Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
22 января 2010 | ПЕРСОНЫ |
Человек эпохи ордовикВ прошлом году редактору газеты "Жаны Ордо" Бекену Назаралиеву указом президента КР было присвоено звание "Заслуженный работник культуры Кыргызской Республики". При этом были учтены его заслуги в области информации и печати, а также популярность художественного фильма "Колыбель", который Бакыт Карагулов снял по сценарию Назаралиева. Бекен выступил также в качестве директора и продюсера картины. - Бекен, почему решил изменить журналистике с кинематографом? - Меня подтолкнули к этому случай и кинорежиссер, директор "Кыргызфильма" Бакыт Карагулов. Он пришел ко мне в редакцию и заметил на столе рукопись моей повести "Колыбель". Попросил почитать. А через день сказал, что готов снять художественный фильм на основе событий, описанных в повести. Он убедил меня, что фильм получится весьма зрелищным и интересным. Мы начали искать деньги на реализацию проекта. Обратились в благотворительный фонд имени Джусупа Бакиева, тогда им руководил Жаныш Бакиев. Фонд поддержал нашу идею и выступил в качестве генерального спонсора. Так что успех нашего фильма - это заслуга и Жаныша Салиевича. - "Колыбель" - твое первое художественное произведение? - В этом деле я не новичок. Еще в начале 80-х годов прошлого века в авторитетном литературном журнале "Ала-Тоо" была опубликована моя повесть. В то время такая публикация считалась признанием литературных заслуг. Так что я скорее писатель, просто жизнь заставила меня быть публицистом. В годы правления Акаева все мои силы и средства были направлены на выживание в борьбе с этим режимом. Так что не оставалось времени ни на какое другое творчество. Так же, как и "МСН", мою газету многократно арестовывали, запрещали. Мое издание трижды прошло перерегистрацию. Сначала это была "Ордо", потом "Кыргыз-Ордо", "Кут Ордо". Когда власти закрыли и это издание, с большим трудом удалось открыть "Жаны Ордо". - Можно сказать, ты создал целую эпоху в кыргызской журналистике, что-то вроде эпохи Ордовик. - Я не совсем понимаю, что ты имеешь в виду. А на эпохальность не претендую, я вообще не считаю себя в журналистике первоклассным профи. - Тогда чем же объяснить успех твоего издания и его исключительную живучесть? - Я просто делал то, что считал нужным. Ведь многие так называемые оппозиционеры думают только о себе любимых. Цель всех их акций - собственная реклама как политика или пострадавшего, чтобы получить помощь от зарубежных покровителей или даже выехать за пределы страны. В годы Акаева меня как главного редактора неугодного издания постоянно притесняли, оказывали мощное психологическое давление. Мы месяцами не могли получить разрешение на выпуск нового номера газеты. Более того, дважды я был избит прямо на площади неизвестными "товарищами" с накачанными бицепсами. У меня было сломано два ребра, но я даже не подумал жаловаться: знал, что помощи ждать от госорганов тогда было наивно. - Бекен, твой фильм "Колыбель" можно назвать и фильмом-катастрофой, и призывом к сохранению экологии. - Кыргызы всегда боролись со стихийными бедствиями - наводнениями, землетрясениями и селями, которые для нас так же привычны, как торнадо для американцев, проживающих в южных штатах. И в основе сюжета моего сценария - борьба с наводнением и селем. Но главное все же другое: человек потерял самое дорогое, но не потерял надежды. - Ты работаешь над новым фильмом. О чем он, если не секрет? - Вместе с режиссером Бакытом Карагуловым и сценаристом Баяном Сарыгуловым мы намерены создать художественный фильм о баткенских событиях, стремясь быть максимально объективными и честными. Наша цель - показать величие духа простого солдата, который отдал свою жизнь ради родины. Но мы хотим показать и некоторые позорные моменты нашей жизни. То, как из-за элементарной безответственности попал в плен к боевикам руководитель силового ведомства, как наживались на войне некоторые коррупционеры, какие пышные свадьбы и праздники проводились на Иссык-Куле высшим руководством страны в то время, как в Баткене лилась кровь. Словом, мы хотим напомнить нашим современникам о тех нелегких временах, когда наша независимая республика впервые столкнулась с внешней агрессией. Хочу надеяться, что фильм получится патриотическим. Ведь и баткенская война по большому счету была патриотической, туда поехали по своей воле те, кто хотел защитить свою родину. - Какой эпизод фильма будет главным? Кадры, показывающие прорыв боевиков на нашу территорию, первые боевые столкновения или что-то другое? - Все это, конечно, важно. Но главным будет эпизод, когда генерал, по вине которого погибли наши солдаты, после окончания баткенской войны намеревается баллотироваться в депутаты Жогорку Кенеша. Он приезжает в свое родное село, где родился Герой Советского Союза Чолпонбай Тулебердиев, чтобы заручиться поддержкой аксакалов, но получает совсем иной совет. - Ты на родине Тулебердиева, - напоминает генералу один из старейшин, ветеран Великой Отечественной войны. - Чолпонбаю было 18 лет, и он был неженатым мальчишкой, когда отдал свою жизнь, чтобы спасти своих товарищей. Ты же, будучи генералом и отцом семейства, сдался перед какой-то горсткой бандитов, предав своих солдат. И теперь хочешь, чтобы мы признали тебя героем, выбрали депутатом?! Мой тебе совет - зарежь себя крышкой от консервной банки, и, быть может, мы простим тебя, своего земляка. - То есть вы хотите создать психологическую драму? Вы считаете, что фильм получится актуальным? - Если нам удастся сказать правду о тех событиях, то фильм будет пользоваться успехом. Я бы хотел надеяться, что нам удастся этого добиться и что мы дадим повод кыргызстанцам задуматься о таких вечных ценностях, как честь и достоинство. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30941/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007