Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 октября 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Подгребайте в будущее. ЖдуМы живем в удивительно неромантичное и непоэтичное время. Эпоха крутых переломов и перемен, когда рушится привычный и, казалось, незыблемый мир, а на его месте воцаряются хаос, бесчестье и беспредел, как-то не располагает к романтике и поэзии. Тем поразительнее литературное восхождение одного из лучших современных русскоязычных поэтов Кыргызстана Александра Никитенко. Не хотел, но мой добрый коллега по газетному ремеслу вынуждает говорить избитые слова о его небывалом творческом подъеме. Приведу перечень изданных им поэтических сборников только за четыре последних года: "Некто я" (2005 г., 369 стр.), "Зимняя радуга" (2006 г., 232 стр.), "Переворачиваю мир" (2006 г., 223 стр.), "Пульсар" (2007 г., 691 стр.), "Десятая книга (2008 г., 243 стр.), "Дневная фактура (2008 г., 103 стр.), "Разрыв" (2009 г., 165 стр.), "Силовое поле" (2009 г., 224 стр.). И вот держу в руках изящную, только что изданную книжку Никитенко "Нестабильность". Впрочем, "держу" не совсем, а точнее, совсем не точно. Раскрыв ее, я решил прочитать лишь некоторые из его новых стихотворений. И не смог от нее оторваться, пока не прочитал от корки до корки. Благо сборничек камерный. Всего 110 страниц. Но дело не в объеме и не в количестве стихотворений. Замечу, что все произведения в новой книжке датированы 2008 и 2009 годами. Знакомясь с ними, я поневоле вспоминал строчки Марины Цветаевой: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Стихи Саши нужно смаковать, как драгоценные вина, пробовать на язык, как благородный коньяк. Нужно наслаждаться ими. Их обаяние скрывается не только в мысли (зачастую глубокой и не каждому понятной), не только в точном слепке с сегодняшнего дня, но и в волшебной музыке слова, в звуковых и интонационных переливах, в неожиданности метафор и тонкости эпитетов. Ну как не восхититься, как пройти мимо, скажем, вот этого: Терзает нервы привкус нови, пронзает до мозга костей. Как дикий зверь на запах крови, крадусь я к дичи новостей. Вслушаемся в эти хищно-раскатистые "рза", "рвы", "при", "про", "кро", "кра", перебиваемые звонкими вызывающими "за", "за", "зга", "зве", уже не говоря о жемчужине "как дикий зверь на запах крови, крадусь я к дичи новостей". Одно это четверостишие характеризует, насколько это крупное и уникальное явление в отечественной поэзии - Александр Никитенко. Прекрасный поэт и знаток русского слова Осип Мандельштам считал, что поэзия - это плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени, его чернозем, оказываются сверху. А еще он говорил, что поэт не боится повторений и легко пьянеет классическим вином. И то, что верно об одном поэте, верно обо всех. Никитенко не боится черпать вдохновение у поэтов прошлого и опьяняться классическим вином. Говорю это потому, что был просто очарован его стихотворением "Родина", навеянным одноименным творением Михаила Юрьевича Лермонтова. Откровенно перекликаясь с оригиналом, Сашина "Родина" несет отпечаток и приметы нашего вздыбленного, растерянного, полукриминального времени. Из этого же ряда стихотворения Александра "Сквозь времена и грозы", "Близко к аду или раю...", "Когда созвездья блещут в небосводе...". В продолжение темы хочу привести небольшое произведение Евгения Баратынского. Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земли мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать? душа моя Окажется с душой его в сношенье, И как нашел я друга в поколенье, Читателя найду в потомстве я. Разве не этой верой в собственного читателя в потомстве проникнуты заключительные строчки стихотворения Никитенко "Новь бушует"? Новь бушует! Не хочу стареть и я. Выбрав путеводную звезду, я рванул вперед на три столетия. Подгребайте в будущее. Жду. И как бы в продолжение затронутой сокровенной и вещей струны: Ни к чему мне ваши панегирики - в вечных сферах лишний реквизит. Дайте мне глоток сердечной лирики, он меня бессмертьем просквозит. В некоторых стихах Никитенко проглядывает ощущаемое им чувство избранности. И здесь некая толика самоутверждения, пафоса и патетики камуфлируется самоиронией. Об этом, к примеру, стихотворение "Виртуоз". К сожалению, тесные границы газетной статьи не позволяют показать его полностью. Приведу лишь последнюю строфу. Я к шипам привык, не к вашим розам. В самосовершенстве мой секрет, ибо верят только виртуозам, и невиртуозам веры нет. Или вот такое, по-пацанячьи вызывающе-бахвальское, которое так и называется - "Пацан": И если вы мне однажды поверите как пацану, доверчиво и отважно такое вам бацану! Мне уже приходилось отмечать, что по своей глубинной человеческой и поэтической сути Александр Никитенко проникновенный лирик. Публицистикой же в поэзии он вынужден заниматься исключительно по принуждению времени. Ему, как мне кажется, куда больше по душе его "Покосы". Скосили травы - сено тонким слоем поверх стерни пестреет у ручья и пахнет терпким медом, ярким зноем и краткостью земного бытия. Книжка "Нестабильность" выпадает из общего ряда изданий поэта последних лет тем, что вместо любимых им палиндромонов второй ее раздел целиком посвящен "Катренам" - четверостишиям. И здесь Александр открывается с новой стороны. Тут он выступает и как язвительный сатирик, и как философ, и точный хронограф своего времени. Остановлюсь лишь на одном из четверостиший: Есть у кыргызов козлодранье - сверхпопулярная игра. Но популярней казнодранья нет под Луной et cetera. В годы моего студенчества в ходу у литературоведов было определение "исповедальная проза". Последний сборник Александра Никитенко я бы определил как "исповедальная поэзия". А закончу эти беглые заметки его четверостишием: Все, что душе страдать велит, я от себя не отфутболиваю, Когда душа моя болит, я ваши души обезболиваю. Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29856/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007