Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
16 апреля 2010 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Что видим, когда смотрим в книгу?Уровень знаний наших школьников за два последних года в среднем несколько вырос. Однако рост показателей продемонстрировали только ученики городских учебных заведений. При этом наибольшие позитивные изменения отмечены в школах с русским языком обучения. Такие данные получены на основе Национального оценивания образовательных достижений учащихся (НООДУ), которое проводилось в нашей республике второй раз. Цель такого оценивания - понять, что знают и умеют делать учащиеся согласно действующим в стране стандартам образования. В исследовании участвуют только ученики 4 и 8 классов средних школ республики. Конечно не все четвероклассники и восьмиклассники подвергаются НООДУ. Выборка проходит по особой системе, что позволяет получить представление о ситуации в целом. Исследование проводилось на кыргызском, русском, узбекском языках по всей территории республики. Для оценивания были определены три предметные области: математика, грамотность чтения и естественные науки (химия, физика, биология, физическая география). Несмотря на то что уровень знаний школьников несколько вырос по сравнению с предыдущим исследованием, в целом он остался крайне низким. Например, среди учеников восьмых классов высокий уровень знаний математики продемонстрировали 1,8 процента школьников (в прошлом исследовании было 0,2 процента). Уровень выше базового - 9,9 процента (было 2,7 процента), базовый уровень - 17,4 процента (было 12,8). Однако 70,9 процента наших восьмиклассников показали знания ниже базового уровня. Еще хуже обстоит дело с естественными науками. Здесь процент детей, которые недотягивают до базового уровня, равен почти 90 процентам. В последнем исследовании 66,7 процента учащихся 8 классов не достигли базового уровня по чтению и пониманию. Среди четвероклассников таких 68,4. - Чтение и понимание не является отдельным предметом, преподаваемым в школе. Его нельзя путать с уроками литературы или родного языка. Чтение и понимание включает в себя основные умения, необходимые при работе с печатной информацией разного типа. Развиваются эти умения во всех дисциплинах, где учащемуся необходимо работать с письменным текстом, будь то математика, химия, история или литература, - говорит один из составителей отчета Константин Титов. - Чтение - основной инструмент образования, и плохое владение этим инструментом является значительным тормозом в получении качественного образования. Отсутствие развитых навыков чтения существенно препятствует овладению знаниями, мешает успешному обучению и реализации человека в современном обществе, где информация играет главенствующую роль. НООДУ показало, что подавляющее большинство детей плохо умеют анализировать условие задачи, теряются в том случае, когда задания хоть сколько-нибудь отличаются от привычных, затрудняются сделать самостоятельный выбор. А это значит, что в будущем они смогут выполнять только работу, которая основана на простых правилах и требует конкретной последовательности действий. Еще одна весьма тревожная тенденция: школьники мыслят категориями "хорошо" - "плохо", "правильно" - "неправильно". Они даже не пытаются предложить несколько вариантов решений и рассмотреть положительные и отрицательные стороны каждого из них. Понятно, что эти цифры даны в среднем по республике. В Бишкеке ситуация несколько лучше. Здесь и в 2007, и в 2009 году учащиеся имели самый высокий средний балл по всем предметам, а также лидировали среди тех, которые смогли справиться с заданиями выше базового уровня. Был проведен анализ и по "гендерному" признаку. Несмотря на то что большинство школьных отличниц - девочки, НООДУ показало: уровень знаний прекрасного пола существенно не отличается от показателей мужской половины. В рамках НООДУ была предпринята попытка ответить и на вопрос, почему наши школьники показывают столь низкие результаты. У них что, меньше способностей, чем у представителей других стран? (Для сравнения, в Финляндии только 3 процента школьников показывают знания ниже базового уровня.) На самом деле причин много. Это недостаток кадров вообще и квалифицированных в частности, отсутствие необходимой учебной литературы, лабораторных инструментов, нехватка компьютеров, использование методов, которые в основном направлены на развитие мышления низшего порядка, такие как чтение, пересказ и заучивание готовых текстов и формул. Увы, наши учителя редко применяют методики, которые способствуют развитию у учащихся мыслительных и практических жизненных навыков. Компетентно В международном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся PISA отмечено, что "те учащиеся, которые просто научатся запоминать и воспроизводить научные знания, рискуют быть подготовленными только для тех профессий, которые в настоящий момент стремительно исчезают с рынка труда во многих странах". Что делать? Специалисты Центра оценки в образовании и методов обучения, которые проводили НООДУ, подготовили ряд рекомендаций. Среди которых: - возродить в вузах кафедры методики преподавания школьных предметов; - большее внимание уделять педагогической практике студентов в школе под руководством специалистов; - при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей обратить особое внимание на методики преподавания, развивающие мышление школьников; - обеспечить учителей современной методической литературой; - разработать необходимые мероприятия, направленные на обучение школьников умению читать и понимать прочитанное, анализировать и делать выводы, извлекать необходимую информацию и строить посильные гипотезы; читать активно для разных целей: для решения практических задач, для поиска и извлечения нужной информации, для удовольствия и для литературного образования; - изменить систему оценивания учащихся. Перейти от оценивания для порицания и поощрения к оцениванию как средству мониторинга достижений учащихся и определению учителем проблем обучения для улучшения взаимодействия между учителем и учащимися, для более эффективного планирования индивидуальной и классной работы на уроках и самостоятельной работы учащихся. В итоговом оценивании измерять не объем фактологических знаний, а концептуальное понимание и степень сформированности необходимых навыков. На свой аршин Измерять длину отрезка при помощи линейки умеют только пятая часть наших четвероклассников. С задачей построения прямоугольника с заданными длинами сторон справились 25,7 процента учеников, а 42,1 процента вообще пропустили это задание. Умение различать основные геометрические фигуры продемонстрировали лишь 21,1 процента всех учащихся, причем 34,5 процента не делали попытки выполнить данные задания. 36,2 процента четвероклассников знают правила вычисления периметра и площади квадрата и прямоугольника, с процедурой вычисления периметра и площади справляются 31,7. А вот решать простые задачи, используя вышеназванные правила, могут только 19,2 процента. Среди восьмиклассников в математической части теста с выбором ответа пропустили лишь 9,3 процента учеников. Третья часть не приступила к выполнению заданий с коротким конструируемым ответом. А задания с развернутым ответом не делали попытки выполнить более половины учащихся, принимавших участие в тестировании. По адресу Многие дети не справились с заданиями, которые были сформулированы непривычным для них образом. Следовательно, необходимо формировать у них этот навык. Если учитель не готов к такой работе, то ее вполне можно провести самостоятельно. Огромное количество занимательных задач, развивающих логику, можно найти на сайте www. math-on-line. com. Идейный вдохновитель ресурса - Виктор Романовский, автор методики развивающего обучения школьников, создающий базу нестандартных задач, решаемых арифметическим методом. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31862/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007