Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
2 апреля 2010 | СОЦИАЛКА |
О бедной, потерянной, но живой душеУютный зал. Ритмичная музыка. Группа подростков. Они внимательно смотрят друг другу в глаза, улыбаются, кланяются. Ходят по кругу. Изображают водопад, черепашек, пиратов. Что это? Хореографическая студия? Занятия ритмикой? Модная нынче рефлексотерапия? На самом деле мы стали свидетелями серьезной работы. Работы над своим внутренним миром. Началось все с идеи. Психолог Фатима Раимкулова обычно проводит тренинги для взрослых успешных людей, которые хотят стать еще успешнее. Но однажды она поняла, что ей стали тесны привычные рамки работы. И она решила предложить психологическую помощь еще и тем, кто больше всех в ней нуждается, - детям-сиротам. Понятно, что такая работа не сулит никакой материальной отдачи. - Естественно, мы не рассчитывали на прибыль, - говорит Фатима. - Зато получили бесценный опыт. Признаюсь честно, работать с такими проблемными людьми мне раньше не приходилось. Кроме того, нельзя сказать, что я ничего не получила взамен. Знаете, брошенный ребенок похож на деревце под лучами палящего солнца. Кажется, что все живое в нем умерло. Но стоит немного полить, как растение оживает. Я увидела, как расцветают эти дети. Впрочем, как оказалось, предложить свою помощь легче, чем найти тех, кто согласится ее принять. Фатима с коллегой Анастасией Сластниковой обзвонили почти все детские дома и интернаты в Бишкеке и пригороде. В некоторых ответственные товарищи пугались сразу, в других лепетали, что нужно посоветоваться с вышестоящими органами, в третьих утверждали, что у них есть более важные дела. Лишь в Бишкекском центре реабилитации детей и подростков психологам предложили: приезжайте, познакомимся. Знакомство прошло удачно. Директор центра охотно согласился предоставить помещение для работы с его подопечными. Со своей стороны Фатима поставила всего одно условие: прийти на тренинг могут только те, кто этого захочет. Никакого административного нажима быть не должно. Как страшно жить "Я - маленькая морская черепашка. Я только что вылупилась. Мне нужно ползти к морю. Но мне не хочется. Поэтому ползу в другую сторону - к болоту. По пути меня клюют чайки, мне больно. Я проваливаюсь в овраг, там темно, холодно и пауки. Мне нужно выкарабкиваться, но я не буду бороться. Я устала. Лучше умереть". - Это рассказ пятнадцатилетней девочки. Она должна была представить себя черепашкой и рассказать об этом, - говорит Фатима. - У благополучных людей воображаемый путь к морю не вызывает никаких проблем. Здесь диагноз налицо. Тем не менее мы провели ряд дополнительных тестов, которые подтвердили первоначальную версию: суицидальные наклонности. Мы проделали серьезную работу, благодаря которой наша черепашка в конце концов добралась до моря, где встретила старого, доброго осьминога. Это обнадеживающий признак. И тесты это подтвердили. Конечно, девочка еще не готова полюбить эту жизнь, но она уже не испытывает желания уйти. Счастье, когда тебя понимают "Я баян. У моего хозяина, кроме меня, друзей нет. Я сразу знаю, в каком он настроении. Иногда ему хочется плакать, потому что его никто не понимает, только я. Бывает, он не подходит ко мне несколько дней. Это значит, что он злится. Только я могу утешить и развеселить его". - Это монолог четырнадцатилетнего мальчика. Задание было - назвать вещь, с которой участник тренинга не расстается, а потом рассказать о ее владельце с точки зрения самой этой вещи. Вообще автор этого рассказа проделал самый большой путь к самому себе. Он моя гордость. Хотя в первый день я готова была его возненавидеть. Он был образчиком абсолютной, ничем не разбавленной агрессии. Едва появившись, он тут же ударил девочку ногой в лицо. Хамил и всячески дестабилизировал обстановку. Старался вывести меня из себя. Насте пришлось даже напоминать мне, что я должна быть нейтральной. Поговорила с ребенком с глазу на глаз. Потом он уже спокойно участвовал в тренинге. А через несколько занятий ребенок преобразился. От агрессии не осталось и следа, зато в полной мере проявились лидерские качества, музыкальность и даже идеализм. Насте снова пришлось одергивать меня: "Любимчиков быть не должно". Кто может, помогите "Дорогие мореплаватели или жители небольших городов. Мы вас очень просим. Обратите внимание на это письмо. Мы можем быть обречены на всю жизнь, так как наш корабль потерпел крушение. Сейчас мы на острове. Этот остров очень плохой, хоть выжить можно. Очень жарко, и нет никакой цивилизации: не летают самолеты, не плавают корабли. Мы очень просим, чтобы вы нас спасли. Мы хотим на свою землю". - Это "игра" в мореплавателей, потерпевших крушение. Автор письма - пятнадцатилетний подросток, - отметила Фатима. - Он наш интеллектуал. Все время цитировал стихи, пытался показать свои знания. Он неплохо учится в школе, поэтому его любят учителя, и это в какой-то мере компенсирует нехватку родительской заботы. И письмо очень говорящее. Парень открыт для чужой помощи, готов ее принять и очень ее ждет. В общем, сколько людей - столько историй. Проблемы есть у каждого из нас. Но у этих детей их особенно много. Порой кажется, что за черствой оболочкой уже не осталось ничего светлого. - Это лишь видимость, - уверена Фатима Раимкулова. - Это ведь дети. Брошенные, одинокие, нелюбимые. И все равно дети. Наш тренинг помог им иначе взглянуть друг на друга и на самих себя. Это очень важно. Мы постарались зажечь свет внутри каждого из них. С кем-то это получилось хуже, с кем-то - лучше. Диагноз одних требует серьезного медикаментозного лечения. С другими работать было совсем просто. Конечно, мы и дальше будем поддерживать этих детей. Но скольким еще нужна такая помощь! Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31764/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007