Распечатать: Один и без дома РаспечататьОставить комментарий: Один и без дома Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Один и без дома Посмотреть комментарии

6 октября 2009

СОЦИАЛКА

Один и без дома

Республиканский центр адаптации и реабилитации несовершеннолетних, расположенный в Бишкеке, ежегодно принимает около полутора тысяч беспризорных детей.

Это лишь небольшая часть от общего количества "генералов песчаных карьеров". По официальным данным, в республике насчитывается более 7 тысяч "ничьих детей" в возрасте от 6 до 18 лет. Но эта цифра может быть неточной, так как беспризорники обычно кочуют из региона в регион. Некоторые источники утверждают, что число "гаврошей" только в столице превышает 15 тысяч. Почему дети оказываются на улице? И что нужно сделать для того, чтобы у каждого из них была семья? Попытка ответить на эти вопросы была предпринята на днях в Бишкеке. Здесь по инициативе министра внутренних дел Молдомусы Конгантиева состоялось расширенное совещание с участием министра образования и науки Абдылды Мусаева, представителей органов внутренних дел и работников системы образования.

    История Аширбека

    Аширбеку 9 лет. Он родился в Лейлекском районе. Когда мальчику было семь, у него умер отец. В поисках лучшей доли они с матерью отправились в столицу. Здесь женщина вышла замуж второй раз. Как оказалось, чужой ребенок мужчине был не нужен. Он регулярно бил пасынка, свою жену и ругался, что вынужден кормить "чужое отродье". Тогда женщина отвела собственного сына на Ошский рынок и оставила его там.

    Днем Аширбек попрошайничал, а ночью отсыпался в люке теплоцентрали. Через месяц его обнаружил участковый милиционер и доставил в реабилитационный центр. Пацана вернули женщине, которая биологически и юридически является его матерью. Но через две недели он снова оказался на Ошском рынке.

    Сейчас его мать лишают родительских прав, а Аширбека определяют в детский дом. Это лучшее, что для него могут сделать взрослые. Сам мальчик ни о чем не просит, его детских сил хватает только на то, чтобы плакать. Сотрудники органов внутренних дел верят, что у него будет все хорошо, потому что, оказавшись один, он не стал воровать или совершать что-то плохое. Женщина, родившая его, утверждает, что другого выхода у нее было. Объяснить, что она чувствовала, когда ее ребенок плакал ей вслед, мамаша не смогла.

    Оградили свободу флажками?

    - У большинства беспризорников есть родители, - говорит Молдомуса Конгантиев. - Чаще всего они потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Наши сотрудники регулярно проводят рейды и выявляют беспризорных. Их доставляют в реабилитационный центр, который почему-то находится в ведении МВД. Работники силовых структур не должны заниматься социальной адаптацией. Мы уже несколько лет просим передать центр в подчинение другому ведомству. Думаем, что в этом случае эффективность работы с беспризорниками будет выше.

    - Даже если подросток хочет вырваться из порочного круга, у него это редко получается, - говорит детский психолог Елена Мищенко. - А все потому, что ничего кроме как воровать или попрошайничать эти дети делать не умеют. Основная задача Центра адаптации и реабилитации несовершеннолетних - спасение и сохранение жизней беспризорников. Что, безусловно, необходимо, однако нужно помочь детям найти себя в этой жизни. Иначе они вскоре снова окажутся на улице или за решеткой.

    История Яна

    "На сто замков запирай вороного - выкраду вместе с замками", - пел в популярном фильме цыганенок Яшка. Есть такой герой и среди бишкекских беспризорников. По национальности цыган, по имени Ян. За неимением вороных коней он воровал железных. За неделю шестнадцатилетний "конокрад" угнал семь автомобилей - работал без выходных. Правда, не один, а с шестью подельниками. Самым старшим в этой группе был сам Ян, а младшему недавно исполнилось десять. К шайке он прибился недавно, до того в течение трех лет, то есть с семилетнего возраста, обворовывал магазины: пролезал в форточки и узкие щели. Брал хлеб, шоколад, сигареты и пиво. Все это для собственных нужд.

    - А когда мне будет шестнадцать лет, я пойду в армию, - мечтает пацан. - Хочу быть солдатом, чтобы родину защищать.

    Непрестижно

    - Работать с детьми, которые уже оказались на улице, сложно, - говорит Молдомуса Конгантиев. - Гораздо эффективнее предотвращать их уход из дома, работать с неблагополучными семьями. А для этого нужна активная работа инспекторов по делам несовершеннолетних (ИДН). Однако из-за нехватки квалифицированных кадров должности участковых и инспекторов ИДН укомплектовываются по остаточному принципу. В Кыргызстане давно сложился стереотип о непрестижности этой работы, что должно стать предметом пристального внимания руководителей отделений МВД на местах. Почему ни один руководитель не добился за счет местных бюджетов дополнительных выплат и других льгот для работников этих категорий? Необходимо повышать квалификацию участковых и инспекторов ИДН на постоянной основе. Следует провести специальную профилактическую подготовку, которая позволит им качественно вести работу с учащимися, родителями и педагогическим коллективом.

    История Бакыта

    Бакыту 14 лет. У него за плечами один класс образования и шесть лет трудового стажа. Он толкает тачку на Ошском рынке. Родители где-то в России, уехали на заработки, мальчик остался с бабушкой, которая вскоре умерла. Папа с мамой прислали деньги один раз и больше не объявлялись.

    - Была бы возможность, учился бы, - утверждает Бакыт. - Но жить было не на что. Бабушкин дом забрали родственники. Приехал в Бишкек с соседом. Сначала он мне помогал, а теперь сам справляюсь, живу в бараке, нас таких там много.

    Всем миром

    - Далеко не все беспризорники - преступники, - говорит Молдомуса Конгантиев. - Но они нигде не учатся, выполняют работу, которая вредит их здоровью, становятся легкой добычей криминальных и религиозных структур. В Кыргызстане в 2009 году в ходе только одного рейда выявлено свыше 200 детей, проживающих в религиозных учреждениях. Можно только догадываться, чему их там обучают. В ходе последнего рейда нашими сотрудниками проверены 1419 религиозных учреждений, 106 из них работали незаконно. В настоящее время экстремистские религиозные движения активизировались. Многие молодые люди имеют весьма смутное представление об идеологической подоплеке и последствиях экстремизма.

    Размышляя о проблемах подростковой преступности, Молдомуса Конгантиев признал недостаточной работу работников силовых ведомств.

    - Однако не стоит всю ответственность перекладывать на милицию, - отметил глава МВД. - Старинная пословица гласит: чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня. В современных реалиях это означает: чтобы решить проблемы наших детей, нужны усилия всего общества.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29489/


Распечатать: Один и без дома РаспечататьОставить комментарий: Один и без дома Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Один и без дома Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007