. Миновать такой пункт без взятки практически нереально. Большинство машин идет в рейс с серьезным перегрузом, а это нарушение закона. Так что нас, "тромбоцитов", тоже понять можно: или плати "тромбам", или не нарушай. А как тут не нарушать? Все грузят, грубо говоря, вместо килограмма полтора. И никуда от этого не денешься. Если ты на перегруз не согласен, всегда найдется тот, кто согласится. А ты без денег останешься. Много головной боли доставляют нам и гаишники. Если меня не предупредит по рации другой дальнобойщик о том, что где-то рядом притаились инспектора или камера стоит, то громким писком об этом оповестит специальный прибор. Такие сегодня есть практически в каждом грузовике. Они улавливают сигналы от милицейских радаров и видеокамер метров за семьсот. Кстати, самые жесткие гаишники в Татарстане и Казахстане - хрен откупишься и договоришься. Даже московского генерала на три буквы могут послать. А вот в Питере, наоборот, гаишники очень вежливые. Даже сдачу со взятки дают. Культурная столица, интеллигентные люди... Дальнобойные блогеры - А вообще технический прогресс сегодня значительно усложнил жизнь участников проверок на дорогах, но упростил ее самим водителям, - продолжил, широко улыбаясь, Нурдин. - Помимо антирадаров есть у дальнобойщиков и другая модная примочка - навигатор. Кстати, у одного моего знакомого он орет голосом Жириновского. Аж подпрыгиваешь, когда он неожиданно закричит: "Через пятьсот метров не забудь свернуть налево, урод!!!". А с тех пор, как у российских водил появилась и своя волна, жизнь дальнобойщиков заметно преобразилась и в эфире, где они травят анекдоты, рассказывают байки, делятся сексуальным опытом, просвещают друг друга на любую тему. В этом коммуникативном пространстве уже есть свои узнаваемые личности, которых мы регулярно слушаем с особым интересом. В сущности, это такая дорожная блогосфера, только блоги здесь ведут в режиме аудио. Естественно, как и у любых блогеров, у дальнобойщиков в последнее время очень выросло гражданское самосознание. "Чикагские профсоюзы" - Самая страшная беда на трассе для нас - бандиты, - продолжил свое повествование Нурдин. - Особенно свирепствуют они в Челябинске - единственном городе в России, в который дальнобойщики из Азии без охраны стараются вообще не заезжать. Грабят там не только серьезные организованные "бригады", но и мелкие группы негодяев. Они встречают дальнобойщиков везде - и на въезде, и на выезде, и даже прямо в центре города. Поэтому, когда мне случается бывать там, я всегда пользуюсь услугами клуба "Братишка". Да, именно так он и называется. Занимаются в нем не только услугами сопровождения. "Братишка" - это мощная бизнес-структура, филиалы которой действуют в нескольких регионах России и странах СНГ. У клуба очень серьезная репутация. С ним предпочитают не связываться. Многие называют эту организацию "чикагским профсоюзом". На это сравнение с американскими гангстерами челябинцы не обижаются. Однако всякий раз заявляют, что их организация - не профсоюз. Живет она не за счет членских ежемесячных взносов, которые, кстати, составляют гроши. Заплатил, и под солидной "крышей" клуба можешь ехать куда хочешь. Но основной заработок клуба складывается из того, что дальнобойщики обслуживаются в его автосервисах, останавливаются на его стоянках, едят в его кафе, ночуют в клубных гостиницах. А чтобы они это делали постоянно, клуб практически бесплатно обеспечивает их безопасность. Конечно, при желании безопасность на дорогах могла бы обеспечить и российская милиция. Но есть одна практически неразрешимая проблема. Допустим, поймали стражи порядка очередного грабителя. Чтобы его посадить, нужны заявления от потерпевших. А далеко не каждый дальнобойщик согласится потерять сутки, чтобы оформить все документы. На следственные мероприятия и суды вообще никто не приезжает. Поэтому дальнобойщики и предпочитают иметь дело не с милицией, а с "Братишкой" - меньше формальностей. Половой и ночной вопросы - Сразу разочарую - наши дальнобойщики, конечно, не евнухи, но услугами девушек легкого поведения (они же "плечевые", они же "придорожные синявки") почти не пользуются, - подчеркнул, отвечая на очередной вопрос, Нурдин. - Во-первых, эти девушки реально страшны, как сама жизнь без денег. Во-вторых, большинство азиатов - люди семейные и элементарно боятся привезти в дом какую-нибудь заразу. А проблем с ночлегом на просторах СНГ у наших дальнобойщиков вообще нет. В большинстве случаев они предпочитают спать прямо в машинах на специальных стоянках. Но иногда останавливаются в придорожных мотелях, благо дорожная инфраструктура на самых популярных сибирских направлениях сегодня мало чем отличается от европейской. В кафе при таких гостиницах полный аншлаг и торжествующий интернационал: за одним столом сидят водители из России, Украины, Прибалтики, Кыргызстана и Таджикистана. А вот москвичей на трассах в Сибири не любят больше, чем цыган на вокзале. Московские госномера - это проклятие. Каждый гаишник считает своим долгом такую фуру оштрафовать, причем даже не корысти ради, а исключительно для морального удовлетворения. Причина банальна: мол, пусть делятся, а то жируют там в своей Москве... Байки. Без них на стоянках никуда. Самая знаменитая, естественно, про Черного Дальнобойщика. Согласно шоферскому поверью, когда-то где-то из-за несчастной любви (традиционный мотив всех легенд о Черном Дембеле, Черном Альпинисте и даже о Черном Дворнике) погиб водитель фуры. С тех пор нет его душе покоя, и призрак несущегося навстречу грузовика часто пугает дальнобойщиков. Они пытаются уйти от столкновения и слетают на обочину. Но очень часто "гонят пургу" и о другом. Например, о том, как приходилось зимой снег в Москву возить. Причем на полном серьезе. Один из водил рассказывал, что в Москве какие-то соревнования по лыжам организовали, а снега не было. Вот и гнали его за четыре тысячи километров из Сибири. Водилу этого в Нижнем Новгороде гаишник на посту остановил, спрашивает: "Чего везешь?". Тот ему: "Снег". Он: "Ты издеваешься? Сейчас за свои шутки без штанов останешься". Потребовал рефрижератор открыть. Минут пять смотрел. Потом отпустил. Собравшиеся за столом после таких рассказов обычно долго и дружно ржут. Конечно, в профессии дальнобойщика есть масса плохого. Но зато есть и главный рецепт счастья - жизнь в движении. Трасса никогда не бывает пустой. Это такое место, где ты вроде постоянно среди людей, хотя и постоянно один. Состояние публичного одиночества. Тут цель одна: заработать денег, довезти их до дома и остаться в живых. И еще хочется сказать, что на просторах СНГ уже давно нет никакого дорожного братства и взаимопомощи. Последние признаки дольше всего сохранялись как раз в среде наших дальнобойщиков - из республик Центральной Азии (Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). Но сегодня мы уже не бежим друг к другу, как раньше, обниматься на стоянках. Короткое "Салам!" - и... мимо. Увы, деньги победили корпоративную азиатскую солидарность. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34471/ |
![]() | ![]() | ![]() |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007