Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
15 сентября 2009 | ЭКОНОМИКА |
Бес паникиВ условиях, когда мир охвачен паникой из-за кризиса, перед любым бизнесменом, в подчинении которого больше пяти человек, встает вопрос: что сокращать в первую очередь - штаты или зарплату? Урезать или уберечь? Кыргызстан не стал исключением - у нас и зарплаты сотрудникам сокращают, и увольняют. Причем не только тех, чья работа состояла исключительно в перекладывании бумаг с места на место. Под угрозу нивелирования, как зарплаты, так и штатов, попадают и высококвалифицированные специалисты. Сокращение зарплат сотрудников, а порой и их самих, владельцы предприятий называют вынужденной мерой. Разумеется, никто из них не считает себя недобросовестным работодателем, называя свои действия "оптимизацией расходов компании в период кризиса". Так говорили те хозяева фирм, от кого "МСН" удалось получить комментарии. В их словах есть определенный резон. Если предприятие в прошлом году принесло, к примеру, миллион долларов, а в этом - только пятьсот тысяч, то сокращение зарплаты здесь, возможно, и оправданно. Шутка ли - потерять половину прибыли? Все опрошенные говорили о необходимости снизить расходы в кризисную пору, однако никто и словом не обмолвился об увеличении доходов. - Сокращение фондов заработной платы - вынужденная мера, кризисная сама по себе, - говорит директор независимого аналитического центра "Феникс" Игорь Колычев. - Хуже всего, что зарплаты снижают и профессионалам. А это грозит полной потерей их. Иосиф Сталин не зря сказал: "Кадры решают все". Во время кризисов бывает так, что кадры решают больше, чем все. По словам эксперта, опыт всех предыдущих кризисов показал, что личная гарантия руководителя выплатить зарплату каждому, не понижая ее планку, дорогого стоит. Оборот компаний, чьи шефы пошли по "гарантийному" пути, вырастал потом в два раза - в течение последующих месяцев сотрудникам выплачивали все долги по фонду зарплаты. В итоге из этих фирм не ушел ни один человек. Но такая практика, похоже, нашим работодателям не впрок. - Ни сокращение штата, ни снижение зарплат не являются правильными решениями в кризисной ситуации, - считает И. Колычев. - В первую очередь руководитель в форс-мажорных обстоятельствах должен еще больше сплачивать команду вокруг себя и поднимать общий настрой сотрудников. Вместе они быстрее и эффективнее преодолеют кризис. Таким образом, получается, что надо не сокращать издержки (зарплаты и штаты), а увеличивать производительность труда каждого члена коллектива. Ведь если сотрудники чувствуют себя единой сплоченной командой, то и работают с еще большей отдачей и, что крайне важно, с оптимизмом смотрят в будущее. Фирма веников не вяжет Сокращение штатов - вторая по уровню непопулярности мера после урезания зарплаты. Мнения специалистов на этот счет разнятся и здесь. Одни полагают: прежде, чем на это решиться, глава предприятия должен задать себе вопрос: "Что я хочу спасти - продукт или команду?". Руководитель одного из предприятий Бишкека, когда в его двери начал ломиться кризис, решил спасти коллектив. Он собрал своих сотрудников и сказал им: "Ребята, сокращать я вас не буду, но зарплату вам уменьшить придется - не обессудьте". Его поняли - он сохранил и продукт, и команду. Однако таких директоров нынче не много. Как сделать, чтобы увольнения сотрудников прошли максимально безболезненно? Практика показывает: обижать при увольнении никого нельзя. По данным специалистов по информационной безопасности, до семидесяти процентов компромата на владельцев фирм, который гуляет в стране, - результат "слива" со стороны обиженных при увольнении сотрудников. Особенно не рекомендуется увольнять бухгалтеров личных секретарей и водителей. - Бывает, что сокращения штатов неизбежны, - говорит специалист по вопросам информационной безопасности коммерческого банка Сергей Калиниченко. - Коллектив должен понимать необходимость этих действий. Например, одна из наших компаний-клиентов провела общее собрание. Генеральный директор четко объяснил сотрудникам причины сокращения 20 процентов от общего числа, назвал имена "жертв" и детально обрисовал проблемы, которые угрожают компании, если ее владельцы не пойдут на столь непопулярную меру. Коллектив получил исчерпывающую информацию. А те, кто остался, не подверглись чемоданным настроениям: "А вдруг и меня уволят?". Начальство всегда должно быть открытым. Эмоциональная составляющая и вера в руководителя в критической ситуации очень важны, говорят психологи, и единственное средство - это взаимное доверие, основанное на открытости. Если вы не склонны быть прозрачным, как горное озеро, поручите работу с командой своему заместителю. Сотрудники в кризис напряжены больше обычного, и это напряжение необходимо снимать. И уходящие, и остающиеся должны осознать: начальство никуда не прячется - оно всегда готово искать выход вместе со всеми и всегда выслушает любого члена коллектива. - Капитаны должны быть предельно честными со своими экипажами, - советует аналитик Игорь Колычев. - Все должны понимать: увольняют не худших и бесполезных, а тех, чья помощь компании в данной ситуации просто не по карману. Думается, уходящим сотрудникам стоило бы дать объективно положительные рекомендательные письма и не рвать с ними контакты - хороший сотрудник еще вернется... Напоследок о тех руководителях, которые используют экономические неурядицы для увольнения неугодных. Как правило, тот, кто так поступает, сильно портит свой имидж. А ведь рано или поздно все беды кончаются. Кто потом захочет работать с таким руководителем? Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29192/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007