Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
4 июня 2010 | КРИМИНАЛ |
ОТКАТастрофаСистема госзакупок в Кыргызстане действует по принципу “не откатишь — не поедешь”. От мошенничества в этой сфере наша казна ежегодно теряет десятки миллионов долларов. Созданное при МВД управление по борьбе с коррупцией вроде бы регулярно рапортует о вскрытых злоупотреблениях, но вынесенных судом вердиктов в отношении чиновников, гребущих “комиссионные”, пока еще не было. Да, в последние годы на скамью подсудимых довольно часто попадали казнокрады самого разного уровня. “Птицы” более высокого полета заявляли, что они не воры, а уголовные дела в отношении них были сфабрикованы по политическим мотивам. Мелкие чиновники иногда получали в судах свои сроки, но, как правило, инкриминировалось им только злоупотребление служебным положением и нанесение ущерба государству. Получение же “отката” ни одному следователю ни в одном деле доказать пока не удалось. Искусство “торговать” Хотя “откаты” не поддаются, к сожалению, в нашей стране точному статистическому учету, целый ряд косвенных признаков позволяет заключить, что это бедствие приняло поистине катастрофические масштабы. К подобным свидетельствам можно отнести откровения бывших и действующих чиновников от экономики. Они не скрывают, что когда планируют бюджет, то заранее знают, что 30 процентов куда–то денутся. Конечно, имеется в виду не только сфера госзакупок, есть масса других расходных статей. Эти 30 процентов — цифра, конечно, условная. И все же истина находится где–то рядом. К тем же 30 процентам от стоимости госзаказа многие эксперты антикоррупционного главка МВД КР приравнивают и средний размер “отката”. В некоторых отраслях доля еще выше. К примеру, после отлучения от власти Аскара Акаева много говорилось о том, сколько было расхищено при реабилитации международной трассы Бишкек — Ош. В дорожном строительстве никого сегодня не удивит 40–процентная “премия” чиновнику–благодетелю. А вообще высота планки во многом зависит от того, насколько нестандартен предмет торга. Чем более он своеобразен, тем больший простор для фантазии возникает при определении цены. И, соответственно, размера комиссионных. По словам многих аналитиков, средний размер “отката” уже при Курманбеке Бакиеве (который повторил, мягко говоря, ошибки Аскара Акаева и разделил его судьбу) вырос на отдельных госзакупках даже до 50, а то и 60 процентов. Безусловно, в Кыргызстане существует нормативно–правовая база проведения госзакупок. В ее основе лежит соревновательный принцип. Тем не менее при всей простоте своих основных идей она давно превратилась в кучу очень сложных и внутренне непоследовательных правовых актов. При запросе котировок, аукциона и конкурса для каждого типа госзаказа прописана своя форма. Однако и там содержится много исключений, допускающих возможность размещения заказа у единственного поставщика при любой цене покупки. Особо часто используют наши чиновники так называемый феномен “несостоявшихся торгов”, на которые либо был допущен только один участник, либо ни одного не было заявлено. При этом размеры объявлявшихся начальных цен, по сути, не контролировались и могли заявляться сколь угодно высокими. Электронный рай Справедливости ради следует сказать, что и у России, несмотря на принятый там в 2006 году новый закон, такая же беда, что и у нас. Тем не менее российские антикоррупционеры настроены весьма оптимистично. За четыре года закон позволил сэкономить 770 миллиардов рублей. Это разница между суммарной стоимостью первоначально заявленных цен и общей стоимостью заключенных контрактов, достигнутая путем торгов. Более того, в России считают, что разрушить систему “откатов” поможет и скорый переход на новые формы размещения заказа — электронные аукционы. Главная особенность этого инструмента в том, что компании — претенденты на кусок бюджетного пирога — должны участвовать в торгах инкогнито, маски будут сброшены не ранее, чем объявят победителя. Кроме того, исчезнет такая форма, как запрос котировок: они получат статус коротких электронных аукционов. С 1 июля текущего года россияне планируют полностью “электрифицировать” федеральный и региональный уровень, а с 1 января следующего внедрить новшество и в муниципалитетах. Однако скептики утверждают, что вряд ли мечты тех, кому грезится электронный рай, будут полностью воплощены. Пытливый коррупционный ум тоже не стоит на месте. Где гарантия, что, например, название близкой чиновнику фирмы не будет каким–то образом зашифровано в описании товаров и услуг, предлагаемых потенциальным поставщиком? Паролем может выступить самое невинное, но не встречающееся у конкурентов словосочетание. А как за океаном? С коррупцией в части госзакупок даже в Америке не все благополучно. Но там с данным злом еще со времен принятия в 1890 году первого антитрестовского закона Шермана ведется нещадная борьба. И это не красивая фраза, а реальность. Например, лейтенант Маркус Маклейн, служивший на военной базе США в Кувейте интендантом, при заключении контракта с подрядчиком на поставку автобусов получил “откат”. Итог — два года тюрьмы и штраф 250 тысяч долларов. Показательно, что в расследовании дела скромного лейтенантика участвовали ведомства заоблачного уровня — Уголовное подразделение управления госсобственности министерства юстиции, Антитрестовское управление того же министерства, Уголовно–следственные управления ведомства сухопутных войск и минобороны, ФБР, Федеральная налоговая служба, Офис специального генерального инспектора по реконструкции Ирака, Управление иммиграции и таможни министерства нацбезопасности, Специальные группы по расследованию мошенничества в сфере госзакупок и международных контрактов. Кстати, не менее показателен и пример с подразделением концерна Daimler AG. Автомобилестроительная фирма со штаб–квартирой в Штутгарте (Германия) признала свою вину в нарушении американского закона о запрете подкупа иностранных чиновников и согласилась выплатить в счет договоренностей с американской Фемидой 93,6 миллиона долларов штрафа. Кроме того, Daimler AG обязался заплатить 91,4 миллиона долларов Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Комиссия обвинила компанию в “неправомерных платежах” (взятках) на сумму более 56 миллионов долларов, выплаченных по меньшей мере в 22 странах. Успехи американских антикоррупционеров многие эксперты объясняют тем, что власти США, помимо всего прочего, еще вовсю поощряют и “стукачей”, обещая им высокие премии и полную конфиденциальность. Там информаторов уважают, холят и лелеют. Например, ценный “стукач”, разоблачивший мошенничество в поставках военных спутников гигантской корпорацией Northrop Grumman, получил 48 миллионов долларов! Тайны, которые никогда не будут раскрыты Безусловно, если бы такие деньги платили информаторам в Кыргызстане, если бы в нашей стране реально работала национальная стратегия противодействия коррупции и был принят ряд соответствующих законов, а власть имущие проявляли бы такое же рвение, как в США, то уже давно были бы наказаны те, кто имел отношение к финансовым аферам, связанным, скажем, с поставками угля на Бишкекскую ТЭЦ. А так экс–глава ОАО “Электрические станции” еще долго будет кричать на всех углах, находясь в бегах, что обвиняют его голословно, преследуя по политическим мотивам. Напомним, по версии Генеральной прокуратуры, господин Балкибеков, используя свое служебное положение, с грубым нарушением законодательства заключил договор об уступке прав требований с ОсОО “СТК”. Согласно ему, ОАО уступило, а ОсОО “СТК” приняло право требования задолженности у ОАО “Северэлектро” в сумме 15 миллионов сомов за потребленную электроэнергию. Закончилось все тем, что ОсОО “СТК” получило и присвоило эти деньги, а условия контракта по поставке угля не выполнило. Кроме того, главой ОАО “Электрические станции” С. Балкибековым (плательщик), директором ТЭЦ г.Бишкек С. Бойко (получатель) и директором ТОО фирма “ВИК” В.Симоняном (отправитель) было заключено два договора о поставке на Бишкекскую ТЭЦ 50 тысяч тонн майкубенского угля марки “Б” на сумму 1850000 долларов США и 50 тысяч тонн экибастузского угля марки “КСН” на сумму 1350000 долларов США. С учетом якобы срочно–острой потребности ТЭЦ в угле данная закупка была произведена методом из одного источника. А в заключенных договорах не оговаривались меры по обеспечению выполнения обязательств, то есть предоставление поставщиком залогового обеспечения или банковской гарантии. Фирме “ВИК” было перечислено 571234 доллара США. Поставила она уголь всего на 267464 доллара, а затем письмом отказалась от дальнейших обязательств. Ущерб государству превысил 303 тысячи долларов. Об “откатах” во всех вышеперечисленных эпизодах в Генпрокуратуре КР не говорят ни слова. Поэтому сегодня пока не приходится утверждать, что процесс может пойти уже при новой власти. Слишком уж много ей придется разгребать не только угольных, но и других завалов. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32428/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007