Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 марта 2010 | ПЕРСОНЫ |
Наш бог - совестьПисателю Мару Байджиеву - 75 Народный писатель и заслуженный деятель искусств Кыргызской Республики, академик Национальной киноакадемии республики, отличник кинематографии СССР, кавалер ордена "Манас" - это далеко не все его титулы. Драматург, прозаик, публицист, сценарист, режиссер, переводчик, литературовед - это далеко не все его творческие ипостаси. Но прежде всего и более всего он драматург. Мар Ташимович Байджиев - классик кыргызской драматургии. Лучшие его пьесы: "Дуэль", "Мы - мужчины", "Праздник в каждом доме", "Последний рейс" облетели весь мир, по-разному трансформируясь в различных видах искусства - театре, кино, телевидении, музыке. Но в любой интерпретации они сохраняют творческую индивидуальность, своеобразие художественного мышления, ярко выраженную авторскую позицию. За длительный период творчества у Байджиева достаточно ясно оформилась своя концепция личности, которая нашла художественное воплощение в его драмах. На наш взгляд, основные ее положения таковы. Человек добр. Доброта - мерило нравственности человека, а желание делать добро - его естественная потребность. Зло существует, но оно вторично по отношению к добру. А люди, совершающие зло, - это "те несчастные, которые сами не знают, что добры". Совершать добро способен лишь человек с горячим сердцем. Горячее сердце - это крылья, способные поднять человека над обыденной суетой. Оно может подчинить себе разум и, в конце концов, если необходимо, заставить пожертвовать собой ради других, ради идеи. Человек в своих поступках должен руководствоваться не обывательским расчетом, а голосом совести. Совесть является законом человеческой нравственности, своеобразным мерилом человеческих качеств. Нравственный потенциал героев находится в прямой зависимости от совести, которая может быть чистой или запятнанной, спокойной или тревожной. И самым суровым приговором для человека является обвинение в утрате им совести. Почти во всех пьесах драматурга в критический момент герои стремятся обратиться к органам, способным дать официальную оценку их поступкам. Байджиев убедительно доказывает, что никакие органы не способны вынести приговор человеку, руководствующемуся в своих поступках обывательским расчетом, кроме органа души - совести. Ибо те преступления, которые совершают его персонажи, в Уголовном кодексе не значатся, так как не значатся в нем понятия чести, любви, долга, милосердия, бескорыстия, так же как фальши, лжи, притворства, холуйства, приспособленчества. Байджиев ставит своих героев в такие обстоятельства, когда они не столько виноваты друг перед другом, сколько перед самими собой. Этим он заставляет их вершить суд над собой, над своей совестью. Испытывая угрызения совести из-за неправильно прожитой жизни, уходит от Искандера Нази ("Дуэль"). Обагрив свою совесть кровью, погибает Кожожаш ("Древняя сказка"). Мадине ("Праздник в каждом доме") предстоит расплачиваться муками совести из-за того, что она руководствовалась в своих делах обывательским расчетом. Именно поэтому в критический момент она кричит: "Как же мы теперь перед Богом-то, папа?". - "Перед каким Богом?" - недоумевает Азат Султанович. "Перед совестью! Перед людьми! Перед собой!" - восклицает Мадина. Эта мысль более сконцентрированно звучит в пьесе "Древняя сказка", где автор устами Серой Козы прямо заявляет: "Наш Бог - совесть". Для Байджиева не важно, кто его герой: продавец магазина или фотограф быткомбината, учитель или профессор, одаренный музыкант или официант ресторана, проводник поезда или капитан милиции. Важно, какой он: добрый или злой, честный или подлый, отзывчивый или высокомерный, человеколюбивый или бездушный, чистосердечный или лживый. Драматург не делит своих героев на положительных и отрицательных, ибо критерием их человеческих качеств является Совесть. На вопрос Искандера о том, кто такой Азиз ("Дуэль"), Нази отвечает коротко: "Человек...". "Кожожаш! Будь человеком!" - умоляет Серая Коза охотника, занесшего нож над раненым козленком ("Древняя сказка"). И когда охотник внял ее мольбам, благодарит Кожожаша самыми высокими словами: "Спасибо тебе, Человек!". "Ты настоящий человек!" - говорит Асель Куручбек Сумсаров ("В субботу вечером..."), когда она сумела противопоставить себя лжи и притворству. А самым ужасным является утрата человеком человеческого. В пьесе "Последний рейс" Байджиев словами Женщины выносит Мужчине самый суровый приговор: "Вы же давно не человек, вы - официальное лицо!". Быть человеком - значит быть носителем высоких нравственных качеств, которые не даются от природы, а формируются в повседневной жизни. Смогла Невеста отвергнуть предавшего ее Жениха - она осталась человеком ("Жених и невеста"). Смог Учитель преодолеть ревность к Сопернику - он оказался человеком ("Мы - мужчины"). Смогла Мадина очиститься от фальши и лицемерия - она стала человеком ("Праздник в каждом доме"). Все пьесы Байджиева - забота о человеке, о его душе, ибо, по утверждению Капитана ("Мы - мужчины"), "революция - это ведь не только свержение буржуазии, это ведь еще и выпрямление души каждого из нас". Борьба Байджиева - это борьба за человека. "Навоз изучаем, баранами занимаемся. А когда займемся человеком, выпрямлением его души, чтобы он не торговал ею и не прятал глаза от самого себя?" - восклицает Сарман ("Праздник в каждом доме"). Сегодня, когда современное общество ощущает недостаток духовности, задыхается в безнравственности, когда ложь и лицемерие одерживают верх над истиной и справедливостью, а понятия чести, долга и совести выходят из моды, не пора ли нам задуматься над сокровенным: как человеку Человеком быть? Думается, в этом нам помогут пьесы талантливого драматурга современности Мара Ташимовича Байджиева. Алла НАРОЗЯ, старший преподаватель Кыргызско-Турецкого университета "Манас". Алла НАРОЗЯ, старший преподаватель Кыргызско-Турецкого университета "Манас". Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31551/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007