Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 марта 2010 | ПЕРСОНЫ |
Акылбек САЛИЕВ: Главная угроза — разруха в головахВ ближайшее время в Кыргызстане появится новая Концепция национальной безопасности. Как ранее заявляли на президентском совещании в формате Совета безопасности, этот документ будет принципиально отличаться от всех предыдущих. Директор Института стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета Акылбек Салиев уверен: в новом проекте должны быть названы четкие механизмы определения рисков и угроз, а также пути их преодоления. Иначе новая концепция повторит судьбу всех предыдущих. Декларации или декорации? - Акылбек Ленбаевич, есть ли вообще смысл разрабатывать новую стратегию национальной безопасности? В советские времена никакой концепции безопасности государства не было, но страна ведь жила? И даже процветала. Правда, до определенного момента. - Никакой отдельной концепции нацбезопасности при Союзе не было, вы правы. Однако на каждом партийном съезде в политическом докладе Генерального секретаря ЦК КПСС обязательно был раздел, посвященный вопросам безопасности. Все, что в нем озвучивалось, советское правительство выполняло досконально. А вообще Концепцию национальной безопасности принято разрабатывать во многих странах. В таком документе выражается официальная позиция руководства страны по вопросам, касающимся обеспечения безопасности граждан, а также общества и государства в целом. Так что смысл в таких документах есть. - Вопрос лишь в их исполнении, наверное? - Строго говоря, сегодня общим главным минусом документов такого рода, принятых в нашей стране, является их зачастую декларативный характер. Несмотря на то, что их утверждает глава государства, все министерства и ведомства продолжают работать по законам и положениям, определяющим их статус и предназначение. Можно говорить, что разработка тех или иных концепций, будь то безопасности или внешней политики, это своего рода дань моде. Эффективность работы военного ведомства, ГМИД или органов нацбезопасности мало зависит от наличия или отсутствия подобных концепций. Вместе с тем, надо признать: для принятия концепции нацбезопасности могут быть и причины внешнего порядка. Например, если есть необходимость показать международному сообществу отношение страны к тем или иным проблемам, влияющим на безопасное существование сообщества. Или на отношения с соседями. В частности, на то, как наша страна видит, скажем, афганскую проблему. - В феврале прошлого года одна Концепция национальной безопасности уже принималась. Почему же от нее отказались? - Реальной причиной подготовки нового пакета документов, скорее всего, стало то, что в концепции от 2008 года решение задачи по обеспечению национальной безопасности Кыргызстана возложили на Совбез. В частности, конкретно указывалось, что этот орган осуществляет общее управление системой обеспечения нацбезопасности. Но поскольку сегодня такого органа в стране нет, видимо, и возникла необходимость заново прописать эти документы. Отмечу: и та, и все предыдущие концепции писались не дилетантами. В рабочие группы приглашали толковых специалистов, которые компетентно выполняли поставленную задачу. Недостаток всех прошлых концепций - не столько в содержательной части, сколько в отсутствии действенных способов реализации защитных мер. Хотя проблемы, представляющие угрозу для безопасности Кыргызстана с момента обретения им независимости, не изменились. По сути, все то, что может мешать или угрожать поступательному развитию нашей страны, давно сформулировано и поставлено в ряд вызовов и угроз. - Что, на ваш взгляд, является основной гарантией обеспечения национальной безопасности нашей страны? Участие страны во всевозможных блоках или собственные силы? - Ответить однозначно на этот вопрос весьма сложно. Прав тот, кто скажет, что экономическая мощь страны - главная гарантия нашей безопасности. Нельзя оспорить также и того, кто поставит на первое место количество и качество наших Вооруженных сил и специальных служб. У того, кто считает, что нужно объединяться для отражения угроз с соседями по региону - своя правда. Если же говорить лично обо мне, то я - сторонник позиции профессора Преображенского из булгаковского "Собачьего сердца". Он главной причиной всех проблем в стране называл разруху в головах. Мне кажется, что сегодня мы - свидетели разрухи во многих головах. Причем независимо от того, какие ступени социальной лестницы обладатели этих самых голов занимают. Уверен, именно из-за потери морально-нравственных критериев страна до сих пор не вышла из кризиса. Утрата морали приводит к появлению матерей, которые отказываются от своих новорожденных детей, и взрослых детей, бросающих на произвол судьбы престарелых родителей. Про чиновничество, которое ответственно за тех, кем оно руководит, я вообще молчу. О нем сегодня и так сказано больше, чем надо бы. Разруха в головах - вот истинная угроза национальной безопасности. А отсутствие такой разрухи - основная гарантия защиты от внутренних и внешних угроз. Стоит дорого, но она того стоит - Но ведь ситуация, которая складывалась годами, не может измениться в одночасье? Пусть даже с принятием сверхгениальных концепций? - Не может, конечно, но у любого, кто считает себя ответственным за судьбу страны, должно быть неистребимое желание ее обезопасить. А вот такое желание возникает не у каждого, и это напрямую связано с его внутренним миром. Духовно убогий человек никогда не пожертвует собой ради идеи или благополучия близких, не говоря уже о подчиненных. - Вытянет ли наш бюджет большие расходы на защиту государства по всем направлениям? Ведь мало просто сказать: "У нас есть национальные интересы". Надо еще материально обеспечить защиту этих интересов. - Несмотря на материальные трудности, Кыргызстан в состоянии обеспечить свою безопасность. Конечно, сейчас все упирается в большие деньги. Но хочу привести исторический пример. Когда Феликс Дзержинский только образовал ВЧК и она въехала в знаменитое теперь здание на Лубянке, оказалось, что весь бюджет чекистов поместился в кармане брюк зама Железного Феликса - Яна Петерса. Тем не менее даже при таком куцем финансировании ВЧК за полгода сумела не только нагнать на противников Советской России страх, но и заслужить уважение людей. Так что дело порой не только в финансировании, но и в качестве работы соответствующих структур. Отмечу, что задача сохранения безопасности может быть решена не только в результате умелых действий политиков и иных руководителей. Основой сохранения нашей государственности может оказаться менталитет самого народа, его история, генетическая память. - Вы упомянули, что национальная безопасность зависит в том числе от экономического состояния страны. Но последние три года для нас в этом смысле были тяжелые. Я имею в виду влияние мирового кризиса на развитие Кыргызстана. - Многие политики и экономисты часто утверждают, что период кризисов - самое подходящее время для обновления. Считается, что кризис способствует приходу во власть более талантливых и способных, а для экономики он - своего рода толчок для перехода на новый уровень. Так должно быть везде и всегда. Однако как у нас, так и у наших соседей, ситуация обратная. Но надо полагать, что так будет не всегда. В том, что Кыргызстан маленький, есть свое преимущество. Мы быстрее других можем навести у себя порядок. Главное - наличие стремления навести в республике порядок и добиться благополучия народа. - А на внешней арене у Кыргызстана как обстоят дела? Достаточно ли у республики политического опыта, чтобы разрешить ту же афганскую проблему? Вспомним "Бишкекскую инициативу". Что мешает ее реализации? - Действительно, так называемая "Бишкекская инициатива" была выдвинута год назад. Но практических результатов нет. Есть лишь акции пропагандистского характера - не более. Полагаю, здесь была допущена принципиальная организационная ошибка. У кыргызов есть поговорка по поводу силы окрика, не соответствующего малому количеству имеющихся в собственности коз. Так и с этой инициативой: крикнули так, что все задрожало, а в итоге не имеем ничего. Наш стандартный арсенал дипломатии позволяет решать поставленные задачи. Однако, как мне представляется, мы пошли по самому простому пути - сделали заявление, и все. Мы, видимо, полагали, что все страны кинутся поддерживать инициативу президента Кыргызстана. Но действительность сурова, и она в очередной раз показала: к достижению поставленных целей (как тех, что были обозначены в предыдущих концепциях национальной безопасности, так и тех, что будут в новых документах) необходимо подходить творчески. Справка "МСН" САЛИЕВ Акылбек Ленбаевич. Родился в 1953 году. Окончил Московский государственный институт международных отношений. Работал советником-посланником Посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации. Кандидат политических наук, чрезвычайный и полномочный посланник КР. Первый директор Международного института стратегических исследований при президенте КР. В 2005 году создал и возглавил Институт стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31615/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007